27 апреля 2024, Суббота15:04 МСК
Вход/Регистрация

Новый порядок использования и добычи отходов недропользования

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.



Весь 2022 г. был ознаменован тем, что законодатель принял целый ряд законов и подзаконных актов, определяющих порядок использования отходов недропользования.

При этом в 2023 г. ещё будет принят целый блок законопроектов, развивающих положения уже принятых законов в этой сфере.

Основополагающим законом в данном направлении стал Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 343-ФЗ), который вступает в силу с 01.09.2023 г.

песок и техника.jpg

Положения Закона № 343-ФЗ были уточнены в приказе Минприроды России и Роснедр от 25.04.2023 г. № 247/04 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр» (далее — Порядок использования отходов недропользования).

1. Цели использования отходов недропользования

Законом № 343-ФЗ и Порядком использования отходов недропользования введены общие и специальные цели использования отходов.

К общим целям использования от носятся:
  • для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов;
  • для собственных производственных и технологических нужд;
  • для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
  • для рекультивации земель.
Специальные цели использования отходов недропользования предусмотрены для вскрышных и вмещающих пород (далее — вскрыша):
  • для ведения горных работ;
  • для передачи иному пользователю недр для целей, предусмотренных для использования отходов недропользования таким пользователям недр;
  • для передачи иному лицу для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с пользованием недрами (строительство дороги, площадки и т.д.).
Исходя из буквального толкования Закона № 343-ФЗ можно сделать вывод о том, что передавать третьим лицам иные отходы недропользования (хвосты обогащения, шламы и т.д.) законодатель запрещает.

При этом до принятия данного Закона представители Минприроды России высказывались на различных площадках и в письменных ответах о том, что право на использование отходов добычи, отражённое в условиях пользования недрами, не тождественно праву собственности на такие отходы и не включает возможность реализации таких отходов третьим лицам.

добыча.jpg

Однако в обычной хозяйственной деятельности добывающие компании часто продают отходы добычи третьим лицам, но, как правило, судебные споры возникают не по поводу того, имело или не имело лицо право продавать отходы, а являлся ли проданный товар отходом или общераспространённым полезным ископаемым (далее — ОПИ).>1
 Основания для использования отходов недропользования
 I. Для собственных производственных и технологических нужд
• лицензия недропользователя;
• утвержденный техпроект разработки месторождений; и (или)
• утвержденный техпроект строительства и эксплуатации подземных сооружений.
 II. Для ликвидации горных выработок
• лицензия недропользователя;
• утвержденный техпроект ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
 III. Для рекультивации земель
• лицензия недропользователя;
• проект рекультивации земель.
 IV. Для использования вскрышных и вмещающих горных пород для ведения горных работ
• лицензия недропользователя;
• утвержденный техпроект разработки месторождений полезных ископаемых; и (или)
• утвержденный техпроект строительства и эксплуатации подземных сооружений.
 V. Для использования горных пород для передачи иному пользователю недр
• лицензия передающего и получающего пользователя недр;
• договор на передачу пород с актом их приёма-передачи;
• техпроект разработки месторождения и (или) строительства передающего и получающего недропользователя; и (или)
• проект рекультивации, и (или) ликвидации передающего и получающего недропользователя.
 VI. Для использования вскрышных и вмещающих горных пород для передачи третьему лицу (не связано с пользованием недрами)
• лицензия недропользователя;
• договор на передачу пород с приложением акта приёма-передачи пород;
• техпроект разработки месторождения и (или) тех. проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, и (или) проекты ликвидации, и (или) рекультивации недропользователя, передающего породы;
• проектная (строительная) документация лица, получающего породы.

Табл. 1

С 01.09.2023 г. передача иных отходов недропользования, кроме вскрыши третьим лицам, будет нести не только риски привлечения недропользователей к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, но и взыскания Роснедрами с продавцов неосновательного обогащения в размере стоимости реализации вскрыши.

2. Собственник вскрышных и вмещающих пород

В выдаваемых лицензиях на право пользования недрами с 01.09.2023 г. будут указываться сведения о собственнике вскрыши.

С учётом нововведения сразу могут возникнуть несколько вопросов:
  • обязаны ли недропользователи после 01.09.2023 г. вносить изменения в действующие лицензии с целью отражения в них того, что они являются/не являются собственниками вскрыши?
  • если недропользователи не обязаны после 01.09.2023 г. вносить соответствующие изменения, то резюмируется ли их право на использование вскрышных и вмещающих пород после 01.09.2023 г.?
Минприроды, отвечая на эти вопросы, в письме от 14.02.2023 г. № 11-50/1371-ОГ указало, что:
  • обращение пользователя недр за внесением изменений в лицензию на пользование недр в части определения собственника вскрыши законодательством не предусмотрено;
  • реализация права на использование вскрыши возможно для всех недропользователей, независимо от отражения в лицензии сведений о собственнике вскрыши.
3. Бремя платежа за размещение отходов недропользования собственником таких отходов

Рассмотрим отдельный случай, когда по договору подряда (толлинга) передаётся сырьё подрядчику для целей переработки и извлечения из него полезного ископаемого.

В данной ситуации может встать вопрос, кто является собственником отходов (хвостов), образующихся при переработке сырья подрядчиком. Это важно в контексте того, кто будет платить за размещение отходов — заказчик или подрядчик.

С одной стороны, согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) плату за размещение отходов должно нести то лицо, в чьей деятельности образовались отходы.

С другой стороны, ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) определяет, что право собственности на отходы определяется гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путём переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Этот подход используется в отношении определения права собственности как на продукты переработки, так и на отходы, поскольку норма ГК РФ говорит о вещи, а продукт переработки и отход — это вещь. Такие отходы должны признаваться собственностью владельцев перерабатываемого сырья по смыслу п. 1 ст. 220 ГК РФ.

При этом по смыслу ч. 1 ст. 209 ГК РФ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной гражданско-правовой сделки об отчуждении имущества.

Следовательно, если в договоре подряда указано, что при оказании услуг по переработке сырья право собственности на образуемые отходы (хвосты) переходит к подрядчику, то за размещение отходов платит подрядчик. Если это не указано, то платит заказчик.

Это подтверждается устоявшейся судебной практикой, но не в сфере недропользования, а в сфере строительства.

Например, в одном из дел территориальный орган Росприроднадзора попытался взыскать с подрядчика по сносу здания плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в части размещения отходов. При этом в договоре подряда было указано, что при сносе здания образуются отходы, которые вывозятся подрядчиком на полигон.

добыча2.jpg

В итоге суды отказали надзорному органу в иске, мотивируя это тем, что в договоре подряда не было указано, что право собственности на отходы переходит к подрядчику.>2

То есть, если в договоре подряда на переработку руды не указано, что право собственности на образуемые отходы (хвосты) переходит к подрядчику, а подрядчик складирует хвосты и не платит за их размещение, то у заказчика существует риск того, что к нему предъявит требование Росприроднадзор о взыскании платы за сверхнормативное размещение отходов.

4. Нововведения в сфере использования вскрышных и вмещающих пород

Закон № 343-ФЗ и Приказ № 247/04 ввёл ряд новелл, касающихся порядка использования вскрыши, а именно:
  • вскрыша, подлежащая использованию, не является отходами производства, независимо от включения их в Федеральный классификационный каталог отходов (за исключением отходов, предназначенных для передачи иному лицу для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с пользованием недрами);
  • хранение вскрыши, предназначенной для добычи полезных ископаемых должно осуществляться раздельно от вскрыши, предназначенной для использования под иные цели; объекты хранения вскрыши не относятся к объектам размещения отходов (далее — ОРО), за исключением отходов, предназначенных для передачи иному лицу для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с пользованием недрами;
  • состав, объёмы образуемой вскрыши, а также допустимые отклонения и т.д. определяются проектной документацией на разработку месторождений (далее — ПД);
  • проект ликвидации горных выработок и рекультивации земель, предусматривающий использование отходов недропользования и производства, подлежит государственной экологической экспертизе;
  • плата за НВОС при размещении вскрыши, которая подлежит использованию, не взимается, за исключением случаев, если она признана отходами производства и потребления или предназначена для передачи третьему лицу;
  • до 01.01.2026 г. объекты хранения вскрыши подлежат исключению из Государственного реестра ОРО на основании заявления недропользователя>3 в случае, если весь объем вскрыши, находящейся на данном объекте, подлежит использованию.
Данные нововведения призваны вывести вскрышу, подлежащую использованию, из предмета регулирования Закона об отходах, а также дать возможность недропользователям не платить за размещение вскрыши. Это является своего рода стимулированием добывающих компаний к тому, чтобы они в максимально возможных объёмах использовали образуемый ими данный вид отхода.

5. Основания для использования отходов недропользования

С 01.09.2023 г. произвольно использовать отходы недропользования, даже для собственных целей, будет нельзя.

Законодатель определяет специальные основания, при которых у недропользователей появится возможность на их использование.

Данные специальные основания отражены в Порядке использования отходов недропользования.

Такие основания и требуемые документы для этих оснований отражены в таблице 1.

6. Условия для использования отходов недропользования

Порядок использования отходов недропользования предусматривает ряд условий, при которых использование отходов недропользования может быть возможным.

К таким условиям относятся:
  • использованию подлежат отходы недропользования V класса опасности (отходы) и вскрыша, образовавшиеся на лицензионном участке, независимо от даты их образования и от лиц, в результате деятельности которых они образовались;
  • о начале использования отходов недропользования необходимо направить уведомление за 15 рабочих дней до начала использования в территориальный орган Росгеолфонда (для образовавшихся отходов из ОПИ ещё и в Геолфонд субъекта). В отношении каждой цели направляется отдельное Уведомление; к уведомлению прикладывается календарный план по использованию отходов и вскрышных пород, а также утверждённые технические проекты (дополнения), предусматривающие использование отходов и вскрыши;
  • о частичном или полном использовании отходов или вскрыши направляется аналогичное уведомление;
  • если отходы и вскрышные породы содержат полезные ископаемые (далее — ПИ) и попутные компоненты (далее — ПК), не относящиеся к ОПИ, использование их в иных целях допускается после извлечения ПИ и ПК или подтверждения отсутствия технологии их извлечения;
  • подтверждение факта извлечения осуществляется на основании геологической отчётности;
  • подтверждение факта отсутствия технологии подтверждается заключением ГКЗ (ТКЗ) Роснедр и (или) согласованным ЦКР (ТКР) техническим проектом.
Важным нововведением законодателя в данном случае является то, что теперь с 01.09.2023 г. можно использовать не только свои отходы, но и отходы, которые образовались в результате деятельности предшествующих недропользователей. Главное, чтобы они находились на территории лицензионного участка. Если же они не находятся на такой территории, то Законом № 343-ФЗ допускается опция изменения лицензионной площади с возможностью последующего использования отходов.

Также следует отдельно обратить внимание на то, что в целях рационального использования недр, законодатель запрещает каким-либо образом использовать отходы, пока из них не будут извлечены ПИ и ПК, или не доказано, что их извлечь невозможно. В противном случае такие ПИ и ПК попросту обратно «закапывались» бы в землю, а государство недополучало бы НДПИ.

7. Порядок передачи вскрышной и вмещающей породы третьим лицам

Хотя Закон № 343-ФЗ и допускает передачу вскрыши третьим лицам, но Порядок использования отходов недропользования строго регламентирует этот процесс.

Так, например:
  • недропользователь, передавший вскрышу обязан через Личный кабинет недропользователя направить в Роснедра (территориальный орган) договор на передачу (может быть заключён под отлагательным условием) и акт приёма-передачи не позднее 5 рабочих дней с даты подписания акта-передачи;
  • Роснедра (территориальный орган) размещают договор на передачу и акт приёма-передачи в ФГИС «АСЛН»;
  • не допускается дальнейшая передача третьим лицам вскрыши от лиц, получивших от недропользователей такую вскрышу;
  • если вскрыша не была использована получившими её лицами от недропользователя, то она подлежит возврату недропользователю, который обязан её принять, по истечении срока, предусмотренного технической документацией получившими её лицами;
  • срок использования вскрыши третьими лицами определён в ПД таких третьих лиц.
То есть, данными ограничениями запрещена схема перепродажи вскрыши третьими лицами. Действует принцип «получил вскрышу — обязан её использовать».

При этом обязанность обратного получения недропользователем переданной третьим лицам вскрыши, в случае её неиспользования третьими лицами, порождает ряд вопросов в гражданско-правовой плоскости.

Например, чьими силами и за чей счёт должна передаваться вскрыша недропользователю?

Также непонятно, если был заключён возмездный договор передачи вскрыши и недропользователь получил за неё вознаграждение, то каким образом и в каком объёме он должен вернуть вознаграждение (если должен) за возвращаемую ему третьим лицом вскрышу, с которого он уплатил НДС и налог на прибыль?

Эти вопросы нужно детально прорабатывать в договорах передачи вскрышных и вмещающих пород.

8. Особенности внесения изменений в ПД, предусматривающую, в том числе использование отходов недропользования

В развитие Закона № 343-ФЗ Минприроды России было утверждено постановление Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.11.2021 г. № 2127».

добычачб.jpg

Данным Постановлением внесены изменения в порядок согласования Комиссией Роснедр ПД, предусматривающей, в том числе использование отходов недропользования.

Так, например:
  • ПД, согласованная до 01.09.2023 г., в которой использование отходов отражено в мероприятиях рационального использования недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности, приводить в соответствие с новыми Правилами не нужно. Такое ПД действуют до своего окончания; 
  • на Комиссию в части использования отходов (если они имеют самостоятельное промышленное значение) представляются следующие виды ПД: технический проект разработки месторождений, проект опытно-промышленных работ, а также технологическая схема первичной переработки минерального сырья, а также изменения к данной ПД; 
  • ПД, касающаяся использования вскрыши, направляется Роснедрами одновременно в Комиссию и Росприроднадзор для выдачи им заключения по ПД, которое будет учитываться Комиссией при согласовании ПД; 
  • Росприроднадзор рассматривает ПД в части объёмов и сроков использования вскрыши в течение 5 рабочих дней и направляет в Комиссию заключение;
  • если Комиссией выявлены основания для отказа в согласовании ПД, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты регистрации заявления, Комиссия направляет недропользователю уведомление о необходимости доработки ПД; недропользователь вправе устранить недостатки ПД в течение 30 рабочих дней с даты направления Комиссией Уведомления;
  • если при рассмотрении ПД выявлено несоответствие ПД условиям пользования недрами, а также сроку пользования участком недр, установленному в лицензии, при отсутствии иных оснований для отказа, Роснедра уведомляет об этом недропользователя не позднее 5 рабочих дней до окончания срока рассмотрения ПД;
  • при направлении такого Уведомления Роснедрами, срок рассмотрения Комиссией ПД приостанавливается на 10 рабочих дней, за который недропользователь должен подать заявление в Рос недра о внесении изменений в лицензию и уведомить об этом Роснедра;
  • срок рассмотрения ПД Комиссией возобновляется не позднее чем за 3 рабочих дня после внесения изменений в условия пользования недрами или отказа в таком внесении, отражаемых в Государственном реестре условий недропользования.
Из буквального прочтения Постановления, которое вносит изменение в п. 9 Правил подготовки и согласования технических проектов, можно сделать вывод, что согласованную и утверждённую недропользователем ПД до 01.09.2023 г. в части использования отходов не будет нужно приводить в соответствие с новыми нормами законодательства об отходах недропользования, если она содержит:
  • цели использования отходов; состав, объёмы образуемых и используемых вскрышных и вмещающих горных пород;
  • допустимые отклонения таких объемов;
  • условия и сроки использования вскрышных и вмещающих горных пород в целях, указанных в части первой настоящей статьи;
  • требования к раздельному хранению вскрышных и вмещающих горных пород;
  • требования к объектам хранения вскрышных и вмещающих горных пород.
В этом случае недропользователь также не будет должен платить за размещение вскрыши, предназначенной для использования (за исключением случая передачи вскрыши третьему лицу), при условии, что он её использует в сроки, предусмотренные ПД.

Также следует отметить, что данным Постановлением введён в действие механизм внесения изменений в условия пользования недрами, аналогичный механизму при экспертизе Росгеолэкспертизой проектов на геологическое изучение.>4

Это является позитивным шагом, позволяющим разомкнуть замкнутый круг, когда, например, лицензия у недропользования действует до 2025 г., а дополнением к техническому проекту, предоставляемому для согласования Комиссией Роснедр, предусмотрена рекультивация земельного участка с использованием вскрышных пород с 2025 по 2026 гг.

В рамках нового Постановления в данном случае Комиссия должна направить недропользователю уведомление о несоответствии календаря, указанного в дополнении к техническому проекту и сроку окончания лицензии, и о приостановке рассмотрения дополнения.

У недропользователя в данном случае появляется возможность внести изменение в лицензию в части увеличения срока лицензии и в дальнейшем получить согласование Комиссии соответствующего дополнения техническому проекту разработки месторождения.

Новый порядок добычи отходов недропользования

Новый порядок использования отходов недропользования, вступающий в силу с 01.09.2023 г., регламентирует также и порядок добычи таких отходов.

При этом в Федеральном законе от 14.07.2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 343- ФЗ) одной из целей использования отходов недропользования является как раз их добыча.

1. Основания для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования

В развитие Закона № 343-ФЗ Минприроды России и Роснедра разработали приказ от 25.04.2023 г. № 246/03 «Об утверждении порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих пород» (далее — Порядок).

Данным Порядком были отражены условия, при которых можно добывать полезные ископаемые (далее — ПИ) и попутные компоненты (ПК) из отходов недропользования, которые одновременно являются отходами производства (хвосты обогащения, шламы и т.д.), а также вскрышных и вмещающих пород (далее — вскрыша), которые выводятся из регулирования законодательства об отходах производства.

К таким условиям относятся:
  • отходы и вскрыша должны быть образованы на участке недр, предоставленном недропользователю;
  • у недропользователя должна быть сквозная или совмещённая лицензия на добычу ПИ. Получение отдельной лицензии на разведку и добычу ПИ и ПК из отходов недропользования и вскрыши не требуется; запасы ПИ и ПК, находящиеся в отходах и вскрыше, должны быть поставлены на государственный баланс;
  • недропользователь должен разработать отдельный технический проект на добычу ПИ и ПК из отходов или вскрыши, если отходы будут признаны Комиссией ГКЗ (ТКЗ), как имеющие самостоятельное промышленное значение;
  • недропользователь должен разработать дополнение к своему основному техническому проекту, если отходы или вскрыша будут признаны комиссией ГКЗ (ТКЗ), как не имеющие самостоятельное промышленное значение;
  • технические проекты/дополнения к основному техническому проекту являются объектами государственной экологической экспертизы, если они предусматривают строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории;
  •  недропользователь должен направить не позднее чем за 15 рабочих дней до начала добычи уведомление через Личный кабинет недропользователя о начале добычи ПИ и ПК из отходов или вскрыши в Росгеолфонд (территориальный орган);
  • добыча ПИ и ПК из отходов или вскрыши допускается после оформления уточнённых границ горного отвода;
  • не допускается превышение допустимых отклонений при добыче ПИ и ПК из отходов или вскрыши, утверждённое техническими проектами.>5
Данные нововведения фактически позволят добывать полезные ископаемые из отходов недропользования и вскрыши, образованных не только текущим недропользователем, но и его предшественникам, которые проводили соответствующие работы на данном лицензионном участке. При этом получать отдельную лицензию на добычу ПИ и ПК из отходов или вскрыши не будет нужно согласно Порядку. Достаточно иметь совмещённую или сквозную лицензию на добычу своего ПИ.

Порядком также введена возможность добычи ПИ и ПК из отходов и вскрыши, находящихся за пределами лицензионного участка после изменения его границы, включающей такие отходы и вскрышу.

Эта возможность направлена на соблюдение принципа рационального использования недр и уменьшения экологического вреда от размещённых на земельных участках отходов и вскрыши.

Однако данным Порядком не предусмотрено, что понимать под отходами и вскрышей, имеющими или не имеющими «самостоятельное промышленное значение».

Очевидно, этот вопрос будет решаться при постановке запасов ПИ и ПК Комиссией ГКЗ (ТКЗ) на государственный баланс с учётом содержания ПИ и ПК в отходах и вскрыше.

Возможно будет учитываться включены ли ПИ и ПК, находящиеся в отходах или вскрыше, в лицензию недропользователя. Если они не включены, то для их добычи может понадобиться отдельная технология извлечения, новое оборудование и т.д., что может привести к необходимости разработки отдельного технического проекта для добычи таких ПИ и ПК.

Отдельно стоит указать, что добыча ПИ и ПК из отходов и вскрыши будет возможна только после уточнения границ горного отвода. То есть до начала добычи недропользователям будет необходимо изменить границы действующего горного отвода, либо получить отдельный горный отвод под добычу ПИ и ПК из отходов и вскрыши.

При разработке отдельных технических проектов на добычу ПИ и ПК из отходов и вскрыши или дополнений к основным техническим проектам особое внимание следует уделить допустимым отклонениям при добыче ПИ и ПК. Порядком не допускаются какие-либо отклонения от объёма допустимых отклонений. В противном случае недропользователям их допустившим грозит привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (штраф для юридических лиц — до 500 тыс. руб.).

2. Требования к техническим проектам, предусматривающим добычу ПИ и ПК из отходов недропользования и вскрыши

Порядком определено, что должно быть включено в технические проекты, предусматривающие добычу ПИ и ПК из отходов и вскрыши, а именно:
  • физико-химический и минеральный состав отходов и вскрыши;
  • виды ПИ и ПК, подлежащие добыче из отходов и вскрыши;
  • источник и дата (период) образования отходов и вскрыши;
  • допустимые отклонения объемов добычи ПИ и ПК;
  • условия и сроки добычи ПИ и ПК из отходов и вскрыши;
  • требования к раздельному хранению вскрыши, подлежащей использованию;
  • требования к объектам хранения вскрыши;
  • условия соблюдения требований по рациональному использованию и охране недр при добыче ПИ и ПК из отходов и вскрыши;
  • географические координаты местоположения отходов и вскрыши;
  • обоснование необходимости изменения границ лицензионного участка путём включения объектов хранения отходов и вскрыши в такие границы (при необходимости).
3. Разграничение понятий полезное ископаемое и полезный компонент

В Законе № 343-ФЗ и Порядке не разграничиваются понятия «полезное ископаемое» и «полезный компонент».

Вместе с тем действующее законодательство о недрах не содержит определения указанных терминов.

Так, согласно ГОСТ Р 59071-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Недра. Термины и определения (утв. приказом Росстандарта от 01.10.2020 г. № 732-ст), полезное ископаемое представляет собой содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганического или органического происхождения, которые находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии, химический состав и физические свойства которых позволяют осуществлять их промышленное и иное хозяйственное использование в природном виде или после первичной обработки (очистки, обогащения).

В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезные ископаемые именуются добытым полезными ископаемыми, которыми признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

В свою очередь, Методические рекомендации по комплексному изучению месторождений и подсчету запасов попутных полезных ископаемых и компонентов, рекомендованные протоколом Минприроды России от 03.04.2007 г. № 11-17/0044-пр, содержат такой термин, как «основной полезный компонент», к которому от носятся заключенные в полезных ископаемых металлы и другие химические элементы, их соединения или минералы, определяющие промышленную значимость месторождения, т.е. возможность его рентабельной отработки без учета стоимости прочих (попутных) компонентов.

>1 См. постановление Президиума Забайкальского краевого суда от 16.05.2019 г. № 44Г-44/2019; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2013 г. по делу № А53-9523/2011; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2016 г. по делу № А32-16828/2015.
>2 См. постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.04.2022 г. по делу № А32-54888/2020; постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 г. по делу № А65-28113/2020.
>3 См. приказ Минприроды России от 19.04.2023 г. № 211 «О внесении изменений в приказ Минприроды России от 30.09.2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
>4 См. постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 г. № 674 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых…».
>5 См. п. 3 приказа Минприроды России и Роснедр от 25.04.2023 г. № 246/03 «Об утверждении порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих пород».

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (60)/июнь 2023 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X