24 апреля 2024, Среда15:34 МСК
Вход/Регистрация

Экономическая эффективность бюджетных затрат государства на геологию, на примере Канады и других стран

А.В. Волков

Геологические знания, полученные в федеральных, провинциальных и территориальных правительственных геологических службах в качестве общественного блага признаны одним из конкурентных преимуществ Канады, способствовавших становлению этой страны в качестве ведущего производителя минерального сырья. Они давно играют важную роль в развитии конкурентоспособного инвестиционного климата для разведки полезных ископаемых.

В 2010 г. для ассоциации проспекторов и девелоперов Канады (PDAC) бывшим руководителем геологической службы Канады — Ж.М. Дуке был подготовлен отчет — «Правительственная Геонаука для поддержки геологоразведочных работ: обоснование такой политики и ее следствия» (Duke, 2010). В этом отчете рассматриваются принципы оценки экономической эффективности бюджетных затрат государства на геологию как в Канаде, так и в других странах. Данная статья представляет собой анализ этого отчета, а также других опубликованных материалов (в основном зарубежных) для сопоставления с российскими реалиями. PDAC существует для защиты и продвижения интересов канадской геологоразведки и обеспечения устойчивой горнодобывающей промышленности в Канаде. Ассоциация поощряет высокие стандарты технической, экологической, безопасности и социальную ответственность в Канаде и за рубежом.

мировой бюджет грр.jpg

Рис. 1. Мировой бюджет ГРР по регионам и странам по данным MEG.

PDAC в последние годы играет решающую роль в повышении бюджетных расходов на геологические исследования в Канаде. Однако, судя по данным Ж.М. Дуке (Duke, 2010), несмотря на перманентное увеличения бюджета с течением времени, общие расходы на геологические исследования в Канаде, все-таки в настоящее время не превышают 60% от уровня 1980-х годов (с учетом инфляции).

Термин Геонаука (Geoscience) или наука о Земле используется в Канаде для обозначения, геологических, геофизических и геохимических данных, информации и знаний. Геонаука может существовать в различных формах, от обычных карт и отчетов в электронных файлах, а также знаний в головах экспертов. Она включает в себя прогнозную оценку перспективных участков, коллекции горных пород и другие геологические материалы (например, кернохранилища ряда учреждений). Часто используются как синонимы, термины «правительственные геонауки» и «общественные геонауки».

Термин «геологическая служба» используется для обозначения государственных организаций, основным смыслом существования которых является сбор и распространение геонаучной информации. Правительственные организации, кроме геологических изысканий иногда собирают геонаучную информацию для конкретных целей. Государственное обеспечение геологической информацией направлено на увеличение частных вложений в ГРР.

расходы на канадскую.jpg

Рис. 2. Расходы на Канадскую разведку полезных ископаемых, 1982–2009 гг. Изменение затрат на разведку и оценка вклада MPI — индекса цен на металлы.

Главная цель геологической службы Канады — выявление минеральных ресурсов страны и она постоянно сохраняется в поле зрения. Таким образом, экономика приводит к науке, а наука к экономике.

Характеристика МСК Канады

Канадский минерально-сырьевой сектор (МСК) производит более 60 различных минералов и металлов из более чем 200 рудников и шахт, включает более 1400 разведочных и горнодобывающих компаний, более 2500 производителей и поставщиков оборудования и услуг, — специфические финансовые и правовые институты (такие как PDAC). Продукцию МСК используют более 3500 предприятий по переработке минералов и металлов.

Канадские компании в мире проводят 39% от общего объема ГРР, их общие иностранные активы оцениваются примерно в $129 млрд (по данным Министерства природных ресурсов Канады и МЕГ). Поэтому мировой столицей Геологоразведки, считается г. Ванкувер на западе Канады, где зарегистрировано большинство юниорных ГРР компаний. Летом они работают на севере Канады и США, а зимой разведуют месторождения Мексики, Африки и Южной Америки. В таблице 1 показан вклад горнодобывающей промышленности в экономику Канады.

Показатель  Сумма ($ млрд), %
 Вклад в ВВП     40,3
 Вклад в экспорт      75,2
 Капитальные расходы      8,9
 Расходы на ГРР      2
 Прямые иностранные инвестиции в Канаде      40
 Всего налоговые поступления правительства      5,5
 Роялти      1,3
 Федеральная доля всех налоговых поступлений      54%
 Железнодорожные перевозки п.и. Доходы       55%
 Объем перевозок п.и. через канадские порты      70%
 Доля TSX акций юниоров в мировых сделках      81%
Занятость      358800
 Количество горнодобывающих городов      115
Табл. 1. Вклад горнодобывающей промышленности в экономику Канады. 

Примечание. Годовое среднее значение за 5 лет (2004–2008). Данные включают в себя металлические и неметаллические полезные ископаемые, за исключением добычи нефтеносных песков. Роялти, также включены в общие налоговые поступления. Источник: Горная Ассоциация Канады Факты и цифры, 2009 г.


Канада в течение 10 лет занимает первое место среди стран в мире по финансированию ГРР, опередив Австралию в 2002 г. В 2011 году доля Канады в глобальном мировом бюджете ГРР ($17,3 млрд) составила — 18%, а для сравнения доля России — 3,2% (см. рис. 1). На три провинции, Онтарио, Квебек и Британская Колумбия приходится более 60% от $3,1 млрд затрат на ГРР в 2011 г. Из 781 компании, которые работали в 2011 году в Канаде, почти 91% канадские, затраты (82% от суммарных затрат). Во всем мире на канадские компании приходилось более половины из 2400 проектов ГРР в 2011 году.

затраты на грр.jpg

Рис. 3. Затраты на ГРР в 1982–2009 гг. старших (синьоры) и младших (юниоры) компаний.

В глобальном бюджете (рис. 1) суммированы данные по цветным, благородным и редким металлам и алмазам, по 1846 международным компаниям с бюджетом не менее $100 000, по данным Министерства природных ресурсов Канады и MEG (Metals Economics Group).

Отметим следующую градацию горнодобывающих и геологоразведочных компаний в Канаде, по данным Канадской геологической службы (CGS):

  • горнодобывающие компании мирового класса с рыночной капитализацией >$30 млрд (всего одна компания — Vale, и то не Канадская);
  • горнодобывающие компании среднего уровня, рыночная капитализация <$30 млрд (Barrick, Goldcorp, Teck Resources ООО);
  • небольшие горнодобывающие компании, владеющие несколькими рудниками (такие как IAMGOLD Corp. и др.);
  • горнодобывающие компании с одним рудником.
  • юниорные геологоразведочные компании с акционерным капиталом.
Цены на металл — основная движущая сила глобальных расходов на ГРР. Цены и бюджет ГРР, как правило, поднимаются и опускаются вместе, но бюджет в целом незначительно отстает (Eggert, 1987). Соотношение расходов канадской ГРР и цен на металлы проиллюстрирована на рис. 2.

Затраты на геологоразведку достигли беспрецедентного уровня в 2007– 2008 гг. По данным MEG, в этот период затраты на геологоразведку опередили индексы инфляции; 16-летний перерыв между основными пиками разведки соответствует времени, которое потребовалось для возвращения индекса цен на металлы, к уровню 1988 г. Рисунок 4 (стр. 36) показывает стремительный рост затрат на ГРР юниорных компаний, что отражает галопирующий рост цен на золото в этот период.

По данным CGS, вклад в ГРР компаний среднего уровня — $1,64 млрд/год (2011 г.). Они проводят главным образом разведку для продления жизни и увеличения производства действующих рудников («brownfields»), покупают или создают совместное предприятие, после первоначального открытия месторождения юниорной кампанией. Базируются на доказанных запасах и ресурсах для развития производства, имеют постоянный поток доходов от своего горного производства.

По данным CGS, вклад в ГРР юниорных геологоразведочных компаний — $1,70 млрд/год (2011 г.). Эти компании ориентированы только на разведку месторождений. Они зависят от долевого финансирования (в частности, от проточных акций) для финансирования ГРР и ориентированы на открытие и разведку в новых регионах новых месторождений и последующую их продажу другим компаниям для организации добычи. Они обеспечивают «рынок» для разведки компаний среднего уровня.

В Канаде сосредоточено >9,5 млн км2 слабо опоискованной перспективной территории, большая часть которой, по данным CGS, имеет только разреженные ГРР данные. Обширная территория Канады, как и России, характеризуется сложной разнообразной геологией — от современных вулканов до самой древней коры, а также различными тектоническими обстановками. Здесь известны практически все типы рудообразующих систем. Доминируют (по значению для промышленности) Au, Ni и Сu, затем следуют U и Zn. По данным CGS, золото остается главной целью ГРР в стране (2011 г.), бюджет на этот металл, более чем в 2,5 раза больше бюджета на цветные металлы.

Современное состояние Геологической службы Канады (GSC)

GSC осуществляет национальные геонаучные программы для изучения геологии и минеральных ресурсов страны. Эти программы, как правило, тематически направлены, национальные или региональные по своим масштабам и значимости. Они эксплуатируются по всей Канаде, и включают в себя аспекты фундаментальных научных исследований, разработки технологий и передачи информации не содержащихся в программах всех провинциальных и территориальных служб. Помимо суши, GSC проводит уникальные морские и прибрежные исследования. GSC также играет ведущую роль в представлении Канады на международном уровне деятельности наук о Земле.

рекордные затраты.jpg

Рис. 4.  Рекордные затраты на ГРР не обеспечивают прирост запасов в Канаде.

Провинциальные и территориальные геологические организации GSC осуществляют конкретные программы экономического развития и управления ресурсами их собственной юрисдикции. Они вносят вклад в систематическое описание геологии провинций и территорий, в том числе их минерального и энергетического богатства. Провинциальные и территориальные программы в значительной степени направлены на устойчивое экономическое развитие и тесно связаны с местными потребностями потребителей. Они также связаны с провинциальными и территориальными социальными вопросами и землепользованием.

В последние годы Правительство Канады четко определило для государственной бюджетной Геонауки два крупных и контрастных направления: изучение северных неосвоенных территорий и захороненных на глубине рудных месторождений в старых горнодобывающих районах.

Исследования первого направления проводятся на площадях удаленных и геологически слабо изученных, отличающихся минимальным количеством данных. Это обширные районы, в основном, к северу от 55° параллели, которые характеризуются слабой- или полным отсутствием инфраструктуры (дороги, электричество), а также чрезвычайно низкой плотностью населения.

Исследования второго направления осуществляются вблизи действующих рудников, в хорошо изученных районах с известным ресурсным потенциалом. Эти районы имеют многолетнюю историю геолого-геофизических работ. Они расположены рядом с существующей инфраструктурой, городами, характеризуются большим массивом данных. В них проведен комплекс исследований для открытия выходящих на поверхность месторождений.

Учитывая, отмеченную выше контрастную направленность, Правительство Канады финансирует две специализированные программы:

  • Геологическое картирование для энергии и минералов (GEM, новая программа начата в 2008 г и продолжающаяся в настоящее время);
  • Целевая геонаучная инициатива 4 (TGI-4). Текущая версия программы начата в 2010 г. Эта программа основана на предыдущей версии, стартовавшей в 2000 г.
Постановка GEM связана с решением важной проблемы: отсутствие базовых знаний в науках о Земле — барьер для эффективной разведки и последующего экономического процветания канадского севера. GEM — важная составляющая северной стратегии Правительства Канады. GEM ориентирована на изучение недр северной Канады в течение двух этапов. Первый этап начался в 2008 г. и заканчивается в текущем 2013 г. После положительной оценки результатов первого этапа, планируется продолжение программы — второй этап.

временные распред.jpg

Рис. 5. Временное распределение финансовых затрат на открытие и разведку промышленных месторождений в Ньюфаундленде, иллюстрирующие влияние государственной геонауки на возврат инвестиций (Mackenzie et al., 1988).

GEM направлена на решение следующих задач:

  • выявление перспективных площадей с минеральным и энергетическим потенциалом;
  • стимулирование ГРР частного сектора;
  • создание возможности экономического развития для северян сейчас, и на будущее.
В результате GEM планируется:
  • увеличение экономического процветания Северной Канады через стабильные, долгосрочные инвестиции в освоение природных ресурсов;
  • картирование 60% Северных территорий по современным стандартам в течение 10 лет — с одобрением результатов, полученных за первые пять лет;
  • прогноз ресурсов черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов, обычной нефти;
  • в результате многолетних полевых работ приобретение большого массива геологических данных;
  • обучение следующего поколения высококвалифицированных геологов и геофизиков;
  • стимулирование разработки и принятия новых подходов к управлению информацией.
Цель и задачи TGI-4. Постановка проблемы: рекордные уровни ГРР не привели к значительным успехам в приросте запасов цветных металлов. С 2002 г. Канада — на первом месте в глобальном масштабе, по расходам на ГРР (см. рис. 1 (стр. 35), рис. 4). Более высокие цены на металлы поощряют развитие ГРР, но не обеспечивают прирост запасов. Запасы цветных металлов канадских рудников снижаются в течение 20 и более лет (см. рис. 4). ГРР проводятся вокруг известных рудных месторождений и рудников. Эта проблема имеет национальный характер.

Правительство Канады планирует поменять эту тенденцию (см. рис. 2, стр. 35) на обратную, за счет открытий новых месторождений, захороненных на глубине. Отсюда главная задача TGI-4 — обеспечить геологические знания для разворота эффективных ГРР на глубине. Она предусматривает:
  • создание надежной методики выявления мест глубоко под землей, где геологическая система может содержать руду, а также индикаторов, которые показывают местоположение руды, что позволяет снизить риски при проведении ГРР;
  • разработку новых геологических знаний и инновационных методов моделирования и выявления основных канадских минеральных систем;
  • специализированную подготовку и обучение студентов, для увеличения количества квалифицированных кадров доступных для горнодобывающей промышленности.
TGI-4 включает следующие рудные системы, во-первых, цветных металлов: связанные с интрузивами (Cu-Mo, Cu-Au, Mo-W, Sn-In), Ni-Cu-(PGE)-Cr, Pb-Zn SEDEX, Полиметаллические VMS, во-вторых, драгоценные металлы (рудного золота, платиноидов), в третьих урана и специальных металлов. Предусмотрено, что рудные системы основываются на процессах образования, а не на характеристиках рудных месторождений. Процесс формирования рудных месторождений включает: извлечение металлов из источников, формирование ловушки, транспортировка металла к ловушке, отложение металла, вторичное обогащение.

правит геонаука.jpg

Рис. 6. Правительственная геонаука увеличивает ресурсную ренту (концептуальная модель). Вертикальные столбцы представляют серию минеральных месторождений данных полезных ископаемых ранжированных по увеличению стоимости продукции, которая включает стоимость ГРР, капвложения, стоимость производства и возврат инвестированного капитала.

Проекты TGI-4 направлены на интеграцию знаний путем сравнения нескольких сходных рудных систем, и в отличие от предыдущих программ TGI, географически не привязаны. Научные гипотезы лежат в основе программы и определяют критические пробелы знаний в рудных системах. TGI-4 – совместная работа федеральной, провинциальных и территориальных геологических служб, профессоров, отраслевых экспертов, и студентов. Планируемые результаты TGI-4:

  • расширенное сотрудничество в рамках TGI-4 между федеральной и территориальными геологическими службами, эффективное и действенное использование наук о Земле для поддержки экономического развития;
  • участие промышленных и научных кругов максимизирует отношение к потребностям ГРР, приводит к высокой отдаче научных исследований и развивается сильный профессионализм;
  • толчок для создания новых поисково-разведочных моделей захороненных на глубине месторождений полезных ископаемых;
  • это предоставит канадским геологоразведочным компаниям новые и инновационные инструменты, опыт и знания для эффективного выявления в Канаде захороненных на глубине рудных месторождений;
  • национальные и тематические рамки создадут знания и инновации, которые применимы на всех уровнях, от местных до глобального (например, огненного кольца).
Роль государства в разведке полезных ископаемых

Правительственная геонаука в Канаде оказывает влияние на каждой стадии ГРР, как показано в таблице 2 (стр. 37). Роль геонауки сводится не только к составлению региональных карт, отчетов и данных. Хотя эти продукты, возможно, являются наиболее полезными для ГРР, но и другие виды информации, также очень важны. Один из них — знание о региональной геологии, полезных ископаемых и технологий разведки, которые находятся в головах правительственных геологов и геофизиков. Эта информация передается через тысячи взаимодействий во время посещения офиса, экскурсии, встреч, телефонных переговоров, выставок и конференций.

Правительственная геонаука также делает важный вклад в рецензируемую научную литературу и в развитие технологий и методов ГРР.

Этап  Стадия  Промышленность  Правительственная геонаука
       Массовые
исследования
 Планирование  Стратегия разведки, выбор площадей, вида
полезного ископаемого, типа месторождения,
оптимизация политического, экономического
и разведочного риска
 Региональная геонаучная информация, позволяющая
оценить металлогенический потенциал. Модели
минеральных месторождений интегрированных в
стратегию ГРР
 Рекогносцировочная  Поисковые признаки (геофизические, геохимические,
минералогические аномалии) на обширных площадях
и выбор локальных участков для следующей стадии ГРР
 Региональные геологические, геофизические и
геохимические картировочные данные и экспертные
заключения, увеличивающие эффективность ГРР,
также отчеты о предыдущих работах в публично
доступных файлах
 Детальные поиски:
- Выделение цели
- Испытание цели
 Приобретение лицензии, подтверждение
расположения и характеристик цели Изучение
источников аномалий бурением или канавами
 Общественный релиз новой информации

Районный масштаб геонаучной информации
и модели месторождений помогают в определении
конкретных целей и интерпретации новых открытий
 Оценка минерального
месторождения
 Определение размера месторождения, его формы,
распределение типов руд и минералогии. Получение
всех данных необходимых для строительства рудника
и сметы
 
     Поздние стадии
ГРР
 Инженерная оценка  Инженерное проектирование ГОКа, определение
графика капитальных и эксплуатационных затрат,
потенциального способа добычи
 Общественные науки о Земле, в частности, поверхностные
и гидрогеологические карты и данные могут поддерживать
планирование инфраструктуры и инженерно-геологических изысканий
 Экономическая оценка  Оценка экономического, финансового, экологического,
и социально-политического аспектов потенцииальных
горных работ
 
 Детальная разведка Решение о производстве  Подтверждение геологических, инженерных и
экономических анализов. Получение разрешений
и финансирования
 Участие в правительственном рассмотрении
экологической экспертизы
   Освоение  Строительство ГОКа  Строительство перерабатывающего завода,
инфраструктуры, вовремя, в рамках бюджета и в
соответствии нормативным требованиям
 
 Производство    
Табл. 2. Роль правительственной геонауки Канады на стадиях ГРР.

Промышленность ценит роль, которую играет Правительственная геонаука в подготовке нового поколения ученых-геологов, в частности путем предоставления студентам, возможности получить практический опыт в течение летней работы в поле. Правительственная геонаука играет центральную роль в снижении рисков открытия на ранних стадиях ГРР, помогая геологоразведочным кампаниям сосредоточиться на площадях, имеющих наибольший минерально-сырьевой потенциал. Открытие гигантского полиметаллического месторождения Кидд Крик вблизи Тимминса, Онтарио — иллюстрация как модельно-управляемых ГРР, так и роли общественных наук о Земле на стадиях планирования, рекогносцировки и разведки (Bleeker and Hester, 1999).

Экономическая эффективность бюджетных затрат государства на геологию

Маккензи и др. (Mackenzie et al., 1988) проанализировали экономическую отдачу от правительственной геонауки в открытие месторождений цветных металлов и золота в провинции Ньюфаундленд в период 1946 по 1985 год (рис. 5). Они установили, что $10 млн расходов на геологическое картирование позволили освободить промышленность от значительно больших затрат, за счет эффективного снижения продолжительности ГРР. В результате этого вмешательства правительственной геонауки произошло увеличение экономической эффективности бюджетных затрат государства на геологию (EV) от $22 млн до $33 млн, и доходности ГРР от 12 до 15%.

Маккензи и др. (Mackenzie et al., 1988), оценив также и другие формы государственной поддержки добычи (прямая денежная помощь при проведении ГРР, поддержка в строительстве рудников, помощь при производстве продукции, помощь в последний период деятельности рудника), пришли к выводу, что геологические знания обеспечивают наибольшую экономическую отдачу. Более того, этими знаниями воспользовались многие компании (что и увеличило отдачу благодаря увеличению количества открытий новых месторождений).

Бюджетные затраты государства на геологию также увеличивают отдачу для общества от частного использования государственных ресурсов полезных ископаемых. Эта отдача иногда описывается с точки зрения доли общественной ресурсной ренты. Изменчивости природных и геологических условий оказывают глубокое влияние на рентабельность отдельных месторождений и влияют на прямые выгоды, которые получает общество через роялти и другие налоги (рис. 6).

логич модель.jpg

Рис. 7. Логическая модель стимулирования государственными программами частной геологоразведки.

Снижая затраты на частную геологоразведку, бюджетные затраты государства на геологию увеличивают потенциальную ресурсную ренту, когда месторождение введено в производство (Hogan, 2003).

Есть целый ряд осложняющих факторов в оценке эффективности бюджетных затрат государства на геологию:
1. Практически невозможно определить всех фактических и потенциальных пользователей полученных за счет бюджета геологическими знаниями. Можно с уверенностью предположить, что любая компания, владеющая лицензиями на разведку или клеймами, пользовалась доступными картами или отчетами, но нет никакого способа узнать общее количество фирм, ознакомившихся с этой информацией при планировании ГРР или при проведении ГРР различных стадий. Аналогичным образом, невозможно оценить количество всех участников землепользования, академических исследований, подготовки инженерных проектов и так далее;
2. Воздействие общественных наук о Земле осуществляется в течение длительного периода времени. Есть два аспекта. Во-первых, так как геонаучные результаты имеют длительный «срок годности», они вполне могут влиять на успехи ГРР через 20 или более лет. Во-вторых, ГРР само по себе — длительный процесс, время от начала ГРР до открытия и добычи полезных ископаемых часто занимает от 10 до 20 лет. Оценка программ, как правило, осуществляется по завершении программы, когда реализация результатов только начинается. Лучше оценивать эффективность программы ГРР через 5–10 лет после ее завершения;
3. Компетентность — проблема в оценке многих государственных программ, и это, конечно, имеет место в оценке эффективности бюджетных затрат государства на геологию. Геологические результаты часто косвенные; действие правительства играет вспомогательную и стимулирующую роль, и только частично правительство ответственно за результаты. Например, происходит ли всплеск ГРР, благодаря бюджетным затратам государства на геологию, или же — росту цен на металлы, налоговым льготам, решению вопросов землепользования, или их комбинации? Если верно последнее, то какова доля, относящаяся к геологии? В идеале, результаты программы бюджетных затрат государства на геологию следует оценивать исходя от противного, т. е. по сравнению с тем, что случилось бы без этой программы. Это, как правило, трудно оценить в региональных программах, предусматривающих бюджетные затраты государства на геологию.

Логическая модель (рис. 7) — хороший способ для иллюстрации причинно-следственной связи между действиями правительства и планируемыми результатами. Рисунок 7 (стр. 39) показывает переход от геологоразведочных работ в передней части к достижению общественных и политических целей во второй. Таким образом, производные геонаучных программ — карты, данные, отчеты, и далее — немедленные результаты, которые увеличивают в итоге, эффективность и результативность ГРР. Каждый из последних, в свою очередь, увеличивает вероятность достижения промежуточных результатов — открытия, разработки и производства.

Цели правительства и промышленности различны. В то время как для компаний необходимо генерировать прибыль и увеличение капитализации, правительство стремится достичь своих целей в государственной политике. Как обсуждалось выше, конечная цель бюджетных затрат государства на геологию содействовать разведке полезных ископаемых с точки зрения правительства, как правило, формулируются в терминах устойчивого экономического развития. Правительство также стремится получить часть ресурсной ренты через роялти и другие налоги на добычу минерального сырья, чтобы компенсировать обществу использование государственных ресурсов полезных ископаемых частными компаниями.

Немедленный результат бюджетных затрат государства на геологию — повышение уровня затрат частных компаний на ГРР. Несколько различных показателей эффективности могут быть использованы для оценки влияния бюджетных затрат государства на геологию: объем ГРР, в том числе количество клеймов, лицензий, наблюдаемой ГРР активности, и фактических расходов на проектных площадях.

Например, Суиндон (Swinden, 1993) определил, что 94% расходов на ГРР в Ньюфаундленде и Лабрадоре в течение периода 1981–1991 гг. были в районах, по которым имеются относительно недавно составленные государственные геологические карты. Он отметил, что государственная картография была сосредоточена в областях с высоким минеральным потенциалом, но и продемонстрировал прямую связь между картографированием и ГРР в нескольких тематических исследованиях.

Проведенная в период с 1984 по 1996 год оценка федерально-провинциально-территориальных минерально-сырьевых программ — актуальна и сейчас. Эти оценки интересны тем, что они касаются большого количества разнообразных геонаучных проектов (265), охватывающих большую часть территории Канады. Большинство из этих оценок были проведены в последний год соответствующей программы, прежде чем все полученные карты и отчеты были реализованы, и, следовательно, отражают только немедленное, т.е. частичное влияние на развитие ГРР. Результаты показывают, что 58% проектов стимулировали новые частные ГРР-проекты. Оценки проектов более поздней программы TGI дали тот же результат: 11 из 19 проектов, или 58%, стимулировали новые расходы недропользователей на ГРР в период их действия (Boulton, 2003).

Хотя рост количества лицензий на производство ГРР не обязательно следует за государственными программами и проектами, тем не менее, это важный индикатор бюджетной эффективности в Канаде. Дей (Day, 1995), используя ГИС-статистический анализ продемонстрировал сильную корреляцию между плотностью лицензионных площадей и «повторным» государственным картографированием в Квинсленде, Австралия. Он отметил, что объем частных ГРР возрос, когда началась государственная картографическая программа и, что ГРР оставались на высоком уровне в картируемых областях, и их объем значительно увеличился на конечном этапе, после оценки минерально-сырьевого потенциала территории.

увелич числа.jpg

Рис. 8. Увеличение числа активных горнодобывающих лицензий в районе озера Нипигон в связи с объявлением программы «Охота за сокровищами» и в результате получения новых геохимических и геофизических данных (Churchill et al., 2001; Fyon, et al., 2002).

Геологическая служба Онтарио провела мониторинг количества лицензий в пределах проектных площадей во время действия программы «Охота за сокровищами» (Churchill et al., 2000, 2001; Fyon et al., 2002). Количество активных лицензий увеличилось на 200% на площади Шрейбер, на 275% — в Гарден Лег-Обонга, и 500% — в Нипигоне (рис. 8). Количество лицензий иногда связано с влиянием результатов государственной геонауки, особенно определенных типов геохимических и геофизических исследований, которые обеспечивают прямое направление поисково-разведочных работ. Количество лицензий не обязательно приводит к увеличению ГРР, но в Нипигон, по крайней мере, затраты недропользователей были существенными — $6,4 млн к концу программы.

Пример района Гранд Норд (Крайний Север) имеет важное значение в этом отношении, потому что он включает большую площадь, где влияние бюджетных затрат государства на геологию было отчетливым и в течение всего бизнес-цикла (Leclair et al., 2006 г.; Maurice et al., 2009 г.). Район охватывал 350 000 км2 в северо-восточной провинции Суперьер, около 20% процентов территории Квебека. Он был закартирован в 1950-х и 60-х годах, но тогда это привлекло небольшие объемы частных ГРР в связи с инфраструктурной изоляцией и низкой прогнозной оценкой минерально-сырьевого потенциала. Отношение частных компаний к перспективам района изменилось в 1991–1992 годах, когда выполненное GSC картирование показало наличие перспективных вулканогенно-осадочных пород («зеленокаменных поясов»). Это стимулировало инвестирование в ГРР уже в ходе осуществления программы. К концу 2008 г., через три года после завершения программы, вложения частного сектора в ГРР составили $92,9 млн по сравнению с суммарными государственными расходами в размере $40,7 млн, т.е в соотношении 2,3:1. Этот множитель, возрос, как и объемы ГРР в течение следующих 3–5 лет. Структура государственного и частного бюджетов показана на рис. 9. Важно отметить, что ГРР в этом районе активизировалась в конце 1990-х, в период, когда общая сумма расходов на ГРР в Канаде снижалась.

Пример из Квебека показывает сложность оценки эффективности бюджетных затрат государства на геологию. Современная информационная геонаучная база, подготовленная для региона, обеспечила следующий подъем ГРР, начиная с 2001 года. Частные вложения в ГРР с 1997 по 2008 год составили $422 млн, по сравнению с $22 млн бюджетных инвестиций — соотношение 19:1. Увеличение расходов на ГРР по сравнению с 2000 г. в 2007 году было в 21-раз больше, чем в среднем по Канаде. Но надо принимать во внимание, что в 2004 году открытие месторождения золота Элеонора (Virginia Gold Mines) также обеспечило мощный толчок росту частных затрат на геологоразведку. Однако, поскольку затраты на ГРР начали увеличиваться в этом регионе гораздо более быстрыми темпами, чем в остальной Канаде еще в 2001 году, то разумно заключить, что новые полученные GSC геологические результаты также сыграли важную роль в привлечении инвестиций.

Болтон (Boulton, 1999) провел оценку эффективности бюджетных затрат государства на геологию для экономического обоснования программы «Целевая геонаучная инициатива (TGI)» стартовавшей в 2000 г. В докладе делается вывод, что каждый $1 млн государственных инвестиций на геологию, скорее всего, будет стимулировать $5 млн затрат на ГРР в частном секторе, которые, в свою очередь, приведут к получению минерального сырья стоимостью $125 млн Этот вывод Болтона широко цитируется, в том числе и Роснедра.

Немедленный результат правительственных геонаук — повышение эффективности ГРР — снижение риска, связанного с открытием месторождений. Эффективность — мера успеха данной деятельности. Успех разведки полезных ископаемых, в конечном счете, измеряется открытием новых месторождений. Таким образом, повышение эффективности ГРР равносильно снижению риска открытия.

Бейли (Bailly 1981), определяет эффективность ГРР как отношение объема обнаруженных месторождений к затратам на ГРР, то есть стоимостью открытий. Это соотношение может быть рассчитано на уровне отдельной компании, региона, страны или отрасли в целом. Левилем и Доггеттом (Leveille, Doggett, 2006) эффективность ГРР определяется приростом активных запасов для восполнения добычи. Хотя эти определения общей эффективности ГРР — общеприняты, они не очень полезны для оценки эффективности отдельных проектов или программ, правительственных геологических изысканий.

Два разных подхода могут быть применены для количественной оценки эффективности бюджетных затрат государства в открытия минеральных месторождений. Первый предусматривает тематические исследования, а второй основан на предположении, что количество открытий — функция расходов на ГРР, которая может быть связана в свою очередь с затратами государства.

Для целей оценки эффективности государственных наук о Земле, открытия новых месторождений весьма перспективы. Ланг в 1992 г. (неопубликованный отчет) рассмотрел 37 открытий месторождений с 1842 по 1968 год с участием геологической службы Канады. Он вычислил суммарную стоимость продукции и запасов этих месторождений в $42 млрд, по сравнению с кумулятивными бюджетными расходами в размере $96 млн за тот же период. Обычно вклад бюджета (от 1 до 5%) в каждое открытие, Ланг сделал вывод, что вклад GSC составил $680 млн, или в семь раз превысил сумму затрат.

Тем не менее, геонаука — лишь одна из многих государственных программ, которые повлияли на этот результат. Вопрос, могут ли быть уверены политики, что затраты государства на геологию оправдывают получаемые прибыли. Ответ зависит от того, какая доля прибыли может быть отнесена к этим государственным затратам.

Сван (Swan, 1997) предположил, что прибыль от государственных затрат на геологию может быть оценена в зависимости от их вклада в стоимость минеральной продукции. Например, в 1995 году, общие затраты на получение минеральной продукции были $11,2 млрд, в том числе федеральные и провинциальные расходы на геонауки ($155,7 млн). Таким образом, затраты государства составили 1,4% от общего объема расходов. Применяя этот процент к рыночной стоимости добытых полезных ископаемых ($12,2 млрд) получаем долю $169,5 млн, или чистую прибыль 8,8%.

бюджеты.jpg

Рис. 9. Бюджеты правительственной геонауки и ГРР частного сектора в Гранд-Норд регионе Северного Квебека (Maurice et al., 2009).

Горная ассоциация Канады подсчитала, что с 2004 по 2008 г., ежегодные налоговые поступления от добычи в среднем составили $5,5 млрд, в том числе $1,3 млрд в виде роялти. Общие бюджетные затраты на геологические изыскания в среднем $146 млн за этот же период. Было учтено, что примерно 55% этих затрат имели непосредственное отношение к ГРР. Эта сумма ($80 млн) — эквивалентна всего 1,5% от общего объема государственных доходов от добычи.

Заключение

Не вызывает сомнений вывод, что добыча полезных ископаемых продолжает поддерживать высокий уровень экономики Канады. Результаты, которые прошлые правительства стремились получить от своих инвестиций в геологию — получены.

Выполненный нами обзор, подтверждает вывод, что бюджетные затраты на геологию стимулируют развитие ГРР полезных ископаемых и открытия новых месторождений — они жизненно необходимы для горной и перерабатывающей промышленности и в целом для экономического развития страны. Представленный выше обзор показывает определяющую роль Государства в развитии минерально-сырьевой базы в условиях капиталистического рынка. В России, как и в Канаде, — это необходимое условие экономического процветания страны.

книга.jpgЗа полным списком литературы, использованной в этой статье, обращайтесь в редакцию!

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (22)/декабрь 2013 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X