25 апреля 2024, Четверг09:21 МСК
Вход/Регистрация

Изменения в Закон «О недрах»

андрияш анатолий.jpgАнатолий Андрияш — партнер, соруководитель московского офиса Нортон Роуз Фулбрайт (Центральная Европа) ЛЛП.




опренко юлия.jpgЮлия Опренко — юрист московского офиса Нортон Роуз Фулбрайт (Центральная Европа) ЛЛП.




юдова анастасия.jpgАнастасия Юдова — помощник юриста московского офиса Нортон Роуз Фулбрайт (Центральная Европа) ЛЛП.



Существенным образом пересмотрены правила и порядок лицензирования пользования участками недр.

Был принят Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», ст. 1 Федераль ного закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и признании утратившими силу Постанов ления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Изменения, вносимые данным федеральным законом, вступают в силу с 1 января 2022 года. Данный федеральный закон устанавливает, что положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» более не будут применяться к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования пользования недрами.

Наиболее существенные изменения вносятся в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах).

В частности, теперь участок недр может предоставляться с ограничением по глубине или без такого ограничения в соответствии с лицензией на пользование недрами. Изменилась формулировка и добавились новые основания для ограничения или запрещения пользования недрами. Теперь, помимо безопасности страны и охраны окружающей среды, основаниями для ограничения или запрещения являются оборона страны, рациональное использование и охрана недр.

Устанавливается, что в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами вносится запись о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии, а также устанавливается запрет на восстановление срока пользования таким участком недр в случае его досрочного прекращения.

Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых более не будет предоставляться. Разведка месторождений полезных ископаемых будет осуществляться на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Одним из ключевых изменений является совершенствование процедуры торгов в сфере недропользования и правового механизма взимания разовых платежей за право пользования недрами. Предусматривается, что теперь будут проводиться только аукционы на право пользования участками недр в электронной форме. Определяются общие требования к правилам проведения аукциона. Проведение конкурсов не предусматривается.

Также предусматривается создание реестра недобросовестных участников аукционов и определяется состав включаемых в него сведений. В данный реестр включаются сведения об участниках аукционов, которые были признаны победителями, но не уплатившие в установленный срок и (или) в размере разовый платеж за пользование участком недр. Наличие сведений о лицах в таком реестре будет являться основанием для отказа в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона. Сведения будут общедоступными и будут исключаться по истечении двух лет со дня их внесения.

Новая редакция Закона о недрах уточняет порядок оформления, государственной регистрации, выдачи лицензии на пользование недрами, внесения изменений и переоформления лицензии на пользование недрами.

Кроме того, существенно меняется редакция ст. 12 Закона о недрах, определяющая содержание сведений в лицензии на пользование недрами. Теперь лицензия должна содержать более подробные сведения о пользователе недр, о виде пользования недрами, о виде полезного ископаемого, о виде попутных полезных ископаемых (при их наличии). Детализируются различные сроки, предусмотренные в лицензии, в частности:
  • cрок, касающийся подготовки и утверждения проектной документации на осуществление геологического изучения недр, проектной документации на осуществление разведки месторождений полезных ископаемых; 
  • сроки подготовки и утверждения технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; 
  • срок начала осуществления геологического изучения недр, разведки месторождений полезных ископаемых; 
  • сроки (а также виды и объемы) осуществления геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых (в отношении участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф); 
  • срок ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию); 
  • срок представления подготовленных в установленном порядке материалов по результатам геологического изучения недр, разведки месторождений полезных ископаемых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод; 
  • сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель. 
Закон о недрах будет предусматривать новые основания приостановления и ограничения осуществления права пользования недрами, среди которых возникновение угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами, возникновение чрезвычайных ситуаций, пользование участком недр (или частью участка недр), предусмотренным лицензией на пользование недрами, без утвержденной в установленном порядке проектной документации, а также в случае нарушения требований по рациональному использованию и охране недр.

На пользователя недр также возлагается новая обязанность по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами. Горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами, определяются лица, исполняющие названные обязанности.

Новые требования к соискателю лицензии при осуществлении маркшейдерских работ

Среди других изменений в законодательстве мы также решили упомянуть, что в Постановлении Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1467 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» уточняются лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении маркшейдерских работ.

С 1 июля 2021 года одним из таких требований теперь является наличие в штате специалиста на должности главного маркшейдера организации, прошедшего в числе прочего профессиональную переподготовку в области промышленной безопасности по типовой дополнительной программе профессиональной переподготовки по специальности «маркшейдерское дело».

Разделение, выделение и объединение участков недр

В октябре 2020 года был опубликован проект поправок>1 в Закон о недрах, предоставляющий недропользователям право изменять границы предоставленных им участков недр, а именно:

  • разделить участок недр на два или более новых участка, содержащих запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс запасов полезных ископаемых, а разделяемый участок недр прекращает свое существование; 
  • выделить части участка недр в отдельный участок недр (содержащего запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс запасов полезных ископаемых), предоставляемый для разведки и добычи. При выделении участок недр, из которого осуществляется выделение, сохраняется в измененных границах; 
  • объединить два или более участка недр, которые имеют общую границу и предоставлены в пользование для одного и того же вида пользования недрами одному и тому же пользователю недр или пользователям недр, принадлежащим к одной группе лиц. 
>1Проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования механизма разделения, выделения или объединения участков недр (www.regulation.gov.ru/projects#npa=109355).

Проект поправок не допускает разделение, выделение и объединение участков недр, приводящее к выборочной отработке полезных ископаемых, а также к нарушению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ и охране окружающей среды.

По состоянию на июль 2021 года на этапе оценки регулирующего воздействия данный проект поправок получил отрицательное заключение в связи с наличием избыточных обязанностей, запретов и ограничений для недропользователей. Однако профессиональное сообщество следит за развитием событий, связанных с рассмотрением и возможным принятием соответствующих поправок в Закон о недрах.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (52)/июнь 2021 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X