30 Ноября 2021, Вторник09:33 МСК
Курсы на 30.11.2021
74,67 +0,13
Au 1 795 +0,34%
Ag 22,89 -0,35%
84,50 +0,09
Pt 946,40 -1,70%
Pd 1 784 +0,03%

Создание особо охраняемой природной территории на лицензионном участке влечёт фактическую невозможность добычи полезных ископаемых

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.

Режим особо охраняемой природной территории

В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) природные объекты, имеющие особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ).

Порядок создания и функционирования ООПТ регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (п. 2 ст. 58 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Закон об ООПТ) на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

ООПТ федерального значения (национальные парки и государственные природные заповедники) создаются на основании решения Правительства Российской Федерации (например, постановление Правительства РФ от 16.12.2017 г. № 1563 «Об учреждении государственного природного заповедника «Васюганский»).

ООПТ регионального уровня создаются на основании актов субъектов Российской Федерации (например, постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.09.2020 г. № 529 «О создании особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан»).

К ведению Минприроды России относится управление ООПТ федерального значения и согласование решений региональных властей о создании ООПТ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 2055-р, п. 6 ст. 2 Закона об ООПТ).

Порядок использования земель в ООПТ

В силу п. 1 ст. 95 ЗК РФ земли государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, а также ботанических садов относятся к землям ООПТ.

Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Использование включенных в состав ООПТ земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий (п. 2 ст. 95 ЗК РФ).

На землях ООПТ запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пределах земель ООПТ изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (п. 3 ст. 95 ЗК РФ).

Согласно п. 7 ст. 95 ЗК РФ на землях ООПТ федерального значения (национальные парки и государственные природные заповедники), в том числе, запрещаются:
  • строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на ООПТ деятельностью; 
  • движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием ООПТ; 
  • строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций. 
Также подп. «а» п. 2 ст. 15 Закона об ООПТ прямо установлено, что на территориях национальных парков запрещается разведка и разработка полезных ископаемых. 

Риски создания ООПТ на лицензионном участке, предоставленном для добычи полезных ископаемых

Последняя судебная практика показывает, что после создания ООПТ (памятник природы республиканского значения «Гора Куштау», «Национальный парк «Югыд ва») недропользователи фактически утрачивают право пользования недрами на данных территориях, несмотря на то, что они получали лицензии до создания ООПТ, а также несли существенные расходы, связанные с получением таких лицензий и выполнением условий пользования недрами.

Дело АО «Сырьевая компания» (создание памятника природы республиканского значения «Гора Куштау»)
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес постановление от 28.04.2021 г. по делу № А07- 22707/2020 по спору о запрете АО «Сырьевая компания» осуществлять деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых на территории созданного памятника природы республиканского значения «Гора Куштау», которым оставил без изменения решение суда первой инстанции.

Лицензия на право пользования недрами была выдана недропользователю до создания ООПТ. После вынесения постановления Правительства Республики Башкортостан о присвоении горе Куштау статуса памятника природы регионального значения АО «Сырьевая компания» расторгла договор аренды лесного участка.

Несмотря на это, природоохранная некоммерческая организация — АНО «Наследие» подала иск к недропользователю о запрете деятельности, считая, что одного факта расторжения договора недостаточно, чтобы говорить об устранении угрозы причинения вреда ООПТ в будущем.

В качестве обоснования своей позиции истец представил отчёт эксперта о разнообразии видов флоры и фауны и сослался на п. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ (опасность причинения вреда в будущем).

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию АНО «Наследие».

Дело ООО «РенКапСтрой» (признание договора аренды земельного участка фактически прекращённым и права на компенсацию убытков отсутствующим)
В деле № А32-50785/2020 (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 г.) суд пришёл к выводу о признании договора аренды земельного участка фактически прекращенным в связи с невозможностью его использования по целевому назначению после внесения изменений в генеральный план муниципального образования.

Также судом в решении было указано, что при прекращении права аренды право арендатора на компенсацию упущенной выгоды, арендных платежей, управленческих расходов, расходов на проектирование, инженерные изыскания, технологическое присоединение и т.д. не возникает.

Если спроецировать выводы суда по делу № А32-50785/2020 на ситуацию с созданием ООПТ на лицензионном участке, то получается, что при создании ООПТ заключённый недропользователем договор аренды земельного участка будет признан прекращённым с даты принятия решения уполномоченного органа власти о создании ООПТ.

При этом право на компенсацию упущенной выгоды, разовых и регулярных платежей за пользование недрами, арендных земельных платежей, управленческих расходов, расходов на проектирование и т.д. не возникнет.

Отсутствие компенсационных механизмов для недропользователей при создании ООПТ

Губернатор Камчатского края выступил с инициативой о введении моратория на выдачу лицензий на добычу россыпного золота и запрета на добычу по уже выданным лицензиям в районах нерестовых рек, а также в последующем создания ООПТ в этих районах. Данная инициатива уже обсуждается на уровне Минприроды России.

Это очень серьёзная проблема для добытчиков россыпного золота, особенно для тех, кто уже получил лицензии, уплатил разовый и регулярные платежи за право пользования недрами, понёс расходы на геологическое изучение, проектирование, аренду и т.д.

Дело АО «Сырьевая компания» показывает, что не только природоохранная прокуратура или органы Росприроднадзора, но и любая некоммерческая природоохранная организация может обратиться в суд с иском о запрете деятельности добывающей компании.

Можно спрогнозировать, что природоохранная прокуратура или общественные природоохранные организации Камчатского края будут в аналогичном порядке обращаться с исками о приостановке (запрете) деятельности недропользователей после введения моратория (создания ООПТ).

Возможные пути поддержки недропользователей, фактически утративших право пользования недрами из-за создания ООПТ

В случае создания ООПТ и фактической утраты права пользования недрами, возникает большой вопрос: кто и как будет возмещать прямые убытки, которые понесли золотодобывающие компании в связи с пользованием недрами до введения моратория или создания ООПТ?

Как было указано выше, пока суды склоняются к тому, что если использовать участок невозможно (по причине создания ООПТ, изменения генерального плана муниципального образования), следует признать заключённый договор аренды земельного участка прекращённым, а право на компенсацию расходов, возникших до создания ООПТ — отсутствующим. Всё списывается на обычный предпринимательский риск.

Причём компании, не успевшие заключить договор аренды земельного участка, после создания ООПТ этого сделать уже не смогут. А без заключённого договора аренды невозможно легально приступить к добыче полезных ископаемых в силу ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-I «О недрах».

По моему мнению, создавая зоны ООПТ или вводя мораторий на выдачу лицензий, а также на реализацию права пользования недрами, было бы логичным предложить механизм компенсации недропользователям понесённых фактических убытков.

Например, выдавать таким предприятиям, в заявительном порядке, лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых на эквивалентных участках недр, не входящих в ООПТ.

Также можно было бы компаниям, фактически утратившим право пользования недрами в связи с введением моратория (создания ООПТ), в случае их победы на новых аукционах освободить от разового платежа в размере разового платежа, уплаченного за прежнюю лицензию.

Если государство не предпримет мер по поддержке пострадавших недропользователей на законодательном уровне, то это в скором времени, например, может поставить крест на целой отрасли — добыче россыпного золота.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (52)/июнь 2021 г.

Заявительный принцип занесло на скользкую дорожку…
Создание особо охраняемой природной территории на лицензионном участке влечёт фактическую невозможность добычи полезных ископаемых
Налоговые вопросы, на которые следует обратить внимание при осуществлении операций хеджирования
Изменения в Закон «О недрах»
^ Наверх