25 июня 2024, Вторник04:47 МСК
Вход/Регистрация

Юридическая фирма «Маклауд Диксон». Комментарии к изменениям в российском законодательстве

Для золотодобывающих компаний большой интерес представляют нововведения в законодательстве связанном с добычей и перерабаботкой ресурсов.

Ниже мы остановимся на нескольких, важных с нашей точки зрения, нововведениях.

В приказе Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» приведена последовательность административных процедур по исполнению государственной функции по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами.

Утвержденный Административный регламент определяет порядок осуществления выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. Определены требования к порядку исполнения государственной функции, перечень административных процедур (в частности, оформление, регистрация и выдача лицензии), порядок и формы контроля за исполнение государственных функций, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица при исполнении государственной функции. Признаны утратившими отдельные акты, касающиеся лицензирования пользования недрами. В частности, письмо Роскомнедра от 10.09.1992 г. № ВО-61/2296 «О Положении о порядке лицензирования пользования недрами».

Для золотодобывающей отрасли особенно важным является то, что в Приказе была сделана попытка собрать в одном документе все основные нормы по данному вопросу. Регламент определяет, что срок по внесению изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, не должен превышать 140 дней. Документ также определяет, что срок по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, не должен превышать 140 дней.

Одной из наиболее актуальных правоприменительных проблем для золотодобытчиков является необходимость переоформления документов при изменении состава собственников проекта. Обычно при реструктуризации или приобретении проекта, новые собственники переоформляют лицензии. Это происходит из-за того, что новые собственники не уверены в том, что активы приобретенной компании являются чистыми. Поэтому лицензию на пользование недрами переоформляют на новую компанию или создают совместное предприятие. До принятия регламента было непонятно, в каких временных рамках, начиная с момента создания новой компании, должна переоформляться лицензия. Теперь указывается, что заявка на переоформление лицензии должна быть подана в течение 6 месяцев. Это положение работает против частных компаний, потому что если компания не уложилась в указанный срок, есть риск того, что лицензия не будет переоформлена на совместное предприятие. Таким образом, при реструктуризации компании или приобретении активов, которые предполагают переоформление лицензии, т.е. передачу лицензии, нужно торопиться.

Кроме того, золотодобывающим компаниям надо обратить внимание на внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр. Это происходит при определенных обстоятельствах. В действующем регламенте указаны всего два таких обстоятельства. На самом деле, также имеются другие обстоятельства, по которым можно вносить изменения и дополнения в лицензии.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.

Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.  Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Роснедра или его соответствующий территориальный орган.

В состав комиссии включаются представители Минприроды России, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Комиссия будет осуществлять согласование проектной документации в отношении пользования недрами, включая геологическое изучение. Хотя до выхода в свет этого постановления, проектная документация проходила государственную и экологическую экспертизу, такого вида бюрократической процедуры раньше не существовало.

Если у золотодобывающей компании есть проект разработки месторождения, то теперь его надо согласовывать. Еще одна проблема заключается в том, что на создание такой комиссии уйдет много времени и к моменту своего создания, она будет завалена проектной документацией недропользователей. Тем не менее, работа над проектами будет продолжаться, но с юридической точки зрения это будет нарушением закона.

В Федеральный закон «О недрах» введено изменение Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ.

Вместо сбора за выдачу лицензии при пользовании недрами, теперь будет уплачиваться государственная пошлина в размерах и порядке, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 42 Закона «О недрах» в новой редакции сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета.

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Приказом Минприроды России от 27 августа 2009 г. № 268 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами» утверждается административный регламент предоставления Роснедрами государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами.

Утвержденный Регламент устанавливает требования к порядку предоставления государственной услуги, определяет условия и сроки ее предоставления, предусматривает перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. В приложении к Регламенту приведены сведения о Федеральном агентстве по недропользованию и территориальных органах Роснедр.

В документе говорится о том, что разрешение на строительство выдается заявителям на каждый объект капитального строительства отдельно или на несколько объектов, входящих в технологический комплекс в соответствии с проектно-сметной документацией.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (9)/июль 2010 г.
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X