19 марта 2024, Вторник08:19 МСК
Вход/Регистрация

Правовое регулирование экспорта аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕАЭС

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.



В настоящее время санкционное давление со стороны США, Великобритании и стран ЕС на рынок оборота драгоценных металлов в России продолжает усиливаться.

В частности, Министерство финансов США распространило действующие санкции на любые операции Центрального банка России с золотом. LBMA приостановило статус good delivery российским аффинажным заводам, что делает невозможным торговлю аффинированными слитками, произведёнными в России, на лондонской бирже.

На этом фоне ЦБ РФ в марте этого года сначала возобновил покупки золота у банков, потом приостановил и в конце концов решил снова покупать, но по фиксированной цене — 5 тыс. руб. за 1 грамм. Это на 19 % ниже, чем учетная цена LBMA на аффинированное золото по состоянию на текущую дату.

Такой дисконт ЦБ РФ перекладывается на плечи недропользователей, которые в свою очередь до настоящего времени продавали аффинированное золото в основном банкам.

Изменённая новая реальность требует от золотодобытчиков искать альтернативные пути реализации аффинированного золота или концентратов.

Один из таких вариантов — экспорт аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы (далее — товар), из Таможенного союза ЕАЭС. Причём целью вывоза такого товара может являться не только его продажа (экспорт), но и проведение лабораторных исследований товара (руды) за границей с целью выработки оптимальной технологии извлечения драгоценного металла из руды с последующим приобретением оборудования под данную технологию у иностранных партнёров.

Аффинированный драгоценный металл или сырьё (концентраты, руда), содержащее драгоценные металлы, является товаром, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС, и его вывоз с территории Таможенного союза сопряжён с получением определённой разрешительной документации, в том числе генеральной (для аффинированных слитков) и разовых лицензий (концентраты, руда, содержащая драгоценные металлы).

Оформление разрешительной документации на экспорт данного товара можно разделить на несколько этапов.

Этапы получения генеральной лицензии:
  • получение отказа Гохран России в приобретении заявленной к экспорту партии товара (аффинированных слитков) в приоритетном порядке;
  • получение согласования Минфина России на экспорт аффинированных слитков;
  • получение в Минпромторге России лицензии на экспорт аффинированных слитков;
  • совершение таможенных операций в отношении аффинированных слитков.
Этапы получения разовой лицензии:
  • получение протокола испытаний товара о содержании драгоценных металлов (для разовых лицензий);
  • заключение с иностранным партнёром контракта на экспорт товара (для разовых лицензий);
  • получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в России;
  • получение в Минпромторге России лицензии на экспорт товара;
  • совершение таможенных операций в отношении товара.
Подробнее остановимся на каждом из этапов.

1. Получение отказа Гохран России в приобретении аффинированных слитков в приоритетном порядке

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде в приоритетном порядке должны предлагаться:
  • Гохрану России;
  • фондам субъектов России, на территории которых были добыты полезные ископаемые. 
Такой государственный фонд существует на территории Республики Саха (Якутия). Соответственно субъектам добычи на территории Республики Саха (Якутия) необходимо получать сразу два отказа от приобретения золота в приоритетном порядке.

Для получения отказа необходимо направить официальное предложение в соответствующий фонд с указанием объёма аффинированных слитков с учётом предоставленной квоты.

2. Получение протокола испытаний товара о содержании драгоценных металлов

Протокол испытаний товара о содержании драгоценных металлов является обязательным документом, представляемым российским поставщиком в Минфин России для получения согласования о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ согласно требованиям положения о порядке вывоза драгоценных металлов>1.

Порядок получения протокола испытаний товара о содержании драгоценных металлов регламентируется приложением 1 к совместному письму Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 г. и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г.>2

На основании п. 2.1 совместного письма Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 г. и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г. для проведения анализа продукции на содержание драгоценных металлов заявитель должен направить заявку в одну из организаций, аккредитованных в Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров).

пыльца.jpg

В заявке необходимо указать код ТН ВЭД, который заявитель хочет присвоить товару (руде или концентрату). Если, например, руда по своему химическому составу содержит золото, а также иные попутные драгоценные металлы, то такой руде нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 90 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: прочие), если руда содержит только серебро, то нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 10 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: руды и концентраты серебряные), а если это, например, оловянная руда с незначительным содержанием серебра, то такой руде нужно присваивать код ТН ВЭД 2609 00 000 0 (руды и концентраты оловянные). ТН ВЭД для сплава Доре 7108 12 000 9.

Также желательно получить отдельный протокол испытаний на содержание в товаре основного полезного ископаемого. Если это оловянный концентрат, то олова, если медный концентрат, то меди. Это будет необходимо для экономического расчёта стоимости экспортируемого товара, предоставляемого в Минфин России.

Исследование товара на содержание драгоценного металла должны проводить лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации.

Однако следует учесть, что в настоящее время экспертизу сплава Доре делают только лаборатории аффинажных заводов (ОАО «Крас цветмет», АО «ПЗЦМ»).

При этом отбор проб товара (руды и концентратов) и подготовка их к анализу осуществляются не самим заявителем, а представителем территориального органа Росстандарта России или другой нейтральной компетентной организации в соответствии с требованиями нормативной документации, имеющей аккредитацию на отбор проб.

В настоящее время Минфин России приступил к созданию двух государственных лабораторий при Федеральной пробирной палате, которые получат монопольное право на проведение лабораторных исследований на предмет содержания драгоценных металлов в планируемом к экспорту сырье (руде, концентратах). Такая инициатива была вызвана выявлениями правоохранительными органами случаев масштабного мошенничества и коррупционных схем в работе российских аккредитованных лабораторий.

Для недропользователей — экспортёров минерального сырья такое уменьшение количества лабораторий, уполномоченных на выдачу протоколов испытаний, может повлечь дополнительные сложности в виде увеличения сроков исследования проб и общих сроков получения лицензий на экспорт.

3. Заключение с иностранным партнёром контракта на экспорт товара

На этой стадии с контрагентом заключается контракт на экспорт товара. Причём, если целью вывоза является не коммерческая продажа товара (руды), а, как было сказано ранее, лабораторные исследования, всё равно должен быть заключён именно контракт на экспорт товара вместе с контрактом на лабораторные исследования, независимо от того, вывозится за границу 10 кг товара или, например, 1000 кг.

В контракте на экспорт товара в описании предмета нужно указать массу товара (руды), содержание золота и иных попутных драгоценных металлов (серебра). Кроме того, помимо указания фиксированной цены на товар (руды) целесообразно в контракте отразить стоимость переработки и транспортировки товара.

В случае вывоза товара (руды) с целью проведения лабораторных исследований за границей сроки платы за проведение таких лабораторных исследований в контракте на лабораторные исследования предпочтительно привязывать к дате фактического получения иностранными партнёрами товара. Это связано с тем, что российский поставщик на дату заключения контракта на экспорт товара вместе с контрактом на лабораторные исследования пребывает в состоянии не определённости, получит он лицензию на экспорт товара или нет. Перечис ление денежных средств в счёт оплаты лабораторных исследований до получения вышеназванной лицензии несёт в себе трудности возврата уже перечисленных денежных средств от иностранного партнёра в случае отказа в выдаче лицензии.

4. Получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов и согласования на экспорт товара

Необходимость получения заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в России и согласования экспорта товара определена приложением 14 к положению о порядке вывоза драгоценных металлов.

Процедура выдачи заключений и согласований Минфином России регламентирована Порядком согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2.10 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, и Порядком выдачи заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ>3.

В настоящее время обязанность по оформлению заключения Минфина России возложена на Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и валютного контроля.

Перечень документов, необходимых для получения заключения и согласования, определён п. 2 и 3 приложений № 1 и 2 приказа. В частности, к таким документам относится экономическое обоснование целесообразности экспорта сырьевых товаров, а также копия внешнеторгового контракта купли-продажи драгоценных металлов или сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (для разовых лицензий).

Для получения согласования Минфин России на экспорт товара (аффинированных слитков) с целью оформления генеральной лицензии не нужно предоставлять экономическое обоснование и заключённый контракт. Достаточно отказа Гохран России в приобретении золота в приоритетном порядке и заключённого договора с аффинажным заводом.

5. Получение в Минпромторге России лицензии на экспорт товара

Экспортёр товара из Таможенного союза ЕАЭС обязан предварительно получить лицензию на экспорт товара в Минпромторге России (приложение 14 к положению о порядке вывоза драгоценных металлов).

Порядок получения лицензии на экспорт товара определён Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии>4 и Административным регламентом Минпромторга России по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров>5.

Административный регламент определяет, что лицензия на экспорт может быть генеральной или разовой (п. 21 приказа). При экспорте сырья, содержащего драгоценные металлы, оформляется разовая лицензия, предоставляющая право на экспорт этого товара в определённом количестве согласно условиям контракта. Причём период действия разовой лицензии не может превышать 1 год с даты начала её действия. В настоящее время Минпромторг России выдаёт лицензии только в электронном виде.

С 2020 г. Правительство РФ в целях стимулирования экспорта драгоценных металлов поручило Минпромторгу России выдавать недропользователям и аффинажным заводам генеральные лицензии (не привязанные к конкретному контракту) на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков>6. До этого времени такую возможность имели только кредитные организации. Но данное поручение не относится к экспорту иного сырья, содержащего драгоценные металлы (сплав Доре, аффинированные гранулы и т.д.).

Перечень документов, необходимых для оформления лицензии, определён п. 21 административного регламента и приложением 14 к положению о порядке вывоза драгоценных металлов.

В соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами к обязательным документам, требуемым для оформления разовой лицензии на экспорт товара, в том числе относится указанный выше протокол испытаний товара о содержании драгоценных металлов и заключение Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ.

При оформлении генеральной лицензии не требуется предоставлять в Минпромторг России протокол испытаний товара и заключение Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов в России.

Для получения генеральной или разовой лицензии заявителю необходимо как участнику ВТД предварительно зарегистрироваться в системе non-tariff на сайте www.non-tariff.gov.ru, а также заполнить в личном кабинете участника ВТД электронную копию заявления на выдачу лицензии вместе с сопроводительным письмом, подписав её электронной цифровой подписью.

Подавать заявление и сопутствующие документы на выдачу лицензии необходимо как в электронном виде, подписанным ЭЦП, через личный кабинет участника ВТД, так и в бумажном виде через канцелярию Минпромторга России.

За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в размере 7,5 тыс. руб. (п. 38 приказа Минпромторга России от 18.10.2017 г. № 3624). Выдача лицензии или отказ в её выдаче осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов заявителем.

6. Совершение таможенных операций в отношении товара

Согласно приказу ФТС России от 12.05.2011 г. № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» обязанности по выдаче разрешений на переработку на таможенной территории драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров возложены на специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (код 10009130).

Остальные таможенные органы уполномочены только на проведение таможенных операций, связанных с прибытием и убытием из Российской Федерации драгоценных металлов и сырья, содержащего драгоценные металлы, а также таможенного декларирования (подп. 4 п. 3 Приказа).

За таможенное оформление (декларирование) вывозимого для переработки вне таможенной территории товара взимается таможенный сбор. Размеры таможенного сбора за таможенное оформление утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Размеры ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Указанным постановлением не предусмотрена уплата вывозной таможенной пошлины за вывоз товара (руды, аффинированных слитков и концентратов).

7. Ответственность за экспорт товара без лицензии

С января 2020 г. введена ответственность за нарушение установленных законодательством обязательных требований при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции (ч. 2 ст. 15.46 КоАП РФ) (штраф для юридических лиц — до 100 тыс. руб.).

Экспорт аффинированных драгоценных металлов и сырья, содержащего драгоценные металлы, как раз подпадает под данный состав. Однако если аффинированное золото или сырьё добыто незаконно (без лицензии на добычу), то такие действия будут дополнительно образовывать состав нарушения, предусмотренного ст. 15.44 «Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями» КоАП РФ или преступления, предусмотренного ст. 191 «Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга» УК РФ.

В апреле 2020 г. была образована Федеральная пробирная палата — правопреемник ФКУ «Российская государственная пробирная палата»>7. В компетенцию данного органа вошёл государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС, и вывозе из РФ в государства, не входящие в Таможенный союз ЕврАзЭС, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Пока Федеральная пробирная палата не наделена полномочиями на рассмотрение дел об административных нарушениях, предусмотренных ст. 15.44 и 15.46 КоАП РФ. Вместе с тем материалы проверок этого государственного органа могут стать основанием для возбуждения прокуратурой административных и уголовных дел и последующей их передачи для рассмотрения в суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что юридическое оформление вывоза добывающими компаниями аффинированных драгоценных металлов и сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС представляет собой сложный, достаточно длительный и многоступенчатый процесс, сопряжённый с обязательным привлечением государственных органов — Минфина России, Минпромторга России, ФТС России, а также специально уполномоченных лабораторий.

Намереваясь осуществить вывоз такого товара, добывающая компания должна предварительно определить планируемую к вывозу партию товара, содержание драгоценного металла в ней, произвести расчёт стоимости такого товара и обозначить перед контрагентами сроки оформления разрешительной документации на вывоз, которые влияют на сроки поставки в целом.

>1 Приложение 14 к решению Коллегии ЕврАзЭС от 21.04.2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» URL: www.internet.garant.ru/#/document/70984966/
>2 Совместное письмо Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 г. и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г., введено в действие указанием ГТК России от 08.06.1994 г. № 01-12/504 (данное указание ГТК России признано утратившим силу на основании приказа ФТС России от 20.05.2011 г. № 1023, но порядок получения сертификата химического состава руды, утверждённый письмами Госстандарта России и Роскомдрагмета, де-факто продолжает действовать) // URL: www.internet.garant.ru/#/document/700378/.
>3 Утверждён приказом Минфина России от 29.03.2019 г. № 50н // URL: www.internet.garant.ru/#/document/
>4 Утверждена решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 г. № 199 // URL: www.internet.garant.ru/#/document/70786670/.
>5 Утверждён приказом Минпромторга России от 18.10.2017 г. № 3624 // URL: www.internet.garant.ru/#/document/71834642/
>6 Постановление Правительства РФ от 17.04.2020 г. № 539 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков» // URL: www.internet.garant.ru/#/document/73918936/.
>7 Постановление Правительства РФ от 20.03.2020 г. № 307 «О Федеральной пробирной палате» // URL: www.internet.garant.ru/#/document/73786295/.


Юридическая компания «Шаповалов Петров» имеет богатый опыт юридического сопровождения получения генеральных и разовых лицензий на экспорт аффинированных слитков, руды и концентратов, содержащих металлов.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (55)/март 2022 г.

Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X