19 марта 2024, Вторник12:44 МСК
Вход/Регистрация

Налоги горного предприятия. Почему их теряет государство?

П.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего СевераП.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего Севера.

Наша страна в мировой золотодобыче занимает ведущую роль: достаточно сказать, что из добытых человечеством за 6,5 тыс. лет 198,3 тыс. т золота десятая часть приходится на Россию, которая занимается золотодобычей всего 302 года. Ныне по добыче золота наша страна занимает второе место вслед за Китаем, опережая такие страны, как Австралия, США, Канада, Перу и ЮАР. За 29 лет в современной России (1992– 2019 гг.) было добыто 5179 т золота из 18964 т, добытых на территории России. Структура золотодобычи за этот период претерпела серьёзные изменения — если в 1992 году 85 % золота добывалось из россыпей и только 15 % — из золоторудных месторождений, то в 2019 г. на долю россыпного золота пришлось всего 27 %. Но если обратиться к объёмам, мы увидим, что после затяжного спада (со 108 т в 1992 до 53 т в 2009 году) россыпная золотодобыча уверенно возрождается, в 2019 году добыто 82 т.

Золотодобывающая отрасль вносит весомый вклад в общий бюджет России, производя высоколиквидной продукции на сумму свыше 1,3 трлн руб. (около 20 млрд долл.) и уплачивая многочисленные налоги и платежи. Один только налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) приносит почти 80 млрд руб., а общие платежи в бюджет составляют не менее 20 % от суммы реализации золота. В числе выплачиваемых налогов — регулярные платежи за пользование недрами за предоставление прав на поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, плата за использование лесов, за пользование водными объектами, водный налог, арендная плата за землю, экологические налоги, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в аукционе и плата за лицензию, выигранную на аукционе, налоги за пользование автодорогами, утилизационный сбор, налог на имущество, налоги, связанные с оплатой труда… Один только утилизационный сбор принёс бюджету в целом по стране 319 млрд руб. в 2019 году, а в 2023 году его планируют довести до 513 млрд руб.

Говоря о налогах, которые платят золотодобытчики, следует отметить, что поступления их могут быть увеличены, как отмечают некоторые авторы (впрочем, цифра эта абсолютно абстрактная и не подтверждена какими-либо расчётами), на 25–30 %, но главным препятствием для роста налогов является огромная чиновничья рать, расплодившаяся в России. Так, аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения, в современной России он рос, как на дрожжах: в 2010 году — 1,65 млн или 115,4 чиновника на 10 тыс. человек, а в 2019 — уже 2,39 млн (3,3 % от численности занятых в экономике) — 163 чиновника на 10 тыс. человек населения. Этот рост продолжается, несмотря на неоднократные попытки Президента и Председателя правительства сократить аппарат. Мало того, что эта рать съедает огромные деньги из бюджета, она ещё становится тормозом для развития страны.

Здесь уместно привести высказывание о чиновниках в 1923 году Феликса Эдмундовича Дзержинского: «...чтобы... государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов... Каково настоящее положение.

Неудержимое раздутие штатов... чудовищная бюрократизация всякого дела — горы бумаг и сотни тысяч писак; захваты больших зданий и помещений; автомобильная эпидемия; миллионы излишеств. Это легальное кормление и пожирание госимущества этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения, нерадения, вопиющая бесхозяйственность, характеризующая наш так называемый «хозрасчет», преступления, перекачивающие госимущество в частные карманы....9/10 сил и энергии уходит... не на создание новых ценностей, не на само производство, а на согласование, отчетность, оправдание, испрашивание. Бюрократизм и волокита заели нас, хозяйственников. На работу нет времени». Эти слова актуальны сегодня, как никогда. Чтобы оправдать своё существование, чиновники постоянно плодят многочисленные циркуляры, постоянно меняют законы и подзаконные акты. Почти 30 лет идёт непрерывное «совершенствование» законодательства в области недропользования. Подлинная эпидемия с корректировками законов, кодексов и других нормативных документов, которые определяют условия работы предприятий на золотодобыче, охватила как законодателей, так и чиновников, «совершенствующих» подзаконные акты и инструкции. За последние годы (после принятия) в Законы «О недрах» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Лесной, Водный и Земельный кодексы было внесено около 300 поправок и изменений. Это не считая сотен подзаконных актов и многочисленных отраслевых инструкций, которые тоже меняются с завидным постоянством. Такая чехарда значительно осложнила хозяйственную жизнь крупных предприятий с мощными юридическими службами, а что можно говорить о небольших артелях и коллективах золотодобытчиков!

золото1.jpg

Сегодня достижение артели старателей «Западная», которая в 1996 году приступила к освоению Кедровского рудного месторождения золота в Бурятии и уже через год получила первый слиток золота, кажется фантастическим, и такой подвиг сейчас просто невозможен. В результате активной деятельности армии чиновников сроки оформления документации до момента начала практической работы по добыче возросли с 5–6 месяцев до 3–7 лет!

Следует отметить, что число квалифицированных и опытных сотрудников резко сократилось, всё чаще приходится сталкиваться с вопиющей некомпетентностью так называемых специалистов-менеджеров. Система подбора кадров в Российской Федерации деградировала полностью: если в советское время руководящие посты занимали специалисты, прошедшие многолетнюю производственную школу, то сегодня основная масса высшего руководящего звена с реальным производством почти не знакома.

Почему я остановился так подробно на росте числа чиновников? Дело в том, что затягивание сроков оформления документации ведёт к прямым убыткам для бюджета страны: ведь предприятия вместо полезной работы по подготовке месторождений и добыче драгоценного металла вынуждены многократно переворачивать горы документов — очень часто при небольшой ошибке чиновники все материалы заворачивают для переделки. Сами переделки занимают немного времени, но бюрократический оборот включает новые регламентированные сроки. Дело в том, что опасаясь обвинения в коррупции, чиновники строго их выдерживают, хотя имеют реальные возможности уладить вопрос в день обращения…

За последние годы сроки оформления разрешительной документации значительно увеличились. Только для прохождения процедуры согласования проектной документации для разработки месторождений россыпного золота по нормативным актам Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии и Ростехнадзора требуется 392 календарных дня (269 рабочих дней). Для рассмотрения документации, связанной с предоставлением водного объекта в пользование, требуется 306 календарных дней (215 рабочих дней). Это если в документации не найдут ошибок, если же окажутся какие-либо неточности, то вся документация вновь запускается по бюрократическому кругу. Если для рудных месторождений со сроками отработки 8–20 и более лет вышеуказанные сроки являются приемлемыми, то для россыпей, которые отрабатываются от 2–3 месяцев до 2–3 лет, такое затягивание периода оформления является недопустимым. Россыпные месторождения, как правило, отличаются небольшой глубиной залегания золотоносного пласта от поверхности (что предопределяет на большинстве месторождений выбор открытого способа разработки), проектирование не представляет особой сложности и может быть выполнено силами самих предприятий, технологии отработки россыпей отличаются простотой и хорошо отлажены на протяжении многих лет. Поэтому подходы к рассмотрению разрешительной документации для начала работ на россыпных месторождениях целесообразно упростить в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», утверждённой Правительством РФ 29 мая 2019 г. № 4714п-П36. Нормативные сроки рассмотрения документации, связанной с освоением россыпных месторождений, регулируются Постановлениями Правительства РФ № 844 от 30.12.2006 г., № 118 от 03.03.2010 г., № 814 от 06.08.2015 г.

 Наименование налога  

Размер

 Налог на прибыль 20 % 
 Налог на добавленную стоимость 20 %
 НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых  6 % на золото
 Налог на доходы физических лиц 13 % от полученного дохода 
 Транспортный налог Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах   
 Утилизационный сбор
 Налог на имущество 2,2 % 
 Налог на дивиденды  
   Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
 Пенсионный фонд РФ 26 % 
 Фонд социального страхования    2,9 %
 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,1 % 
 Обязательное страхование от несчастных случаев       3,0 %
 Налог на землю  Размер зависит от кадастровой стоимости земли
 Экологические налоги  
 Водный налог  
 Плата за воду  
 Арендная плата за землю  
 Налог за пользование автодорогами  
 Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии  Общие платежи по РФ составляют до 18 млрд руб. в год
 Плата за геологическую информацию о недрах
 Сбор за участие в конкурсе (аукционе)  
 Плата за лицензию, выигранную на аукционе  
 Сбор за выдачу лицензий  
 Регулярные платежи за пользование недрами  Размеры ставок колеблются в интервале 100–250 руб. за каждый км2 на поисково- оценочной стадии и от 2000 до 11000 руб. на разведочной стадии
 Налогообложение затрат на геологоразведочные работы (ГРР)  
 Затраты на приобретение основных средств  
 Платежи за государственные и посреднические услуги  Согласования проектов работ, оформление договоров на утилизацию отходов, оформление земель, договоры по аффинажу и реализации металла, их суммарные объемы составляют порядка до 5 % от затрат предприятия

Табл. 1. Перечень налогов, уплачиваемых золотодобывающим предприятием.

Союз старателей России неоднократно обращался в Правительство с просьбами рассмотреть возможность снижения сроков прохождения процедуры рассмотрения, согласования и утверждения документации для разработки месторождений россыпного золота с 30 рабочих дней до 10 рабочих дней по согласованию технического проекта на отработку месторождения (Постановление Правительства РФ № 118 от 03.03.2010 г.); рассмотрению и согласованию планов и схем развития горных работ (Постановление Правительства РФ № 814 от 06.08.2015 г.); порядку подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (Постановление Правительства РФ Ф № 844 от 30.12.2006 г.). Полномочия по утверждению перечней месторождений, предлагаемых к включению в списки на аукционы, вполне можно передать на уровень территориальных органов Роснедра (за исключением участков недр федерального значения). Эффект от этой меры будет особенно весомым, если сроки согласования перечней в Генштабе и ФСБ России будут жестко регламентированы, как это делается в отношении иных государственных услуг. А запросы о наличии особо охраняемых природных территорий можно свести на уровень взаимодействия региональных подразделений Роснедра и региональных органов, курирующих вопросы использования и охраны объектов животного мира. Решение вопросов децентрализации управления недрами, расширение полномочий территориальных органов Роснедр могут значительно ускорить оформление документации для начала разработки. Практически нет различий между требованиями к проекту по освоению месторождения Сухой Лог на тысячи тонн рудного золота (где планируется множество объектов капитального строительства) и требованиями к проекту по освоению месторождения россыпного золота, где главный объект капитального строительства — это баня. Бюрократические препоны заключаются в том, что только по одной лицензии необходимо подготовить 52 отчета и проекта, из которых 70 % являются платными, их стоимость колеблется от 30 до 70 тысяч! При этом из этих 52 документов дай бог если 5 имеют какую-то важность. Все остальные бумаги просто обеспечивают рабочие места, зарплату, проживание в цивилизованных условиях для проверяющих и, кроме них, они никому не нужны.

Большой проблемой для горных предприятий стала тема ОЗУ — особо защищённых природных территорий, которая возникла с принятием правительством Российской Федерации Распоряжения № 849-р от 27 мая 2013 года «Об утверждении перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов». С выходом этого распоряжения многие участки, входящие в лицензионные площади, попали под запрет для ведения геологоразведочных и добычных работ. Распоряжение является подзаконным актом и противоречит положениям Лесного и Водного кодексов, но чиновники активно используют его для запрещения работы на площадях, которые государство выделило для золотодобытчиков. Вместе с этими запретами сократились и налоги, которые могли бы быть более весомыми на уже освоенных предприятиями площадях.

Работа предприятий, добывающих рудное и в особенности россыпное золото, все больше осложняется вновь принятыми законами, приказами, постановлениями. Складывается впечатление, что государству не нужны налоги, и оно заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее прекратить золотодобычу в нашей стране, сделав ее экономически непривлекательной. Компании покупают на аукционе лицензию на добычу полезных ископаемых, стоимость которой может достигать сотен миллионов рублей. Но на этапе заключения договора на аренду участка узнают, что месторождение полностью или частично расположено в зоне особо защитных участков лесов, что делает его эксплуатацию затруднительной, приводит к убыткам как из-за невозможности вести добычу, так и из-за штрафов за невыполнение лицензионных условий. Ещё хуже, когда предприятие работает на участке многие годы, и вдруг оказывается, что месторождение оказалось в зоне ОЗУ. Такое произошло с артелью «Газимур» в Забайкальском крае, когда под запрет попали территории на освоенном месторождении с запасами порядка 800 кг золота, а государство лишилось налогов на сумму свыше 400 млн руб.

Очевидно, что основной проблемой, препятствующей развитию золотодобывающей отрасли в России и увеличению количества налогов, поступающих в бюджет, являются бюрократические препоны и несоответствие друг другу многочисленных нормативных документов, а также огромные временные сроки по оформлению документации, связанной с золотодобычей. 

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 1 (51)/март 2021 г.

Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X