Взыскание ущерба недропользователями с Роснедр
А.В. Вакуленко — партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию
Добросовестные недропользователи в этой ситуации становятся жертвами, поскольку они несут прямые убытки в виде расходов по уплате разового и регулярных платежей, задатка за пользование недрами (до момента отмены результатов конкурсов и аукционов), а также убытки в виде расходов на проведение геолого-разведочных работ и т.д.
В этой связи возникает вопрос, кто должен возместить недропользователю такие убытки, и, что самое главное, в каком порядке их возмещать.
1. Ответчиком по искам о взыскании понесённых убытков выступает Российская Федерация, а её представителем Роснедра
В соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда (взыскании убытков).
Главным распорядителем средств федерального бюджета в части разовых платежей за пользование недрами на территории Российской Федерации (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения), а также сборов за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр (кроме участков недр местного значения) выступают Роснедра (приложение № 6 к Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).
Соответственно, иски о взыскании убытков в виде уплаты разовых платежей и сборов за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр, при наличии достаточных оснований, следует предъявлять к Российской Федерации в лице представителя — Роснедр (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.04.2010 № КА-А40/3382-10-1,2).
2. Срок исковой давности в спорах о взыскании убытков с Роснедр в связи с невозможностью начала добычи полезных ископаемых
Для того, чтобы приступить к фактической добыче полезных ископаемых, необходимо не только иметь соответствующую лицензию, но и заключить договор аренды земельного участка с видом разрешённого использования — недропользование (код 6.1.).
При этом земельный участок может быть предоставлен в аренду недропользователю только после оформления геологического и (или) горного отвода, и утверждения проектной документации для проведения работ (ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах») (далее — Закон о недрах).
В практике возникают случаи, когда добывающая компания, получив лицензию на разведку и добычу полезного ископаемого, не может заключить договор аренды земельного участка и приступить к фактической отработке месторождения по различным причинам: отказ органа местного самоуправления во внесении изменений в генеральный план и схему территориального планирования сельских поселений, влекущий невозможность перевода земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности; наличие прав третьих лиц на испрашиваемые земельные участки и отсутствие их согласия на предоставление земельных участков победителю конкурса (аукциона); расположение в пределах лицензионной площади особо охраняемых природных территорий и т.д.
У добросовестного недропользователя в этой ситуации возникают прямые убытки в виде расходов по уплате разового и регулярных платежей за право пользования недрами.
Гражданское законодательство позволяет такой добывающей компании взыскать с Роснедр указанные выше убытки.
В частности, согласно п.п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По общему правилу ст. 1064 ГК РФ лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать нарушение права, наличие и размер убытков, причинную связь между нарушением права и понесенными убытками.
При этом срок исковой давности по искам о взыскании убытков составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и наступлении в связи с этим убытков (ст.ст. 195, 196, 200 ГК РФ).
Соответственно, началом течения срока исковой давности в рассматриваемой ситуации будет дата получения недропользователем отказа во внесении изменений в генеральный план и схему территориального планирования сельского поселения, в переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, или дата получения им информации о том, что в пределах площади испрашиваемого земельного участка находится особо охраняемая природная территория.
В случае пропуска срока исковой давности суды откажут добывающей компании во взыскании убытков с Роснедр (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.08.2011 по делу № А46-14298/2010).
3. Расходы по оплате подрядчикам стоимости работ или услуг за периоды, выходящие за пределы сроков, установленных в условиях пользования недрами, взысканию не подлежат
В случае если недропользователь в период действия лицензии (до момента отмены результатов конкурса или аукциона, на котором он приобрёл право пользования недрами) понёс расходы в виде выплаты подрядчикам стоимости их услуг или работ (услуги по перевозке и погрузке горной массы, вскрышные и буро-взрывные работы, работы по геологическому изучению и т.д.), и при этом периоды выполнения этих услуг или работ выходят за пределы сроков, установленных условиями пользования недрами, то с высокой долей вероятности суды откажут добывающей компании во взыскании таких убытков в части периода, выходящего за пределы сроков, установленных в лицензионном соглашении (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.04.2010 № КА-А40/3382-10-1,2).
Помимо этого недропользователь должен доказать объективную необходимость понесенных им затрат, их размер, причинно-следственную связь между действиями Роснедр и их возникновением, а также вину Роснедр в возникновении у него убытков в заявленных суммах (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.06.2012 по делу № А50-12973/2011).
4. Взыскание убытков по причине введения недропользователя в заблуждение на этапе проведения конкурса (аукциона) на приобретение права пользования недрами
Иногда возникают ситуации, при которых в конкурсной (аукционной) документации указывается недостоверная информация о характеристиках лицензионного участка, в частности о завышенных балансовых содержаниях полезных ископаемых.
В этом случае конкурсная комиссия Роснедр фактически вводит участников конкурса (аукциона) и непосредственно самого победителя в заблуждение. Имея достоверную информацию о балансовых содержаниях полезных ископаемых, такие лица могли бы отказаться от участия в конкурсе (аукционе).
Особо сложно в таких делах доказать, что конкурсная (аукционная) комиссия знала о том, что она даёт недостоверную информацию о балансовых содержаниях полезных ископаемых лицензионной площади.
Так, например, в одном из дел суд установил, что на основании государственной экспертизы отчета о ревизионно-обследовательских работах на месторождениях строительных материалов Пермской области, проведенных обществом «Генезис» в 2006 году, экспертной комиссией Департамента промышленности и природопользования Пермской области было предложено полностью списать запасы глин на Кунгурском месторождении как утративших промышленное значение по причине изменения горно-геологических условий (обводнение месторождения) и по причине оставления предохранительных целиков под промышленные сооружения.
Несмотря на это аукционная комиссия Департамента промышленности и природопользования Пермской области провела аукцион на предоставление права пользования недрами на Кунгурском месторождении.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2011 по делу № А5028051/2010 результаты аукциона были признаны недействительными, и у победителя конкурса появилось право требования убытков в виде расходов по уплате разового платежа за право пользования недрами.
Общая стратегия взыскания убытков по причине введения недропользователя в заблуждение должна исходить из того, что сначала необходимо признать результаты конкурса (аукциона) по предоставлению права пользования недрами недействительными, а потом обращаться с самостоятельным иском о взыскании убытков с Роснедр. При этом следует помнить, что закон устанавливает один год для обжалования результатов конкурса (аукциона) со дня его проведения (ч. 1 ст. 449 ГК РФ) и три года на взыскание убытков (ст.ст. 195, 196, 200 ГК РФ).
5. В случае признания результатов конкурсов (аукционов) недействительными недропользователь не сможет в составе убытков взыскать с Роснедр проценты за пользование чужими денежными средствами, в порядке ст. 395 ГК РФ, за период с даты перечисления разового платежа (задатка) до даты отмены результатов конкурсов (аукционов)
По своей сути проценты по ч. 1 ст. 395 ГК РФ должны выплачиваться должником за то, что он незаконно удерживает и пользуется денежными средствами кредитора.
Роснедра не могут незаконно удерживать денежные средства в виде уплаченного разового платежа (задатка) за пользование недрами до момента признания результатов конкурса (аукциона) на приобретение права пользования недрами, а также приказа Роснедр о предоставлении соответствующего права недействительными.
Поэтому проценты за пользование чужими денежными средствами, вследствие их неправомерного удержания, предусмотренные ч. 1 ст. 395 ГК РФ, не подлежат начислению на сумму разового платежа (задатка), уплаченного недропользователем, вплоть до даты признания результатов конкурса (аукциона) на приобретения права пользования недрами, а также приказа Роснедр о предоставлении соответствующего права недействительными (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.12.2010 № КА-А40/15674-10).
6. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами может быть определён в составе убытков и взыскан с Роснедр при признании недействительным конкурса или аукциона, проведённого с нарушением установленных правил
В соответствии со ст. 42 Закона о недрах с заявителя взимается сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования недрами, который является одним из условий регистрации заявки.
Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр утвержден приказом Минприроды России от 14.11.2013 № 507.
По общему правилу сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования недрами, независимо от результатов проведения конкурса или аукциона заявителям, не возвращается (п. 30 Административного регламента Роснедр по проведению конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утверждённого приказом Минприроды России от 22.12.2017 № 698). Однако в указанном пункте приказа Минприроды России предусмотрены три исключения из этого правила:
- отказ в приеме заявки;
- отмена проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами;
- признание судом по иску заинтересованного лица недействительным конкурса или аукциона, проведенного с нарушением установленных правил.
Указанные исключения появились после формирования судебной практики, признавшей положения старого Административного регламента Роснедр по проведению конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утверждённого приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. № 156, недействующими в части, предусматривающей невозврат сбора за участие в аукционе при отказе в приеме заявки на участие в аукционе на получение права пользования недрами (решение ВС РФ от 16.06.2010 № ГКПИ10-526; определение ВАС РФ от 16.02.2010 № ВАС1310/10).
Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 3(45)/сентябрь 2019 г.