Сетевая форма реализации образовательных программ для подготовки кадров геологической отрасли
В.И. Старостин — заведующий кафедрой геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, д.г.-м.н.
А.А. Самсонов — старший научный сотрудник кафедры геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.г.-м.
Во все эпохи развития геологии основной движущей силой прогресса служил высокий профессиональный уровень специалистов, складывающийся из фундаментальных знаний и практического опыта, получаемых в течение всего периода трудовой деятельности. Также и принятая в Российской Федерации система образования, включающая общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивает возможность получения непрерывного образования в течение всей жизни.
Наряду с этим, сегодняшний уровень изученности глобальных геолого-экономических процессов предопределяет роль геолога при реализации профильных задач как специалиста, владеющего широкими компетенциями и способного принимать эффективные решения на основе анализа большого объема разносторонней информации. Однако подготовка исключительно в рамках ресурсов образовательной организации кадров, отвечающих подобным перспективным мировым тенденциям, в современных условиях крайне сложна ввиду необходимости проведения многочисленных лабораторных занятий и практик (рис.1 и 2).
Рис. 1. Учебная буровая практика на базе Крымского учебно-научного центра имени профессора А.А.Богданова МГУ имени М.В.Ломоносова. Республика Крым
С исторической позиции, подготовка специалистов-геологов в области исследования, поисков и разведки месторождений рудных полезных ископаемых осуществляется на геологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на кафедре геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых.
Кафедра образована 18 сентября 1952 года выдающимся советским геологом XX столетия — академиком Владимиром Ивановичем Смирновым, с именем которого связана целая эпоха в изучении геологии рудных месторождений.
В основе идеи создания кафедры В.И. Смирновым заложена практическая ее направленность, сочетание фундаментальных дисциплин с элементами образования в области прикладных геологических исследований.
Этот огромный синергетический принцип реализуется на практике уже более 65 лет и заключается в поддержании прочной связи между научно-образовательной базой МГУ им. М.В. Ломоносова и предприятиями-недропользователями. В доказательство этому, выпускники кафедры успешно осуществляют трудовую деятельность на ведущих позициях в большинстве российских и международных отраслевых компаний.
Рис. 2. Практика студентов на объектах Кировского филиала АО «Апатит». Мурманская область, г. Кировск
С другой стороны, в плане программы подготовки кадров геологической отрасли основные задачи сформулированы перед Министерством природных ресурсов РФ в тезисах Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 22.12.2018 г. № 2914-р.
В разделе XIII «Кадровое обеспечение развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации» указано о необходимости обеспечения участия представителей предприятий и организаций отрасли в работе профильных федеральных учебно-методических объединений системы высшего образования для формирования современной отраслевой повестки в содержании образования, а также о необходимости реализации задач по созданию системы непрерывного повышения квалификации, направленной на формирование новых компетенций специалистов и обеспечения инновационного развития отрасли, в том числе с использованием технологий онлайн-обучения.
Таким образом, в настоящее время в России сложилась гармоничная основа для создания системы подготовки высококвалифицированных кадров путем практической реализации взаимодействия высших учебных заведений с научными и производственными геологическими организациями и предприятиями-недропользователями.
Правовая организация рассматриваемой эффективной системы подготовки кадров предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации», а именно статьей 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ».
Сетевая форма реализации образовательных программ — это такая форма сотрудничества, при которой все участники совместно разрабатывают образовательные программы, гарантируют доступ обучающихся, непосредственно участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ, к учебно-методическим комплексам, электронным образовательным и другим ресурсам участников. Тем самым обеспечивается возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, как осуществляющих научную или образовательную деятельность, в том числе иностранных, так и производственных организаций для проведения практик и осуществления иных видов учебной деятельности.
При этом сетевое взаимодействие может быть реализовано как для программ высшего, так и среднего профессионального образования, а также для программ непрерывного повышения квалификации, в том числе проведения ведущими учеными специальных курсов, направленных на передачу новейших знаний по фундаментальным направлениям геологической науки.
Кафедра геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, более полувека соединяющая в своей деятельности задачи просвещения и науки, может являться твердой основой для перспективного взаимодействия с недропользователями и профильными организациями по подготовке специалистов-геологов. Возможность совместно с работодателями формулировать задачи студентам и составлять рабочие программы дисциплин, включая организацию производственных практик на объектах организации в течение цикла обучения (до 3 полевых сезонов), позволит подготовить молодого специалиста, удовлетворяющего самым высоким современным требованиям и знакомого со спецификой работы отраслевых организаций.
С 29 по 31 января 2020 года в рамках ежегодно проводимых на геологическом факультете XXXI Смирновских чтениях впервые открывается рабочая секция «Образование и кадры». В обсуждении вопросов сетевых образовательных программ и адаптации дисциплинарных программ в соответствии с современным уровнем потребностей работодателей примут участие руководители и ведущие специалисты крупнейших предприятий геологической отрасли нашей страны. Полученные результаты будут предложены для включения в проекты отраслевых профессиональных и образовательных стандартов нового поколения.
Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 3 (45)/сентябрь 2019 г.