Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
0
4520
0
1
А.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию
Действующее экспортно-валютное законодательство не допускает продажу золота с дисконтом
После введения эмбарго в 2022 г. на экспорт российского золота в страны Европейского союза и США, а также прекращения статуса good delivery>1 у отечественных аффинажных заводов ЦБ РФ стал закупать у российских банков, а те, в свою очередь, у недропользователей аффинированное золото с дисконтом 3–5 %. Такая ситуация стала критической для многих добывающих компаний, поскольку на фоне укрепления рубля и падения мировой цены на золото дополнительный дисконт опустил цену продажи золота на внутреннем рынке ниже его себестоимости. Как следствие, многие золотодобытчики устремили свой взор на внешние рынки (ОАЭ, Турция, Китай).
С серебром получилась ситуация гораздо сложнее. Во-первых, оно стоит гораздо дешевле, чем золото и, во-вторых, спросом на внешнем рынке особенно не пользуется. Поэтому некоторые добывающие компании, у которых серебро является попутных металлом, стали просто его складировать, что называется «до лучших времён». Государство со своей стороны предпринимало ряд мер по стимулированию экспорта драгоценных металлов.
Ещё с 2020 г. Правительство РФ поручило Минпромторгу России выдавать недропользователям и аффинажным заводам генеральные лицензии (не привязанные к конкретному контракту) на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков.>2 До этого времени такую возможность имели только кредитные организации. Но данное поручение не относилось к экспорту иного сырья, содержащего драгоценные металлы.
В период с 01.04.2022 по 31.03.2023 г. появилась возможность получать генеральные лицензии на экспорт не только аффинированного золота и серебра в виде слитков, но и в виде гранул, а также платины и металлов платиновой группы в виде слитков, гранул и порошков.>3 На этом фоне добывающие компании всё первое полугодие 2022 г. активно занимались получением генеральных лицензий на экспорт драгоценного металла. После их получения начались активные этапы переговоров с контрагентами, поиска логистических маршрутов, заключения экспортных договоров, а также таможенного оформления груза. И вот на этапе таможенного оформления, который включает выдачу Федеральной пробирной палатой (далее — орган пробирного надзора) акта госконтроля драгоценных металлов, выявилась одна очень большая проблема.
Пробирный надзор стал оказывать в выдаче актов госконтроля по тем экспортным контрактам, в которых была указана и рассчитана цена на металл с дисконтом, пускай даже с меньшим, чем на внутреннем рынке. В качестве основания для отказа указывается ссылка на то, что при расчёте стоимости драгоценных металлов необходимо руководствоваться ценой мирового рынка. Государственный орган, мотивируя своё решение, ссылается на пп. «г» п. 3 Правил осуществления госконтроля драгоценных металлов (далее — Правила)>4 и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». При этом в данных нормативных правовых актах не установлен прямой запрет на установление дисконтов при экспортной продаже драгоценных металлов. Однако орган пробирного надзора произвольно трактует данные положения и считает, что, если в экспортном контракте и расчёте стоимости цены золота присутствует дисконт, то акт госконтроля выдан быть не может, даже с учётом того, что стоимость металла рассчитана по мировой цене минус экспортный дисконт.
Вместе с тем вышеуказанные Правила утверждались в 2015 г., когда всё было хорошо, не было антироссийских экономических санкций, у российских аффинажных заводов был статус good delivery и Великобритания была крупнейшим импортёром отечественного золота. В настоящее время совершенно другие реалии. Никто за границей золото с российским следом без дисконта от мировой цены, пускай даже меньшим, чем на внутреннем рынке (0,5–2 %), брать не будет.
Что понимается в экспортно-валютном законодательстве под мировой ценой на драгоценные металлы
Расчет стоимости химически чистых драгоценных металлов согласно приказу Минфина России от 19.05.2014 г. № 35н осуществляется экспортёрами исходя из цен мирового рынка драгоценных металлов, с учетом котировок цен, устанавливаемых на золото и серебро Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (LBMA), на платину и палладий — участниками Лондонского рынка платины и палладия (LPPM). При этом Банк России учётные цены на аффинированные драгоценные металлы также устанавливает исходя из значений, зафиксированных LBMA, и пересчитывает их в рубли по официальному курсу доллара США к российскому рублю.>5
В контексте запрета экспорта золота в страны ЕС и США и приостановки торговли российскими слитками палладия и платины на площадке LPPM, вполне вероятно, что привязка мировых цен на драгоценные металлы у нас в России будет к котировкам другим мировых биржевых площадок, например, Гонконгской (HKEX) или Шанхайской (SHMET) биржи металлов.
Также стоит учесть, что Минфин России выступил с инициативой создания новой международной биржи драгоценных металлов со штаб-квартирой в Москве. В планах министерства разработать новый стандарт рынка на смену общепризнанному LBMA — «Московский мировой стандарт» (MWS).
Варианты выхода недропользователей из сложившейся ситуации
Жёсткое требование Правил и Приказа Минфина № 35н, ограниченно трактуемое органами пробирного надзора, заставило золотодобытчиков искать пути выхода из сложившейся проблемной ситуации. Самый радикальный — вывозить золото в чемоданах не стоит рассматривать, поскольку это уже самостоятельный состав преступления (ст. 226.1, 191 УК РФ).
В процессе практики таможенного оформления драгоценного металла и его выпуска за границу возникло два возможных варианта отражения дисконта в экспортных контрактах:
1. После выпуска золота и подачи таможенной декларации, в которой указана цена товара, соответствующая мировой, заключить дополнительное соглашение с уже откорректированной ценой с учётом дисконта и подать заявление о корректировке акта госконтроля вместе с уточнённой декларацией.
2. «Зашить» дисконт в расходах покупателя золота на транспортировку и дальнейшую переработку и отразить это в контракте. В этом случае таможенная декларация подаётся только один раз.
Первый вариант выглядит более рискованным, поскольку Таможенный кодекс Евразийского экономического союза не предусматривает такого понятия, как «уточнённая таможенная декларация». Кроме этого, приказ Минфина России от 29.01.2020 г. № 10н допускает корректировку акта госконтроля с учётом изменения цены и массы драгоценного металла только по результатам окончательных данных, полученных в ходе входного анализа лабораторий одной из сторон экспортного контракта или арбитражной лаборатории. Корректировка акта в связи с последующим согласованием сторонами экспортного контракта дисконта на приобретение драгоценного металла законодательством не предусмотрена. Поэтому существуют высокие риски отказа органом пробирного надзора в такой корректировке и отказа таможенными органами в принятии уточнённой таможенной декларации. Это повлечёт с одной стороны обязательство продавца репатриировать валютную выручку от продажи металла в полном объёме, а с другой стороны лишит импортёра возможности приобретения золота по цене с дисконтом.
В настоящее время органы пробирного надзора начали активно отказывать экспортёрам аффинированного золота в корректировке актов госконтроля. Соответственно, вариант с «зашиванием» дисконта выглядит более жизнеспособным. Однако это тоже не панацея, так как одно дело, когда компания хочет вывозить 1–2 т аффинированного золота в год, и совсем другое, когда объём годового экспорта превышает 100 т, что часто предполагает еженедельную подачу деклараций на партии с большими объемами золота. Чем больше и чаще объемы поставок, тем более пристально государственные органы смотрят за чистотой совершения экспортных операций.
Поэтому, чтобы сектор добычи драгоценных металлов мог спокойно выдохнуть, нужно как можно оперативнее менять порядок расчёта стоимости драгоценных металлов для целей экспорта, установленный приказом Минфина России № 35н, а именно допустить в расчёте установления нижней границы допустимого дисконта. С неограниченным размером дисконта Минфин явно не согласится.
Налоговые риски применения дисконтов в экспортных контрактах на продажу золота
Суды в последнее время встают на сторону налоговых органов в спорах о доначислении НДПИ из-за необоснованного, по их мнению, уменьшения недропользователями стоимости реализации золота в связи с применением дисконта на его покупку третьими лицами.>6 В частности, суды указывают, что при осуществлении разрешенных законодательством сделок, оплата драгоценных металлов должна производиться с учетом цен мирового рынка в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о драгметаллах и драгкамнях. Поэтому, по мнению судебных органов, уменьшение стоимости реализации драгоценного металла на сумму дисконта нельзя признать обоснованным применительно к расчёту налоговой базы по уплате НДПИ согласно п. 5 ст. 340 НК РФ.>7
Кроме этого, существует риски привлечения недропользователей к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за занижение налоговой базы при исчислении налога на прибыль при экспортной продаже золота в размере недополученной выручки в сумме дисконта.
Возможность корректировки актов госконтроля и таможенной декларации при экспорте золотосодержащих концентратов
С экспортёрами концентратов, содержащих драгоценные металлы в качестве попутных компонентов, ситуация несколько иная, чем с экспортёрами аффинированного золота.
Содержание в концентратах полезных ископаемых (медь, олово, золото, серебро и т.д.) может отличаться по результатам опробирования в лаборатории продавца и покупателя. Также может отличаться масса сухого концентрата по данным исследований лабораторий сторон из-за разницы в данных по проценту влажности товара. Поэтому, даже учитывая мировые цены на полезные ископаемые при расчёте стоимости концентрата без каких-либо дисконтов, декларируемая продавцом стоимость концентрата может не совпадать с окончательной, установленной по данным лаборатории покупателя или независимой арбитражной лаборатории. Это влечёт необходимость подачи в государственные органы заявления о корректировке акта госконтроля и уточнённой таможенной декларации. В таких случаях государственные органы, как правило, принимают от экспортёров корректирующие документы на основании Приказа Минфина № 10н.
С аффинированным золотом такая опция отсутствует, поскольку явно содержание золота и его масса при поступлении к покупателю измениться не должна.
>1 Статус good delivery присваивается Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (LBMA) и даёт право продажи слитков золота и серебра на LBMA, аффинированных на аффинажных заводах, получивших такой статус.
>2 См. Постановление Правительства РФ от 17.04.2020 г. № 539 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков».
>3 См. Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 г. № 485 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде гранул, аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, гранул и порошков».
>4 Приложение № 2 к Положению о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории драгоценных металлов… (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. № 30).
>5 Указания Банка России от 28.05.2003 г. № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы»
>6 См. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.07.2022 г. по делу № А27-25203/2021; решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2022 г. по делу № А60-14164/2022.
>7 Ст. ст. 340 НК РФ предусматривает при определении расчётной стоимости добытого полезного ископаемого право налогоплательщика на учёт расходов по хранению, транспортировке, упаковке и иной подготовке (включая предпродажную подготовку), но не предусматривает применение каких-либо понижающих поправочных коэффициентов.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (58)/декабрь 2022 г.
Действующее экспортно-валютное законодательство не допускает продажу золота с дисконтом
После введения эмбарго в 2022 г. на экспорт российского золота в страны Европейского союза и США, а также прекращения статуса good delivery>1 у отечественных аффинажных заводов ЦБ РФ стал закупать у российских банков, а те, в свою очередь, у недропользователей аффинированное золото с дисконтом 3–5 %. Такая ситуация стала критической для многих добывающих компаний, поскольку на фоне укрепления рубля и падения мировой цены на золото дополнительный дисконт опустил цену продажи золота на внутреннем рынке ниже его себестоимости. Как следствие, многие золотодобытчики устремили свой взор на внешние рынки (ОАЭ, Турция, Китай).
С серебром получилась ситуация гораздо сложнее. Во-первых, оно стоит гораздо дешевле, чем золото и, во-вторых, спросом на внешнем рынке особенно не пользуется. Поэтому некоторые добывающие компании, у которых серебро является попутных металлом, стали просто его складировать, что называется «до лучших времён». Государство со своей стороны предпринимало ряд мер по стимулированию экспорта драгоценных металлов.
Ещё с 2020 г. Правительство РФ поручило Минпромторгу России выдавать недропользователям и аффинажным заводам генеральные лицензии (не привязанные к конкретному контракту) на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков.>2 До этого времени такую возможность имели только кредитные организации. Но данное поручение не относилось к экспорту иного сырья, содержащего драгоценные металлы.
В период с 01.04.2022 по 31.03.2023 г. появилась возможность получать генеральные лицензии на экспорт не только аффинированного золота и серебра в виде слитков, но и в виде гранул, а также платины и металлов платиновой группы в виде слитков, гранул и порошков.>3 На этом фоне добывающие компании всё первое полугодие 2022 г. активно занимались получением генеральных лицензий на экспорт драгоценного металла. После их получения начались активные этапы переговоров с контрагентами, поиска логистических маршрутов, заключения экспортных договоров, а также таможенного оформления груза. И вот на этапе таможенного оформления, который включает выдачу Федеральной пробирной палатой (далее — орган пробирного надзора) акта госконтроля драгоценных металлов, выявилась одна очень большая проблема.
Пробирный надзор стал оказывать в выдаче актов госконтроля по тем экспортным контрактам, в которых была указана и рассчитана цена на металл с дисконтом, пускай даже с меньшим, чем на внутреннем рынке. В качестве основания для отказа указывается ссылка на то, что при расчёте стоимости драгоценных металлов необходимо руководствоваться ценой мирового рынка. Государственный орган, мотивируя своё решение, ссылается на пп. «г» п. 3 Правил осуществления госконтроля драгоценных металлов (далее — Правила)>4 и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». При этом в данных нормативных правовых актах не установлен прямой запрет на установление дисконтов при экспортной продаже драгоценных металлов. Однако орган пробирного надзора произвольно трактует данные положения и считает, что, если в экспортном контракте и расчёте стоимости цены золота присутствует дисконт, то акт госконтроля выдан быть не может, даже с учётом того, что стоимость металла рассчитана по мировой цене минус экспортный дисконт.
Вместе с тем вышеуказанные Правила утверждались в 2015 г., когда всё было хорошо, не было антироссийских экономических санкций, у российских аффинажных заводов был статус good delivery и Великобритания была крупнейшим импортёром отечественного золота. В настоящее время совершенно другие реалии. Никто за границей золото с российским следом без дисконта от мировой цены, пускай даже меньшим, чем на внутреннем рынке (0,5–2 %), брать не будет.
Что понимается в экспортно-валютном законодательстве под мировой ценой на драгоценные металлы
Расчет стоимости химически чистых драгоценных металлов согласно приказу Минфина России от 19.05.2014 г. № 35н осуществляется экспортёрами исходя из цен мирового рынка драгоценных металлов, с учетом котировок цен, устанавливаемых на золото и серебро Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (LBMA), на платину и палладий — участниками Лондонского рынка платины и палладия (LPPM). При этом Банк России учётные цены на аффинированные драгоценные металлы также устанавливает исходя из значений, зафиксированных LBMA, и пересчитывает их в рубли по официальному курсу доллара США к российскому рублю.>5
В контексте запрета экспорта золота в страны ЕС и США и приостановки торговли российскими слитками палладия и платины на площадке LPPM, вполне вероятно, что привязка мировых цен на драгоценные металлы у нас в России будет к котировкам другим мировых биржевых площадок, например, Гонконгской (HKEX) или Шанхайской (SHMET) биржи металлов.
Также стоит учесть, что Минфин России выступил с инициативой создания новой международной биржи драгоценных металлов со штаб-квартирой в Москве. В планах министерства разработать новый стандарт рынка на смену общепризнанному LBMA — «Московский мировой стандарт» (MWS).
Варианты выхода недропользователей из сложившейся ситуации
Жёсткое требование Правил и Приказа Минфина № 35н, ограниченно трактуемое органами пробирного надзора, заставило золотодобытчиков искать пути выхода из сложившейся проблемной ситуации. Самый радикальный — вывозить золото в чемоданах не стоит рассматривать, поскольку это уже самостоятельный состав преступления (ст. 226.1, 191 УК РФ).
В процессе практики таможенного оформления драгоценного металла и его выпуска за границу возникло два возможных варианта отражения дисконта в экспортных контрактах:
1. После выпуска золота и подачи таможенной декларации, в которой указана цена товара, соответствующая мировой, заключить дополнительное соглашение с уже откорректированной ценой с учётом дисконта и подать заявление о корректировке акта госконтроля вместе с уточнённой декларацией.
2. «Зашить» дисконт в расходах покупателя золота на транспортировку и дальнейшую переработку и отразить это в контракте. В этом случае таможенная декларация подаётся только один раз.
Первый вариант выглядит более рискованным, поскольку Таможенный кодекс Евразийского экономического союза не предусматривает такого понятия, как «уточнённая таможенная декларация». Кроме этого, приказ Минфина России от 29.01.2020 г. № 10н допускает корректировку акта госконтроля с учётом изменения цены и массы драгоценного металла только по результатам окончательных данных, полученных в ходе входного анализа лабораторий одной из сторон экспортного контракта или арбитражной лаборатории. Корректировка акта в связи с последующим согласованием сторонами экспортного контракта дисконта на приобретение драгоценного металла законодательством не предусмотрена. Поэтому существуют высокие риски отказа органом пробирного надзора в такой корректировке и отказа таможенными органами в принятии уточнённой таможенной декларации. Это повлечёт с одной стороны обязательство продавца репатриировать валютную выручку от продажи металла в полном объёме, а с другой стороны лишит импортёра возможности приобретения золота по цене с дисконтом.
В настоящее время органы пробирного надзора начали активно отказывать экспортёрам аффинированного золота в корректировке актов госконтроля. Соответственно, вариант с «зашиванием» дисконта выглядит более жизнеспособным. Однако это тоже не панацея, так как одно дело, когда компания хочет вывозить 1–2 т аффинированного золота в год, и совсем другое, когда объём годового экспорта превышает 100 т, что часто предполагает еженедельную подачу деклараций на партии с большими объемами золота. Чем больше и чаще объемы поставок, тем более пристально государственные органы смотрят за чистотой совершения экспортных операций.
Поэтому, чтобы сектор добычи драгоценных металлов мог спокойно выдохнуть, нужно как можно оперативнее менять порядок расчёта стоимости драгоценных металлов для целей экспорта, установленный приказом Минфина России № 35н, а именно допустить в расчёте установления нижней границы допустимого дисконта. С неограниченным размером дисконта Минфин явно не согласится.
Налоговые риски применения дисконтов в экспортных контрактах на продажу золота
Суды в последнее время встают на сторону налоговых органов в спорах о доначислении НДПИ из-за необоснованного, по их мнению, уменьшения недропользователями стоимости реализации золота в связи с применением дисконта на его покупку третьими лицами.>6 В частности, суды указывают, что при осуществлении разрешенных законодательством сделок, оплата драгоценных металлов должна производиться с учетом цен мирового рынка в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о драгметаллах и драгкамнях. Поэтому, по мнению судебных органов, уменьшение стоимости реализации драгоценного металла на сумму дисконта нельзя признать обоснованным применительно к расчёту налоговой базы по уплате НДПИ согласно п. 5 ст. 340 НК РФ.>7
Кроме этого, существует риски привлечения недропользователей к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за занижение налоговой базы при исчислении налога на прибыль при экспортной продаже золота в размере недополученной выручки в сумме дисконта.
Возможность корректировки актов госконтроля и таможенной декларации при экспорте золотосодержащих концентратов
С экспортёрами концентратов, содержащих драгоценные металлы в качестве попутных компонентов, ситуация несколько иная, чем с экспортёрами аффинированного золота.
Содержание в концентратах полезных ископаемых (медь, олово, золото, серебро и т.д.) может отличаться по результатам опробирования в лаборатории продавца и покупателя. Также может отличаться масса сухого концентрата по данным исследований лабораторий сторон из-за разницы в данных по проценту влажности товара. Поэтому, даже учитывая мировые цены на полезные ископаемые при расчёте стоимости концентрата без каких-либо дисконтов, декларируемая продавцом стоимость концентрата может не совпадать с окончательной, установленной по данным лаборатории покупателя или независимой арбитражной лаборатории. Это влечёт необходимость подачи в государственные органы заявления о корректировке акта госконтроля и уточнённой таможенной декларации. В таких случаях государственные органы, как правило, принимают от экспортёров корректирующие документы на основании Приказа Минфина № 10н.
С аффинированным золотом такая опция отсутствует, поскольку явно содержание золота и его масса при поступлении к покупателю измениться не должна.
>1 Статус good delivery присваивается Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (LBMA) и даёт право продажи слитков золота и серебра на LBMA, аффинированных на аффинажных заводах, получивших такой статус.
>2 См. Постановление Правительства РФ от 17.04.2020 г. № 539 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков».
>3 См. Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 г. № 485 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде гранул, аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, гранул и порошков».
>4 Приложение № 2 к Положению о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории драгоценных металлов… (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. № 30).
>5 Указания Банка России от 28.05.2003 г. № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы»
>6 См. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.07.2022 г. по делу № А27-25203/2021; решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2022 г. по делу № А60-14164/2022.
>7 Ст. ст. 340 НК РФ предусматривает при определении расчётной стоимости добытого полезного ископаемого право налогоплательщика на учёт расходов по хранению, транспортировке, упаковке и иной подготовке (включая предпродажную подготовку), но не предусматривает применение каких-либо понижающих поправочных коэффициентов.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (58)/декабрь 2022 г.