14 Апреля 2021, Среда11:52 МСК
Курсы на 14.04.2021
75,63 -0,42
Au 1 747 -0,02%
Ag 25,56 +0,59%
90,53 -0,27
Pt 1 179,70 +1,30%
Pd 2 689 -0,17%

Проблемы геологоразведочной деятельности в золотодобывающей отрасли России

Рассмотрены проблемы «заявительного» принципа, установления факта открытия месторождений и аукционов на право пользования участками недр для проведения поисковых работ. На уровне организации геолого-разведочной деятельности от открытия месторождений, геологического изучения и проектирования до их добычи предложена схема стадийности и рекомендованы категории запасов и ресурсов, принятые в международных стандартах. Предоставление прав владения, пользования и распоряжения техногенными образованиями рекомендовано отнести к полномочиям субъектов РФ.

Ключевые слова: геологоразведочная деятельность, золото, открытие месторождений, классификация запасов и ресурсов, аукционы на участки недр для поисковых работ, размеры стартовых и окончательных разовых платежей, техногенные образования.

В.Н. Иванов.jpgВ.Н. Иванов —  советник председателя Союза золотопромышленников, к.г.-м.н.

Введение

Геологоразведочная деятельность (далее ГРД) неразрывно связана со всеми отраслями по использованию недр, включая отрасль по производству золота (далее отрасль). В период распада СССР и перехода России к рыночной экономике эта взаимосвязь была нарушена. Шоковая терапия 1992 года помогла в короткий срок образовать частные независимые золотодобывающие предприятия, а возникшие у них проблемы авансирования производства и оплаты за сданную продукцию постепенно были решены. Хуже пришлось геологоразведочным предприятиям, продукция которых оказалась невостребованной. Успехи геологов в советское время создали мощный «задел запасов», благодаря которому отрасль существовала в 16-летний период застоя и с 2008 года начала свое динамичное развитие (рис. 1). Кубака и Джульетта (Магаданская обл.), Купол (Чукотка) — Bema Gold и Kinross Gold; Березитовое, Пионер, Маломыри Албын (Амурская обл.) — High River Gold и Petropavlovsk Plc; Олимпиадинское и Благодатное (Красноярский край), Вернинское (Иркутская обл.), Наталка (Магаданская обл.) — ПАО «Полюс»; Угахан (Иркутская обл.), Дражное (Республика Саха-Я) — ПАО «Высочайший»; Таборное, Гросс (Республика Саха-Я) — Nord Gold; Воронцовское (Свердловская обл), Майское (Чукотка), Албазино, Хаканджинское, Светлое — Polymetal Int. Завершают «задел запасов» советского периода месторождения Сухой Лог (ПАО «Полюс», Иркутская обл.) и Нежданинское (Polymetal Int., Респулика Саха (Якутия).

Рис. 1. Динамика производства.jpg

Рис. 1. Динамика производства золота в России в 1991–2019 гг.

Проблемы ГРД отрасли

Пришло время серьезно озаботиться состоянием воспроизводства сырьевой базы России. По оценке Счетной палаты РФ в 2015–2019 гг. в сфере ГРД отрасли выявлен ряд нерешенных проблем:>1
1. Государственная система лицензирования нуждается в корректировке. Положение о лицензировании (1992 года)>2 не соответствует нормам Закона о недрах.>3
2. Результаты поисков за счет бюджетных средств сводятся к рекомендациям перспективных площадей, характеризующихся слабой изученностью и низкой вероятностью подтверждения прогнозных ресурсов кат. Р1, Р2 и Р3, что приводит к искажению реальной картины «поискового задела».>4
3. Заинтересованность бизнеса в инвестировании геологоразведочных работ (ГРР) значительно возрастет, если поиски будут завершаться открытиями месторождений, подтвержденными технико-экономическим расчетом (ТЭР) и принятием решений о целесообразности их дальнейшего геологического изучения.>5
4. Большая часть частных инвестиций в ГРР расходуется на доразведку месторождений, находящихся в сфере деятельности горнодобывающих предприятий. 
5. Привлечению инвестиций препятствует засекречивание и недоступность геологических материалов прошлых лет, хранящихся в фондах в основном на бумажных носителях.
6. АО «Росгеология» продолжает существовать только за счет государственных контрактов. Объем неисполненных бюджетных назначений по государственной программе воспроизводства и использования природных ресурсов (ГП ВИПР) ежегодно растет. С 2015 года они увеличились в 17 раз и на 1 января 2020 года составили 5,1 млрд руб. Не используется возможность за счет бюджета продолжить поиски с целью открытия новых месторождения и самоокупаемости бюджетных расходов.
7. Внедрение «заявительного» принципа на ранних стадиях ГРР не привело к существенным результатам. Начиная с 2014 года, открыто всего 90 новых месторождений ТПИ, в основном по неметаллам.
8. Правовые и экономические механизмы, обеспечивающие внедрение в ГРД отрасли юниорских компаний, требуют совершенствования. Концепция развития таких компаний и меры их поддержки не выработаны. Условия для привлечения инвестиций не созданы.
9. Действующая Классификации запасов и прогнозных ресурсов>6 не отвечает международным стандартам и не применяется к финансированию за счет частных инвестиций как внутри страны, так и за рубежом.
10. Проблема сплошной отработки техногенных образований (и других отходов пользования недрами прошлых лет) возникла из-за формального применения к ним требований федерального законодательства о недрах. Согласно этим требованиям техногенные образования должны быть разведаны (проекты на разведку согласованы с госгеолэкспертизой), подсчитанные запасы утверждены в ГКЗ (ТКЗ), проект на добычу согласован с Ростехнадором. На практике отработка техногенных образований может осуществляться на условиях предпринимательского риска, поскольку разведка и подсчет их запасов невозможен.

Характеристика ГРД отрасли

Основные нерешенные проблемы ГРД отрасли состоят в корректировке государственной системы лицензирования, развитии юниорского движения, разработке новой российской классификации запасов и ресурсов ТПИ и особом порядке разработки техногенных образований.

В государственной системе лицензирования необходимо внести изменения и дополнения в «заявительный» принцип, установление факта открытия месторождений и аукционы. 

«Заявительный» принцип, действующий в настоящее время, ограничивает предоставление лицензий на УН для по исков, если в них присутствуют прогнозные ресурсы категорий Р1 и Р2.>7 Таким образом, недропользователи не имеют возможности вести поиски там, где уже имеются критерии и признаки для обнаружения месторождений. 
Все разрозненные остаточные балансовые и (или) забалансовые запасы, вместе с прогнозными ресурсами всех категорий на стадии поиска должны быть изучены. Результат поиска — открытие месторождений, обоснованных ТЭР. Одно из важнейших направлений корректировки государственной системы лицензирования состоит в применении «заявительного» принципа без ограничений на всех УН, предназначенных для проведения поисковых работ.

При установлении факта открытия месторождения>8 действуют нормы, по которым этот факт устанавливается только при наличии запасов категорий С1 и С2 и признания (на уровне государственной экспертизы) самостоятельного промышленного значения этого месторождения. Такие требования на стадии поисков не выполнимы. Количество выданных свидетельств на разведку и добычу в связи с этим измерялось единицами лицензий в год.>9 О масштабах «открытых» месторождений свидетельствуют представленные в них запасы по кат. С1+С2: Черкесское — 476 кг; Голец Миллионный — 1323 кг; Ольча — 8,7 т и др. 

Аукционы проводятся с 2004 года. Их преимущество казалось в прозрачности, открытости и справедливости при предоставлении УН. Вместе с тем в период с 2004 года по настоящее время недропользователями за предоставления УН для поисковых работ было уплачено (в виде бонусов) десятки млрд руб. 
Так, в 2015–2020 гг. по результатам аукционов по УН для поисковых работ было предоставлено 6 лицензий, за которые было уплачено 805 млн руб. В дальнейшем им пришлось изыскать новые дополнительные средства на проведение самих поисковых работ. Ещё 15 лицензий были прекращены из-за неуплаты окончательных разовых платежей на общую сумму 2,559 млрд руб. 
При этом в случае неуплаты, нередко забывая о справедливости аукционов, разбивают УН (бассейн р. Селемджамехду устьями рч. Караурак Малый и Серебряный, Амурская обл.) на две части и по «заявительному» принципу (без аукциона) предоставляют их другим недропользователям (табл. 1). 

Участок недр Недропользователь Дата аукциона Старт/ОРП Размер ОРП Решение
Вилюйская площадь Свердловская обл., Горноуральский р-н. Запасы С — 206 кг, С — 377 кг. Ресурсы Р — 34,7 т, Р — 116 т. Площадь 48 км2 ООО «Североуральская ГК» Москва, Е.В. Богданов (входит в ГК «Энергия») 28.02.2018 8 118,3985 млн руб. Право пользования предоставлено
Месторождение коренного золота Порожистое Приморский край, Лазовский р-н. Ресурсы Р2 — 15 т. Площадь 10,21 км2 ООО «Золоторудная компания» Москва, Е.В. Богданов (входит в ГК «Энергия») 10.08.2018 1:11 91,16 млн руб. Право пользования предоставлено
Рудопроявление Петух Магаданская область, Сусуманский р-н. Ресурсы Р1 — 95 т. Площадь 290 км2 ООО «Золоторудная компания» Москва, Е.В. Богданов (входит в ГК «Энергия») 29.06.2017 01:01,1 72,82 млн руб. Право пользования предоставлено
Аяхтинская золоторудная площадь Красноярский край, Северо-Енисейский р-н. Заб. — 5,329 т. Ресурсы Р — 38,7 т, Р2 — 3 т. Площадь 250 км2 ООО «Статус» Москва, И.В. Аристов 28.02.2017 1:05 407,214 млн руб. Право пользования предоставлено
ООО «Золото Аяхты» Красноярск, А.В. Колчин 18.09.2017 Переоформлена КРР02958БР. Приказ ТО «Роснедра» от 18.09.2017
Верхний Тюхтерек Республика Хакасия. Ресурсы Р2 — 224 кг АО а/с «Золотой полюс» Кемеровская обл., В.В. Перцев 26.12.2015 0,729166667 298,4247 млн руб. Неуплата
ООО «ЗДК «Надежда» Республика Хакасия, В.А. Самарин 18.03.2016 0,409027778 159,554 млн руб. Неуплата
ООО «Золотодобывающая компания» Новосибирск, В.А. Федоскин 13.03.2019 Без аукциона по заявительному принципу
Долина р. Дипаки (Усть-Дипакинский и Аграфеновский) Забайкальский край. Ресурсы Р3 — 160 кг АО «Прииск Усть-Кара» Пос. Усть-Карск, В.П. Котельников 06.11.2015 1,335416667 61,492 млн руб. Неуплата
Большие Тайлы (притоки Листвянка, Пихтиха, Рябинка, Топки) Новосибирская обл. Ресурсы Р — 305 кг, Р3 — 171 кг ООО «Русдрагмет» Московская обл., Дмитров, А.И. Акаро 22.12.2015 0,0875 33 млн руб. Неуплата
Бассейн верх. течения р. Ика Амурская обл. Ресурсы Р3 — 211 кг ООО «Геологоразведочная фирма «Недра», Благовещенск, А.А. Васильев 19.08.2016 1,565277778 109,725 млн руб. Неуплата
ООО «Электрум» Благовещенск, Л.А. Баранова 03.07.2018 Без аукциона по заявительному принципу
Бассейн верхнего течения р. Большой Иликан Амурская обл. Ресурсы Р — 1463 кг, Р3 — 561 кг ООО «Золотинка» Благовещенск, А.М. Горбачев 21.07.2017 1:32 250,992 млн руб. Неуплата
ООО «ЮСМО» Благовещенск, Раса Шуркене 27.05.2020 Без аукциона по заявительному принципу
Бассейны р. Тында Большая, руч. Иличи, Солокит, Пинаевский Амурская обл. Ресурсы Р — 1,16 т, Р3 — 1,088 т. Площадь 145,5 км2 ООО «Маристый» Благовещенск, А.М. Максапетян 28.12.2018 0,185416667 148,896 млн руб. Неуплата
ООО «Могот» Благовещенск, А.М. Максапетян 16.07.2019 Без аукциона по заявительному принципу ООО «Могот» входит в ООО «Маристый»
Бассейн р. Селемджа (между устьями р. Караурак Малый и руч. Серебряный) Амурская обл. Запасы С — 11 кг. Ресурсы Р — 48 кг, Р — 2,562 т, Р — 431 кг. Площадь 225,59 км2 ООО «Россыпи» Благовещенск, П.П. Манукян 06.12.2018 0,119444444 152,646 млн руб. Неуплата
Водораздел рек Селемджа Караурак Малый ООО «Горняк» Благовещенск, А.В. Калашников 04.06.2019 Без аукциона по заявительному принципу
Селемджа (между устьями р. Караурак Малый и руч. Серебряный) ООО «ВВП» Благовещенск, П.П. Манукян 03.10.2019 Без аукциона по заявительному принципу
Долина р. Малая Тында, бассейны руч. Игак, Амкарчи Амурская обл. Ресурсы Р — 192 кг, Р2 — 182 кг, Р3 — 401 кг. Площадь 201,74 км2 ООО «Россзолото» Благовещенск, Ю.Н. Сердюк 28.09.2018 0,683333333 545,16 млн руб. Неуплата
Тонода р. приустьевая часть Иркутская обл. Ресурсы Р — 320 кг. Площадь 27,52 км2 ООО «СА «Золото Ыныкчана» РС(Я), пос. Солнечный, Ю.А. Попов 30.08.2018 1,052083333 114,969 млн руб. Право пользования предоставлено
Переоформлена на ИРК03632БР ООО «Горное» Бодайбо, О.Н. Ильяшенко 75 ООО «Горное» — ООО а/с «Лена» (учр. которых является ООО «Гортехальянс», 2 физлица, Нуриджанян Гагик Завенович
Бассейн нижнего течения р. Бомнак Амурская обл. Ресурсы Р — 112,6 кг, Р2 — 403 кг, Р3 — 68 кг. Площадь 74,46 км2 ООО «Кристальная вода» пос. Горный, В.В. Узлов 17.12.2019 0,149305556 72,897 млн руб. Неуплата
Бассейн р. Талая Амурская обл. Ресурсы Р — 346 кг, Р2 — 46 кг. Площадь 115,09 км2 ООО «АНСАТ» Благовещенск, Т.А. Яцкова 14.08.2019 0,378472222 344,421 млн руб. Неуплата
Бассейн руч. Гребневый Амурская обл. Ресурсы Р — 18,7 кг, Р3 — 311 кг. Площадь 36,43 км2 ООО а/с «Ирмакит» Благовещенск, А.А. Китурян 01.07.2019 1,581944444 199,584 млн руб. Неуплата
18.03.2020 0,147916667 15,29 млн руб. Неуплата
Бассейн р. Обка Амурская обл. Ресурсы Р — 240 кг, Р2 — 245 кг, Р3 — 27 кг. Площадь 29,45 км2 ООО «Сивакан» с. Владимировка, П.В. Каленский июн.19 0,102083333 64,306 млн руб. Неуплата
ООО «ЮСМО» Благовещенск, Раса Шуркене 18.03.2020 01:01,1 0,83 млн руб. Право пользования предоставлено
Бассейн р. Тында Большая Амурская обл. Ресурсы Р — 992 кг, Р3 — 3,514 т. Площадь 404,88 км2 АО «ЗДП «Коболдо» Свободный, А.С. Евдокимов 21.02.2019 0,084027778 102,08 млн руб. Неуплата

Табл. 1. Результаты аукционов по УН для поисков в 2015–2020 гг.

Аукционы породили далеко не взаимовыгодные отношения между государством и бизнесом. На торги выставлялись в основном слабо изученные участки недр, по которым размер стартового платежа рассчитывался по переводным коэффициентам. За локализованные прогнозные ресурсы кат. Р1, Р2 и Р3 и геологические риски предлагалось оплачивать значительный бонус.

Организаторов аукционов захватывает гордость за достижение наиболее крупного размера окончательного разового платежа (как за хорошо выполненную работу). Представляющее государственную политику в законодательстве о недрах Минприроды считает, что «существенным недостатком аукционной формы предоставления участков недр в пользование является возможность победителя аукциона без всяких последствий отказаться от уплаты предложенного им размера разового платежа» и предлагало внести поправки в Закон о недрах, чтобы эту возможность исключить и заставить недропользователей платить за нереально взвинченные цены.>10

Структуру геологической отрасли в настоящее время образуют казенные геологические учреждения, государственные унитарные геологические предприятия, акционерные геологические компании (в том числе и в составе горнодобывающих компаний) и частные геологические фирмы. Количество последних (юниорских компаний) резко возросло с введением «заявительного» принципа,>11 но условия для их деятельности пока не созданы и меры поддержки не выработаны. Этот «планктон», осуществляя ГРД на стадии по исков, будет обеспечивать открытия и геологическое изучение новых месторождений, передавая их более крупным компаниям, занимающимся разведкой и добычей. 

Процесс гармонизации российской классификации ТПИ с мировыми стандартами сильно затянулся. Причина, возможно, состоит в том, что трудно отказаться от контроля за недропользованием со стороны государства даже там, где финансирование ГРД обеспечивается за счет частных инвестиций. Прогнозные ресурсы кат. Р1, Р2 и Р3, действующей у нас Классификации,>12 отражают результаты исследований при локализации площадей на предшествующем этапе регионального изучения недр и прогнозирования полезных ископаемых. Между этапом регионального изучения и поисками существуют разные уровни организации ГРД (цели и задачи).

Поиски, оценку и разведку объединяет процесс открытия и дальнейшего геологического изучения месторождений. Поэтому новая российская классификации запасов и ресурсов должна соответствовать целям и результатам работ на уровне организации ГРД от открытия месторождения и его геологического изучения и проектирования до добычи (рис. 2). На стадиях поисков, оценки и разведки это будут предполагаемые (inferred), исчисленные (indicated) и измеренные (measured) категории ресурсов. Открытие месторождения может основываться на предполагаемых и отчасти исчисленных ресурсах. Основу оценки перспектив открытого месторождения могут составить предполагаемые и отчасти исчисленные ресурсы. При дополнительном геологическом изучении на стадиях проектирования ресурсы будут конвертированы в вероятные (probable) и доказанные (proved) запасы. Принятие новой российской классификации ТПИ позволит снизить затраты на стадиях ГРР за счет освобождения их от избыточной детализации и менее углубленного изучения модифицирующих факторов.

Рис. 2. Схема стадийности.jpg

Рис. 2. Схема стадийности от открытия и геологического изучения месторождений до их проектирования и добычи

На Государственном балансе запасов числятся 5397 месторождений россыпного золота с запасами кат. А+В+С1+С2 по состоянию на 01.01.2019 г. 1147 т, из них в распределенном и нераспределенном фондах — 649 и 498 т соответственно. При ежегодном погашении 83 т запасов обеспеченность россыпной золотодобычи может составить около 8 лет. Кроме запасов в традиционных регионах россыпной золотодобычи России (Урал, Забайкалье, Ленский приисковый район, Приамурье, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотка и др.) в результате многолетних отработок россыпных месторождений сформированы огромные ресурсы техногенных образований, содержащих остаточное россыпное золото. «Только на территории Магаданской области за 80-летнюю историю эксплуатации россыпных месторождений было образовано около пятисот миллионов кубических метров отходов горнодобывающего производства, которые пригодны к сплошной отработке с извлечением золота».>13 По данным Минприроды России на территории страны накоплено 90–100 млрд т различных отходов, занимающих площадь до 1,5 тыс. км2. Из общей массы отходов более 90 % приходится на отвалы горных пород и перерабатывающих производств.

Распределение золота в техногенных образованиях иное, чем в природных россыпях. Золото присутствует в галле-эфельных отвалах за счет попадания во вскрышу отдельных гнезд и «висячих» пластов, селективная отработка которых была нерентабельной, и неполноты его извлечения из-за несовершенства применявшихся технических средств обогащения, несоответствия схем промывки технологическим свойствам песков, нарушения технологических процессов. Это золото нельзя оценить по действующим методикам разведки для природных россыпей. Вместе с тем разработка таких УН имеет важное социально-экономическое значение для поддержания жизнедеятельности в традиционных центрах россыпной золотодобычи и восстановления экологии регионов. Проблема сплошной отработки техногенных образований на условиях предпринимательского риска может быть решена, если право владения, пользования и распоряжения таких УН будет отнесено к полномочиям субъектов РФ.

Заключение

Россия по производству золота из минерального сырья в 2019 году вышла на 2 место в мире (329,5 т), уступая только КНР,>14 но дальнейший рост зависит от состояния сырьевой базы. Внедрение и развитие экономических механизмов, обеспечивающих доступность финансовых ресурсов для «юниорских» компаний позволит улучшить сырьевую базу отрасли.>15 «Юниорские» компании или частные геологические фирмы, использующие современные технологии и методы поисков с целью открытия и дальнейшего геологического изучения, разведки и добычи месторождений и реализующие их горнодобывающим компаниям. 

Для совершенствования «заявительного» принципа с целью успешной деятельности «юниорских» компаний на законодательном уровне необходимо:

  • снять ограничения при предоставлении лицензий для поисков при наличии прогнозных ресурсов категорий Р1 и Р2 и разрозненных остаточных запасов;
  • факт открытия месторождений при проведении поисковых работ устанавливать по результатам ТЭР, основанных на предполагаемых и отчасти исчисленных ресурсах и по месторождениям-аналогам. Недропользователи сами принимают решения о целесообразности дальнейшего геологического изучения открытых ими месторождений;   
  • исключить предоставление УН для проведения поисковых работ через аукционы. Это позволит увеличить финансирование за счет частных инвестиций.
Новая российская классификации запасов и ресурсов в отличие от действующей в настоящее время должна соответствовать целям и результатам работ на уровне организации ГРД от открытия месторождений и их геологического изучения, проектирования до добычи. Прогнозные ресурсы кат. Р1, Р2 и Р3 неприемлимы в новой классификации, так как они отражают результаты исследований на этапе регионального изучения недр и прогнозирования полезных ископаемых. На этапах поисков, оценки и разведки рекомендуются категории ресурсов, принятые в международных стандартах, — предполагаемые (inferred), исчисленные (indicated) и измеренные (measured). Открытие месторождения может основываться на предполагаемых и отчасти исчисленных ресурсах. Оценку перспектив открытого месторождения могут составить предполагаемые и отчасти исчисленные ресурсы. На этапе проектирования ресурсы могут быть конвертированы в вероятные (probable) и доказанные (proved) запасы. Принятие новой российской классификации ТПИ позволит снизить затраты на стадиях ГРР за счет освобождения их от избыточной детализации при изучении модифицирующих факторов.

Обеспеченность разведанными запасами россыпного золота в настоящее время составляет около 8 лет. Кроме них огромные ресурсы золота содержатся в техногенных образованиях, как правило, расположенных вблизи бывших и действующих поселков — центров россыпной золотодобычи. Кроме извлечения золота разработка таких участков недр будет способствовать восстановлению окружающей среды. Принцип предоставления прав для пользования ими должен быть заявительным, а право владения, пользования и распоряжения отнесено к полномочиям субъектов РФ. 
__________________________________________________________________________________________________________
>1 Отчет Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2015–2019 годах». www.ach.gov.ru.
>2 Положение о порядке лицензирования пользования недрами, введенное в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1.
>3 В части распределения компетенций между органами государственной власти в сфере недропользования, описания видов пользования недрами и типов лицензий на пользование недрами, установления сроков пользования недрами и требований к содержанию лицензий на пользование недрами, возможности получения лицензии при установлении факта открытия месторождения.
>4 По экспертным оценкам перевод прогнозных ресурсов категорий Р +Р в запасы категории С составляет 33 %, прогнозных ресурсов категорий Р +Р в запасы категории С составляет 24 %.
>5 Согласно введенным еще в 2000 году требованиям (статья 23.1 Закона о недрах) государственное регулирование отношений недропользования и решение задач развития МСБ должно осуществляться с использованием геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр.
>6  Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2006 г. № 8667).
>7  Приказ Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)» (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2016 г., регистрационный № 45065).
>8  Приказ Минприроды России от 11.11.2004 г. № 689.
>9  В 2019 году Роснедра выдало три свидетельства об установлении факта открытия месторождений твердых полезных ископаемых, в том числе компании ООО Восток, открывшей месторождение россыпного золота Бассейн руч.ТуораТас с притоками Ледяной, Незаметный, Гранитный в Якутии.
>10  28 марта 2016 года, РИА Новости. www.ria.ru.
>11  Приказы Минприроды России «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения (за исключением УНФЗ)» от 15 марта 2005 года № 61 (в редакции от 27 января 2014 г. №37) и от 10 ноября 2016 г. № 583.
>12  Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2006 г. № 8667).
>13  Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», внесенный Магаданской областной Думой в 2010 году (законопроект  386003-5).
>14  Metals Focus; World Gold Council 2019.
>15  Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года № 2914-р.

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 2/июнь 2020 г.


Правовое регулирование вывоза аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС
Шестисоткратное увеличение платежей за размещение недропользователями отходов добычи с 1 января 2020 года
Последние изменения в российском законодательстве о пользовании недрами
Особенности приобретения права пользования недрами
^ Наверх