09 сентября 2024, Понедельник
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
1 октября 2023

Новый порядок использования и добычи отходов недропользования

messages_black
0
eye_black
3110
like_black
1
dislike_black
1
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.



Весь 2022 г. был ознаменован тем, что законодатель принял целый ряд законов и подзаконных актов, определяющих порядок использования отходов недропользования.

При этом в 2023 г. ещё будет принят целый блок законопроектов, развивающих положения уже принятых законов в этой сфере.

Основополагающим законом в данном направлении стал Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 343-ФЗ), который вступает в силу с 01.09.2023 г.

песок и техника.jpg

Положения Закона № 343-ФЗ были уточнены в приказе Минприроды России и Роснедр от 25.04.2023 г. № 247/04 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр» (далее — Порядок использования отходов недропользования).

1. Цели использования отходов недропользования

Законом № 343-ФЗ и Порядком использования отходов недропользования введены общие и специальные цели использования отходов.

К общим целям использования от носятся:
  • для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов;
  • для собственных производственных и технологических нужд;
  • для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
  • для рекультивации земель.
Специальные цели использования отходов недропользования предусмотрены для вскрышных и вмещающих пород (далее — вскрыша):
  • для ведения горных работ;
  • для передачи иному пользователю недр для целей, предусмотренных для использования отходов недропользования таким пользователям недр;
  • для передачи иному лицу для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с пользованием недрами (строительство дороги, площадки и т.д.).
Исходя из буквального толкования Закона № 343-ФЗ можно сделать вывод о том, что передавать третьим лицам иные отходы недропользования (хвосты обогащения, шламы и т.д.) законодатель запрещает.

При этом до принятия данного Закона представители Минприроды России высказывались на различных площадках и в письменных ответах о том, что право на использование отходов добычи, отражённое в условиях пользования недрами, не тождественно праву собственности на такие отходы и не включает возможность реализации таких отходов третьим лицам.

добыча.jpg

Однако в обычной хозяйственной деятельности добывающие компании часто продают отходы добычи третьим лицам, но, как правило, судебные споры возникают не по поводу того, имело или не имело лицо право продавать отходы, а являлся ли проданный товар отходом или общераспространённым полезным ископаемым (далее — ОПИ).>1
 Основания для использования отходов недропользования
 I. Для собственных производственных и технологических нужд
• лицензия недропользователя;
• утвержденный техпроект разработки месторождений; и (или)
• утвержденный техпроект строительства и эксплуатации подземных сооружений.
 II. Для ликвидации горных выработок
• лицензия недропользователя;
• утвержденный техпроект ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
 III. Для рекультивации земель
• лицензия недропользователя;
• проект рекультивации земель.
 IV. Для использования вскрышных и вмещающих горных пород для ведения горных работ
• лицензия недропользователя;
• утвержденный техпроект разработки месторождений полезных ископаемых; и (или)
• утвержденный техпроект строительства и эксплуатации подземных сооружений.
 V. Для использования горных пород для передачи иному пользователю недр
• лицензия передающего и получающего пользователя недр;
• договор на передачу пород с актом их приёма-передачи;
• техпроект разработки месторождения и (или) строительства передающего и получающего недропользователя; и (или)
• проект рекультивации, и (или) ликвидации передающего и получающего недропользователя.
 VI. Для использования вскрышных и вмещающих горных пород для передачи третьему лицу (не связано с пользованием недрами)
• лицензия недропользователя;
• договор на передачу пород с приложением акта приёма-передачи пород;
• техпроект разработки месторождения и (или) тех. проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, и (или) проекты ликвидации, и (или) рекультивации недропользователя, передающего породы;
• проектная (строительная) документация лица, получающего породы.

Табл. 1

С 01.09.2023 г. передача иных отходов недропользования, кроме вскрыши третьим лицам, будет нести не только риски привлечения недропользователей к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, но и взыскания Роснедрами с продавцов неосновательного обогащения в размере стоимости реализации вскрыши.

2. Собственник вскрышных и вмещающих пород

В выдаваемых лицензиях на право пользования недрами с 01.09.2023 г. будут указываться сведения о собственнике вскрыши.

С учётом нововведения сразу могут возникнуть несколько вопросов:
  • обязаны ли недропользователи после 01.09.2023 г. вносить изменения в действующие лицензии с целью отражения в них того, что они являются/не являются собственниками вскрыши?
  • если недропользователи не обязаны после 01.09.2023 г. вносить соответствующие изменения, то резюмируется ли их право на использование вскрышных и вмещающих пород после 01.09.2023 г.?
Минприроды, отвечая на эти вопросы, в письме от 14.02.2023 г. № 11-50/1371-ОГ указало, что:
  • обращение пользователя недр за внесением изменений в лицензию на пользование недр в части определения собственника вскрыши законодательством не предусмотрено;
  • реализация права на использование вскрыши возможно для всех недропользователей, независимо от отражения в лицензии сведений о собственнике вскрыши.
3. Бремя платежа за размещение отходов недропользования собственником таких отходов

Рассмотрим отдельный случай, когда по договору подряда (толлинга) передаётся сырьё подрядчику для целей переработки и извлечения из него полезного ископаемого.

В данной ситуации может встать вопрос, кто является собственником отходов (хвостов), образующихся при переработке сырья подрядчиком. Это важно в контексте того, кто будет платить за размещение отходов — заказчик или подрядчик.

С одной стороны, согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) плату за размещение отходов должно нести то лицо, в чьей деятельности образовались отходы.

С другой стороны, ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) определяет, что право собственности на отходы определяется гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путём переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Этот подход используется в отношении определения права собственности как на продукты переработки, так и на отходы, поскольку норма ГК РФ говорит о вещи, а продукт переработки и отход — это вещь. Такие отходы должны признаваться собственностью владельцев перерабатываемого сырья по смыслу п. 1 ст. 220 ГК РФ.

При этом по смыслу ч. 1 ст. 209 ГК РФ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной гражданско-правовой сделки об отчуждении имущества.

Следовательно, если в договоре подряда указано, что при оказании услуг по переработке сырья право собственности на образуемые отходы (хвосты) переходит к подрядчику, то за размещение отходов платит подрядчик. Если это не указано, то платит заказчик.

Это подтверждается устоявшейся судебной практикой, но не в сфере недропользования, а в сфере строительства.

Например, в одном из дел территориальный орган Росприроднадзора попытался взыскать с подрядчика по сносу здания плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в части размещения отходов. При этом в договоре подряда было указано, что при сносе здания образуются отходы, которые вывозятся подрядчиком на полигон.

добыча2.jpg

В итоге суды отказали надзорному органу в иске, мотивируя это тем, что в договоре подряда не было указано, что право собственности на отходы переходит к подрядчику.>2

То есть, если в договоре подряда на переработку руды не указано, что право собственности на образуемые отходы (хвосты) переходит к подрядчику, а подрядчик складирует хвосты и не платит за их размещение, то у заказчика существует риск того, что к нему предъявит требование Росприроднадзор о взыскании платы за сверхнормативное размещение отходов.

4. Нововведения в сфере использования вскрышных и вмещающих пород

Закон № 343-ФЗ и Приказ № 247/04 ввёл ряд новелл, касающихся порядка использования вскрыши, а именно:
  • вскрыша, подлежащая использованию, не является отходами производства, независимо от включения их в Федеральный классификационный каталог отходов (за исключением отходов, предназначенных для передачи иному лицу для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с пользованием недрами);
  • хранение вскрыши, предназначенной для добычи полезных ископаемых должно осуществляться раздельно от вскрыши, предназначенной для использования под иные цели; объекты хранения вскрыши не относятся к объектам размещения отходов (далее — ОРО), за исключением отходов, предназначенных для передачи иному лицу для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с пользованием недрами;
  • состав, объёмы образуемой вскрыши, а также допустимые отклонения и т.д. определяются проектной документацией на разработку месторождений (далее — ПД);
  • проект ликвидации горных выработок и рекультивации земель, предусматривающий использование отходов недропользования и производства, подлежит государственной экологической экспертизе;
  • плата за НВОС при размещении вскрыши, которая подлежит использованию, не взимается, за исключением случаев, если она признана отходами производства и потребления или предназначена для передачи третьему лицу;
  • до 01.01.2026 г. объекты хранения вскрыши подлежат исключению из Государственного реестра ОРО на основании заявления недропользователя>3 в случае, если весь объем вскрыши, находящейся на данном объекте, подлежит использованию.
Данные нововведения призваны вывести вскрышу, подлежащую использованию, из предмета регулирования Закона об отходах, а также дать возможность недропользователям не платить за размещение вскрыши. Это является своего рода стимулированием добывающих компаний к тому, чтобы они в максимально возможных объёмах использовали образуемый ими данный вид отхода.

5. Основания для использования отходов недропользования

С 01.09.2023 г. произвольно использовать отходы недропользования, даже для собственных целей, будет нельзя.

Законодатель определяет специальные основания, при которых у недропользователей появится возможность на их использование.

Данные специальные основания отражены в Порядке использования отходов недропользования.

Такие основания и требуемые документы для этих оснований отражены в таблице 1.

6. Условия для использования отходов недропользования

Порядок использования отходов недропользования предусматривает ряд условий, при которых использование отходов недропользования может быть возможным.

К таким условиям относятся:
  • использованию подлежат отходы недропользования V класса опасности (отходы) и вскрыша, образовавшиеся на лицензионном участке, независимо от даты их образования и от лиц, в результате деятельности которых они образовались;
  • о начале использования отходов недропользования необходимо направить уведомление за 15 рабочих дней до начала использования в территориальный орган Росгеолфонда (для образовавшихся отходов из ОПИ ещё и в Геолфонд субъекта). В отношении каждой цели направляется отдельное Уведомление; к уведомлению прикладывается календарный план по использованию отходов и вскрышных пород, а также утверждённые технические проекты (дополнения), предусматривающие использование отходов и вскрыши;
  • о частичном или полном использовании отходов или вскрыши направляется аналогичное уведомление;
  • если отходы и вскрышные породы содержат полезные ископаемые (далее — ПИ) и попутные компоненты (далее — ПК), не относящиеся к ОПИ, использование их в иных целях допускается после извлечения ПИ и ПК или подтверждения отсутствия технологии их извлечения;
  • подтверждение факта извлечения осуществляется на основании геологической отчётности;
  • подтверждение факта отсутствия технологии подтверждается заключением ГКЗ (ТКЗ) Роснедр и (или) согласованным ЦКР (ТКР) техническим проектом.
Важным нововведением законодателя в данном случае является то, что теперь с 01.09.2023 г. можно использовать не только свои отходы, но и отходы, которые образовались в результате деятельности предшествующих недропользователей. Главное, чтобы они находились на территории лицензионного участка. Если же они не находятся на такой территории, то Законом № 343-ФЗ допускается опция изменения лицензионной площади с возможностью последующего использования отходов.

Также следует отдельно обратить внимание на то, что в целях рационального использования недр, законодатель запрещает каким-либо образом использовать отходы, пока из них не будут извлечены ПИ и ПК, или не доказано, что их извлечь невозможно. В противном случае такие ПИ и ПК попросту обратно «закапывались» бы в землю, а государство недополучало бы НДПИ.

7. Порядок передачи вскрышной и вмещающей породы третьим лицам

Хотя Закон № 343-ФЗ и допускает передачу вскрыши третьим лицам, но Порядок использования отходов недропользования строго регламентирует этот процесс.

Так, например:
  • недропользователь, передавший вскрышу обязан через Личный кабинет недропользователя направить в Роснедра (территориальный орган) договор на передачу (может быть заключён под отлагательным условием) и акт приёма-передачи не позднее 5 рабочих дней с даты подписания акта-передачи;
  • Роснедра (территориальный орган) размещают договор на передачу и акт приёма-передачи в ФГИС «АСЛН»;
  • не допускается дальнейшая передача третьим лицам вскрыши от лиц, получивших от недропользователей такую вскрышу;
  • если вскрыша не была использована получившими её лицами от недропользователя, то она подлежит возврату недропользователю, который обязан её принять, по истечении срока, предусмотренного технической документацией получившими её лицами;
  • срок использования вскрыши третьими лицами определён в ПД таких третьих лиц.
То есть, данными ограничениями запрещена схема перепродажи вскрыши третьими лицами. Действует принцип «получил вскрышу — обязан её использовать».

При этом обязанность обратного получения недропользователем переданной третьим лицам вскрыши, в случае её неиспользования третьими лицами, порождает ряд вопросов в гражданско-правовой плоскости.

Например, чьими силами и за чей счёт должна передаваться вскрыша недропользователю?

Также непонятно, если был заключён возмездный договор передачи вскрыши и недропользователь получил за неё вознаграждение, то каким образом и в каком объёме он должен вернуть вознаграждение (если должен) за возвращаемую ему третьим лицом вскрышу, с которого он уплатил НДС и налог на прибыль?

Эти вопросы нужно детально прорабатывать в договорах передачи вскрышных и вмещающих пород.

8. Особенности внесения изменений в ПД, предусматривающую, в том числе использование отходов недропользования

В развитие Закона № 343-ФЗ Минприроды России было утверждено постановление Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.11.2021 г. № 2127».

добычачб.jpg

Данным Постановлением внесены изменения в порядок согласования Комиссией Роснедр ПД, предусматривающей, в том числе использование отходов недропользования.

Так, например:
  • ПД, согласованная до 01.09.2023 г., в которой использование отходов отражено в мероприятиях рационального использования недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности, приводить в соответствие с новыми Правилами не нужно. Такое ПД действуют до своего окончания; 
  • на Комиссию в части использования отходов (если они имеют самостоятельное промышленное значение) представляются следующие виды ПД: технический проект разработки месторождений, проект опытно-промышленных работ, а также технологическая схема первичной переработки минерального сырья, а также изменения к данной ПД; 
  • ПД, касающаяся использования вскрыши, направляется Роснедрами одновременно в Комиссию и Росприроднадзор для выдачи им заключения по ПД, которое будет учитываться Комиссией при согласовании ПД; 
  • Росприроднадзор рассматривает ПД в части объёмов и сроков использования вскрыши в течение 5 рабочих дней и направляет в Комиссию заключение;
  • если Комиссией выявлены основания для отказа в согласовании ПД, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты регистрации заявления, Комиссия направляет недропользователю уведомление о необходимости доработки ПД; недропользователь вправе устранить недостатки ПД в течение 30 рабочих дней с даты направления Комиссией Уведомления;
  • если при рассмотрении ПД выявлено несоответствие ПД условиям пользования недрами, а также сроку пользования участком недр, установленному в лицензии, при отсутствии иных оснований для отказа, Роснедра уведомляет об этом недропользователя не позднее 5 рабочих дней до окончания срока рассмотрения ПД;
  • при направлении такого Уведомления Роснедрами, срок рассмотрения Комиссией ПД приостанавливается на 10 рабочих дней, за который недропользователь должен подать заявление в Рос недра о внесении изменений в лицензию и уведомить об этом Роснедра;
  • срок рассмотрения ПД Комиссией возобновляется не позднее чем за 3 рабочих дня после внесения изменений в условия пользования недрами или отказа в таком внесении, отражаемых в Государственном реестре условий недропользования.
Из буквального прочтения Постановления, которое вносит изменение в п. 9 Правил подготовки и согласования технических проектов, можно сделать вывод, что согласованную и утверждённую недропользователем ПД до 01.09.2023 г. в части использования отходов не будет нужно приводить в соответствие с новыми нормами законодательства об отходах недропользования, если она содержит:
  • цели использования отходов; состав, объёмы образуемых и используемых вскрышных и вмещающих горных пород;
  • допустимые отклонения таких объемов;
  • условия и сроки использования вскрышных и вмещающих горных пород в целях, указанных в части первой настоящей статьи;
  • требования к раздельному хранению вскрышных и вмещающих горных пород;
  • требования к объектам хранения вскрышных и вмещающих горных пород.
В этом случае недропользователь также не будет должен платить за размещение вскрыши, предназначенной для использования (за исключением случая передачи вскрыши третьему лицу), при условии, что он её использует в сроки, предусмотренные ПД.

Также следует отметить, что данным Постановлением введён в действие механизм внесения изменений в условия пользования недрами, аналогичный механизму при экспертизе Росгеолэкспертизой проектов на геологическое изучение.>4

Это является позитивным шагом, позволяющим разомкнуть замкнутый круг, когда, например, лицензия у недропользования действует до 2025 г., а дополнением к техническому проекту, предоставляемому для согласования Комиссией Роснедр, предусмотрена рекультивация земельного участка с использованием вскрышных пород с 2025 по 2026 гг.

В рамках нового Постановления в данном случае Комиссия должна направить недропользователю уведомление о несоответствии календаря, указанного в дополнении к техническому проекту и сроку окончания лицензии, и о приостановке рассмотрения дополнения.

У недропользователя в данном случае появляется возможность внести изменение в лицензию в части увеличения срока лицензии и в дальнейшем получить согласование Комиссии соответствующего дополнения техническому проекту разработки месторождения.

Новый порядок добычи отходов недропользования

Новый порядок использования отходов недропользования, вступающий в силу с 01.09.2023 г., регламентирует также и порядок добычи таких отходов.

При этом в Федеральном законе от 14.07.2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 343- ФЗ) одной из целей использования отходов недропользования является как раз их добыча.

1. Основания для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования

В развитие Закона № 343-ФЗ Минприроды России и Роснедра разработали приказ от 25.04.2023 г. № 246/03 «Об утверждении порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих пород» (далее — Порядок).

Данным Порядком были отражены условия, при которых можно добывать полезные ископаемые (далее — ПИ) и попутные компоненты (ПК) из отходов недропользования, которые одновременно являются отходами производства (хвосты обогащения, шламы и т.д.), а также вскрышных и вмещающих пород (далее — вскрыша), которые выводятся из регулирования законодательства об отходах производства.

К таким условиям относятся:
  • отходы и вскрыша должны быть образованы на участке недр, предоставленном недропользователю;
  • у недропользователя должна быть сквозная или совмещённая лицензия на добычу ПИ. Получение отдельной лицензии на разведку и добычу ПИ и ПК из отходов недропользования и вскрыши не требуется; запасы ПИ и ПК, находящиеся в отходах и вскрыше, должны быть поставлены на государственный баланс;
  • недропользователь должен разработать отдельный технический проект на добычу ПИ и ПК из отходов или вскрыши, если отходы будут признаны Комиссией ГКЗ (ТКЗ), как имеющие самостоятельное промышленное значение;
  • недропользователь должен разработать дополнение к своему основному техническому проекту, если отходы или вскрыша будут признаны комиссией ГКЗ (ТКЗ), как не имеющие самостоятельное промышленное значение;
  • технические проекты/дополнения к основному техническому проекту являются объектами государственной экологической экспертизы, если они предусматривают строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории;
  •  недропользователь должен направить не позднее чем за 15 рабочих дней до начала добычи уведомление через Личный кабинет недропользователя о начале добычи ПИ и ПК из отходов или вскрыши в Росгеолфонд (территориальный орган);
  • добыча ПИ и ПК из отходов или вскрыши допускается после оформления уточнённых границ горного отвода;
  • не допускается превышение допустимых отклонений при добыче ПИ и ПК из отходов или вскрыши, утверждённое техническими проектами.>5
Данные нововведения фактически позволят добывать полезные ископаемые из отходов недропользования и вскрыши, образованных не только текущим недропользователем, но и его предшественникам, которые проводили соответствующие работы на данном лицензионном участке. При этом получать отдельную лицензию на добычу ПИ и ПК из отходов или вскрыши не будет нужно согласно Порядку. Достаточно иметь совмещённую или сквозную лицензию на добычу своего ПИ.

Порядком также введена возможность добычи ПИ и ПК из отходов и вскрыши, находящихся за пределами лицензионного участка после изменения его границы, включающей такие отходы и вскрышу.

Эта возможность направлена на соблюдение принципа рационального использования недр и уменьшения экологического вреда от размещённых на земельных участках отходов и вскрыши.

Однако данным Порядком не предусмотрено, что понимать под отходами и вскрышей, имеющими или не имеющими «самостоятельное промышленное значение».

Очевидно, этот вопрос будет решаться при постановке запасов ПИ и ПК Комиссией ГКЗ (ТКЗ) на государственный баланс с учётом содержания ПИ и ПК в отходах и вскрыше.

Возможно будет учитываться включены ли ПИ и ПК, находящиеся в отходах или вскрыше, в лицензию недропользователя. Если они не включены, то для их добычи может понадобиться отдельная технология извлечения, новое оборудование и т.д., что может привести к необходимости разработки отдельного технического проекта для добычи таких ПИ и ПК.

Отдельно стоит указать, что добыча ПИ и ПК из отходов и вскрыши будет возможна только после уточнения границ горного отвода. То есть до начала добычи недропользователям будет необходимо изменить границы действующего горного отвода, либо получить отдельный горный отвод под добычу ПИ и ПК из отходов и вскрыши.

При разработке отдельных технических проектов на добычу ПИ и ПК из отходов и вскрыши или дополнений к основным техническим проектам особое внимание следует уделить допустимым отклонениям при добыче ПИ и ПК. Порядком не допускаются какие-либо отклонения от объёма допустимых отклонений. В противном случае недропользователям их допустившим грозит привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (штраф для юридических лиц — до 500 тыс. руб.).

2. Требования к техническим проектам, предусматривающим добычу ПИ и ПК из отходов недропользования и вскрыши

Порядком определено, что должно быть включено в технические проекты, предусматривающие добычу ПИ и ПК из отходов и вскрыши, а именно:
  • физико-химический и минеральный состав отходов и вскрыши;
  • виды ПИ и ПК, подлежащие добыче из отходов и вскрыши;
  • источник и дата (период) образования отходов и вскрыши;
  • допустимые отклонения объемов добычи ПИ и ПК;
  • условия и сроки добычи ПИ и ПК из отходов и вскрыши;
  • требования к раздельному хранению вскрыши, подлежащей использованию;
  • требования к объектам хранения вскрыши;
  • условия соблюдения требований по рациональному использованию и охране недр при добыче ПИ и ПК из отходов и вскрыши;
  • географические координаты местоположения отходов и вскрыши;
  • обоснование необходимости изменения границ лицензионного участка путём включения объектов хранения отходов и вскрыши в такие границы (при необходимости).
3. Разграничение понятий полезное ископаемое и полезный компонент

В Законе № 343-ФЗ и Порядке не разграничиваются понятия «полезное ископаемое» и «полезный компонент».

Вместе с тем действующее законодательство о недрах не содержит определения указанных терминов.

Так, согласно ГОСТ Р 59071-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Недра. Термины и определения (утв. приказом Росстандарта от 01.10.2020 г. № 732-ст), полезное ископаемое представляет собой содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганического или органического происхождения, которые находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии, химический состав и физические свойства которых позволяют осуществлять их промышленное и иное хозяйственное использование в природном виде или после первичной обработки (очистки, обогащения).

В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезные ископаемые именуются добытым полезными ископаемыми, которыми признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

В свою очередь, Методические рекомендации по комплексному изучению месторождений и подсчету запасов попутных полезных ископаемых и компонентов, рекомендованные протоколом Минприроды России от 03.04.2007 г. № 11-17/0044-пр, содержат такой термин, как «основной полезный компонент», к которому от носятся заключенные в полезных ископаемых металлы и другие химические элементы, их соединения или минералы, определяющие промышленную значимость месторождения, т.е. возможность его рентабельной отработки без учета стоимости прочих (попутных) компонентов.

>1 См. постановление Президиума Забайкальского краевого суда от 16.05.2019 г. № 44Г-44/2019; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2013 г. по делу № А53-9523/2011; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2016 г. по делу № А32-16828/2015.
>2 См. постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.04.2022 г. по делу № А32-54888/2020; постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 г. по делу № А65-28113/2020.
>3 См. приказ Минприроды России от 19.04.2023 г. № 211 «О внесении изменений в приказ Минприроды России от 30.09.2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
>4 См. постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 г. № 674 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых…».
>5 См. п. 3 приказа Минприроды России и Роснедр от 25.04.2023 г. № 246/03 «Об утверждении порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих пород».

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (60)/июнь 2023 г.

11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
16.03.23
Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
16.03.23
Отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения по участкам с прогнозными ресурсами
20.02.23
Обзор Закона о блокировке действий иностранных компаний, которые могут угрожать пользованию недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры
20.02.23
Обзор изменений в Закон «О недрах» и иные законодательные акты, позволяющих недропользователям добывать полезные ископаемые из отходов недропользования
29.11.22
Продажа собственной вскрыши чревата привлечением к административной ответственности
29.09.22
Перевод земельных участков из категории земель с/х назначения в земли промышленности может не спасти от взыскания ущерба за причинение вреда таким землям
15.07.22
Правовое регулирование экспорта аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕАЭС
15.07.22
Изменения в порядке досрочного прекращения, ограничения, приостановления права пользования недрами с 1 января 2022 года
07.07.22
Календарь экологической отчетности от компании «Хорошая-Экология»
07.07.22
Судебная практика по оспариванию предписаний и постановлений органов Росприроднадзора о привлечении к ответственности за нарушение условий, установленных лицензиями или техническими проектами
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика