Проблема частных инвестиций в ГРР на золото
0
180
0
0
В.Н. Иванов — эксперт России по недропользованию, кандидат геолого-минералогических наук.
По объему добычи и производства золота в 2011 году Россия сохранит за собой четвертое место в мире (после Китая, Австралии и США). В последние годы у нас преобладает тенденция роста объемов добычи и производства золота, особенно после кризиса 2008 года.
В 2011 году ожидается объем добычи до 187–188 тонн и в целом добыча и производство золота составит около 211–212 тонн.
Увеличение добычи в текущем году обеспечили:
Финансирование ГРР по всем видам полезных ископаемых за счет всех источников (бюджетных средств и частных инвестиций) в России в период 2004–2010 гг. увеличилось в 4 раза и в 2010 году составило 197 млрд. руб. По затратам на единицу площади (по нашим расчетам около $370 долл./кв. км.) Россия занимает место в ряду с другими развивающими странами, такими как ЮАР, Перу, Чили, Мексика, опережая развитые страны — США, Австралия, Канада и др. По сообщению руководителя Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Анатолия Ледовских, бюджетное финансирование ГРР в 2011 году составит — 21, в 2012 году — 29, в 2013 году — 35 и в 2014 году — 41 млрд. рублей.>1
Государственной стратегией развития геологической отрасли России до 2030 года предусматривается увеличение финансирования ГРР по отношению к 2010 году (за счет всех источников): в 2015 г. — на 20 %; 2020 г. — 40 % и 2030 г. — 50 %. Таким образом, по затратам на ГРР Россия к 2030 году может выйти на уровень 300 млрд. руб. в год, т. е. достигнет того уровня, который (по расчетам Роснедра) необходим для проведения полноценных геологоразведочных работ.
Финансирование ГРР по отрасли драгметаллов и алмазов (за счет всех источников) составило в 2010 году около 20 млрд. руб., в том числе: 2,5 и 17,5 млрд. руб. за счет бюджетных средств и частных инвестиций соответственно.
В 2010 году за счет бюджетных средств выявлено рудопроявление Левобережное в Кабардино-Балкарии, а также открыто месторождение Дражное в пределах Тарынского рудного поля в восточной Якутии.>2
За счет частных инвестиций: получен прирост запасов по рудному золоту — 610 т, серебру — 1403 т, МПГ — 620 т, завершена разведка месторождения алмазов им. Гриба в Архангельской области с общими запасами — 98 млн. карат и месторождения коренного золота Двойное на Чукотке — 64 т.>2
Успехи частных инвестиций в ГРР могли быть значительно больше, если бы не действующая в настоящее время система предоставления лицензий на геологическое изучение через аукционы.
Табл. 1. Результаты аукционов по объектам ГРР на золото в 2007–2011 гг.
Средняя стоимость открытия месторождения золота составляет около $70 млн. При этом среднее время, необходимое для обнаружения экономически перспективной залежи, обычно превышает 10 лет.>3 В России за предоставление участков недр с прогнозными ресурсами кат. Р1–Р3 через аукционы за 5 лет было изъято около $130–140 млн. При эффективном использовании этих средств можно было открыть два крупных золоторудных месторождения и получать в доход государства от налогов до $200 млн. ежегодно. И при этом ещё были бы созданы дополнительные рабочие места.
Отвлечение средств от инвестирования в ГРР происходит на основании действующих нормативных актов, определяющих расчет минимального размера разового платежа при предоставлении лицензий на геологическое изучение участков недр как через аукционы, так и без аукционов и конкурсов по факту открытия месторождений. >4, >5
Расчет разового платежа производится по формуле, в основе которой лежит размер налога на добычу полезных ископаемых, умноженный на коэффициент 0,1 — минимальный процент расчета величины налога в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Обратите внимание, что на участке недр, предоставляемым в пользование, ещё не открыто месторождение, имеются лишь прогнозные ресурсы, а уже «рассчитывается» проектная мощность будущего добывающего предприятия. Более того, для количественной оценки сырьевой базы будущего предприятия применяются переводные коэффициенты, по которым «мнимые прогнозные ресурсы» превращаются в реальные запасы.
По участкам недр, передаваемым для геологического изучения, разведки и добычи (так называемым «совмещенным» лицензиям), учитываются (в виде повышающего коэффициента — 20) сроки ввода месторождения в эксплуатацию. Последний должен снизить риски государства в случае задержки пуска месторождения на два–три года. Таким образом, месторождения ещё нет, оно ещё не открыто, а за задержку пуска горнодобывающего предприятия в эксплуатацию на два–три года недропользователю уже предлагается заплатить с применением повышающего коэффициента.
Табл. 2. Примеры «месторождений», предоставленных недропользователям по факту открытия за счет собственных средств.
Возникает вопрос: отвечает ли интересам государства созданная у нас система нормативных актов при предоставлении через аукционы и без аукционов по факту открытия месторождений лицензий для геологического изучения участков недр с прогнозными ресурсами? Безусловно, нет.
В действующей российской классификации запасов и прогнозных ресурсов,>6, >7 отсутствует определение — «открытое месторождение». Есть определения — оцененные и разведанные месторождения. Но оцененные, и тем более разведанные месторождения имеют запасы, подсчитанные по временным и постоянным кондициям, тогда как открытое месторождение выявляется на стадии поисково-оценочных работ по количественной и качественной оценке запасов категории С2 и прогнозных ресурсов категории Р1.
По приведенным характеристикам эти так называемые «открытые месторождения» не могут разрабатываться из-за небольших запасов (по существу, их следует относить к рудопроявлениям), а наличие значительных прогнозных ресурсов свидетельствует о незавершенности геологических исследований на стадии поисково-оценочных работ.
Между тем лица, участвовавшие в этих незавершенных геологических исследованиях в соответствии с действующим законодательством, могут претендовать на государственное денежное вознаграждение.>9 В настоящее время подготовлены поправки в закон «О недрах», предусматривающие выплаты вознаграждений лицам, открывшим новые месторождения при проведении работ за счет госбюджета. Согласно документу, вознаграждения выплачиваются бюджетникам, принимавшим участие на всех этапах геологоразведочных работ, приведших к открытию месторождения, запасы которого ставятся на баланс в ГКЗ впервые.>10
Стимулом для частных инвестиций, за счет которых будут открыты новые месторождения, должно являться предоставление прав на разведку и добычу таких месторождений. Понятие «открытое месторождение» для стимулирования частных инвестиций в ГРР не должно быть таким же, как это предусмотрено для списка лиц бюджетников, а должно относиться к этапу поисковооценочных работ, по результатам которых выявлены месторождения с реальными границами в трехмерном пространстве, количественной и качественной оценкой запасов кат. С2 и прогнозных ресурсов кат. Р1 и ТЭС целесообразности их дальнейшего изучения.
К примеру, упомянутое выше месторождение Дражное, выявленное за счет бюджета, с запасами по кат. С2 в количестве 35 тонн золота и прогнозными ресурсами по кат Р1 — 49 тонн. Оно, естественно, должно стать предметом аукциона, а в случае открытия месторождений за счет собственных средств недропользователей — без аукциона. Прогнозные ресурсы кат. Р2 и Р3, которые служат лишь оценкой перспектив отдельных региональных площадей, должны предоставляться в порядке «живой очереди».
Должен быть создан механизм свободного получения лицензии и введен свободный оборот прав пользования участками недр с прогнозными ресурсами. Лицензии на геологоразведочные работы должны выдаваться на основании заявки потенциального недропользователя по принципу «первым пришел — первым получил». Процедура рассмотрения заявок должна быть максимально простой и строго регламентированной, а плата за выдачу лицензии — чисто символической.
Проблемы неопределенности понятийного аппарата в нормативно-правовых актах, действующих после 1992 года, отмечались также в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы.>11
Таким образом, проведением аукционов на участки недр с прогнозными ресурсами, государство не только не стимулирует вложение частных инвестиций в ГРР, но и отвлекает значительные средства недропользователей от вложений их в открытие новых месторождений с целью пополнения запасов предварительно оценённых и разведанных месторождений. Только в 2007–2011 гг. по аукционам по золоту отвлечено от инвестирования в ГРР около 4 млрд. руб. Более того, в организации аукционов задействованы «специалисты», оценивающие количество прогнозных ресурсов с точностью до десятков килограмм и даже приводящие средние содержания золота в руде. На этих данных основывается прогноз мощности будущего горнодобывающего предприятия, а также стартовая цена для аукционов.
Считаем, что проведение ГРР на участках недр с прогнозными ресурсами должно осуществляться без аукционов и конкурсов. Все источники финансирования ГРР должны быть направлены на открытие новых месторождений золота.
Необходимо также совершенствовать понятийный аппарат в части отмены методик разового платежа при проведении аукционов и конкурсов и без них, изменений и дополнений Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов и других нормативно-правовых актов.
>1 Интерфакс, еженедельник «Драгоценные металлы и камни», 10–16 декабря 2011 г
>2 А.Некрасов «Результаты ГРР на твердые полезные ископаемые в 2010 году», Прайм-Тасс, «Вестник золотопромышленника» от 28 ноября 2011 г
>3 Финансово-экономическое исследование и рекомендации для Правительства РФ, подготовленные в рамках работы КСИИ, Кинросс Голд, 2011 г
>4 Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденная приказом Минприроды РФ от 30.09.2008 № 232.
>5 Правила определения размера разовых платежей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4.02.2009 № 94
>6 Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденная приказом МПР России от 11 декабря 2006 г. № 278.
>7 Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (золоторудных), утвержденные распоряжением МПР РФ от 5 июня 2007 г. № 37-р.
>8 Инструкция о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденная приказом МПР РФ от 11 ноября 2004 г. № 689.
>9 Ю.М.Чабан «Получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр», Информационно-аналитический журнал «Золото и технологии», № 3, 2011 г
>10 Интерфакс, еженедельник «Драгоценные металлы и камни», 3–9 декабря 2011 г
>11 В.П.Орлов «Проблемы оценки воспроизводства минерально-сырьевой базы», Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, № 3, 2010 г.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (14)/декабрь 2011 г.
По объему добычи и производства золота в 2011 году Россия сохранит за собой четвертое место в мире (после Китая, Австралии и США). В последние годы у нас преобладает тенденция роста объемов добычи и производства золота, особенно после кризиса 2008 года.
В 2011 году ожидается объем добычи до 187–188 тонн и в целом добыча и производство золота составит около 211–212 тонн.
Увеличение добычи в текущем году обеспечили:
- Амурская область — за счет выхода на полную мощность рудников Пионер (ГК «Петропавловск») и Березитовый (ОАО «Северсталь» — компания Nordgold), ввода в эксплуатацию второй очереди Маломырского рудника и пуска ЗИФ на месторождении Албын. Впервые за семь последних лет не произошло снижение добычи россыпного золота (около 6,24 т);
- Красноярский край — за счет развития производства Олимпиадинского и Благодатнинского ГОКов (ЗАО ЗДК «Полюс»); Иркутская область — за счет увеличения мощности по добыче на месторождении коренного золота Голец Высочайший (ОАО «Высочайший) и небольшого роста добычи россыпного золота на предприятиях ОАО «Лензолото», ЗАО «Витим» и др;
- Забайкальский край — за счет роста добычи на коренных месторождениях (Новоширокинском, Савкинском, Апрелковском и др.) и сохранения добычи россыпного золота на уровне предыдущего года;
- а также — республики Саха (Якутия), Бурятия, Свердловская область и др.
Финансирование ГРР по всем видам полезных ископаемых за счет всех источников (бюджетных средств и частных инвестиций) в России в период 2004–2010 гг. увеличилось в 4 раза и в 2010 году составило 197 млрд. руб. По затратам на единицу площади (по нашим расчетам около $370 долл./кв. км.) Россия занимает место в ряду с другими развивающими странами, такими как ЮАР, Перу, Чили, Мексика, опережая развитые страны — США, Австралия, Канада и др. По сообщению руководителя Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Анатолия Ледовских, бюджетное финансирование ГРР в 2011 году составит — 21, в 2012 году — 29, в 2013 году — 35 и в 2014 году — 41 млрд. рублей.>1
Государственной стратегией развития геологической отрасли России до 2030 года предусматривается увеличение финансирования ГРР по отношению к 2010 году (за счет всех источников): в 2015 г. — на 20 %; 2020 г. — 40 % и 2030 г. — 50 %. Таким образом, по затратам на ГРР Россия к 2030 году может выйти на уровень 300 млрд. руб. в год, т. е. достигнет того уровня, который (по расчетам Роснедра) необходим для проведения полноценных геологоразведочных работ.
Финансирование ГРР по отрасли драгметаллов и алмазов (за счет всех источников) составило в 2010 году около 20 млрд. руб., в том числе: 2,5 и 17,5 млрд. руб. за счет бюджетных средств и частных инвестиций соответственно.
В 2010 году за счет бюджетных средств выявлено рудопроявление Левобережное в Кабардино-Балкарии, а также открыто месторождение Дражное в пределах Тарынского рудного поля в восточной Якутии.>2
За счет частных инвестиций: получен прирост запасов по рудному золоту — 610 т, серебру — 1403 т, МПГ — 620 т, завершена разведка месторождения алмазов им. Гриба в Архангельской области с общими запасами — 98 млн. карат и месторождения коренного золота Двойное на Чукотке — 64 т.>2
Успехи частных инвестиций в ГРР могли быть значительно больше, если бы не действующая в настоящее время система предоставления лицензий на геологическое изучение через аукционы.
Годы | Количество аукционов | Суммарная цена (млн. руб.) | |
Стартовая | Стартовая | ||
2007 | 26 | 318,3 | 491,9 |
2008 | 19 | 1279,1 | 2255,4 |
2009 | 1 | 7,0 | 7,7 |
2010 | 43 | 371,1 | 449,7 |
2011 | 77 | 414,5 | 774,6 |
Итого | 166 | 2390 | 3979,3 |
В 2007–2011 гг. было проведено 166 аукционов на золото по участкам недр с прогнозными ресурсами. По существу они представляли собой перспективные площади для инвестирования в ГРР с целью открытия месторождений золота. По результатам аукционов в доход государства было изъято почти 4 млрд. руб. (см. табл. 1, рис. 1).
Средняя стоимость открытия месторождения золота составляет около $70 млн. При этом среднее время, необходимое для обнаружения экономически перспективной залежи, обычно превышает 10 лет.>3 В России за предоставление участков недр с прогнозными ресурсами кат. Р1–Р3 через аукционы за 5 лет было изъято около $130–140 млн. При эффективном использовании этих средств можно было открыть два крупных золоторудных месторождения и получать в доход государства от налогов до $200 млн. ежегодно. И при этом ещё были бы созданы дополнительные рабочие места.
Отвлечение средств от инвестирования в ГРР происходит на основании действующих нормативных актов, определяющих расчет минимального размера разового платежа при предоставлении лицензий на геологическое изучение участков недр как через аукционы, так и без аукционов и конкурсов по факту открытия месторождений. >4, >5
Расчет разового платежа производится по формуле, в основе которой лежит размер налога на добычу полезных ископаемых, умноженный на коэффициент 0,1 — минимальный процент расчета величины налога в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Обратите внимание, что на участке недр, предоставляемым в пользование, ещё не открыто месторождение, имеются лишь прогнозные ресурсы, а уже «рассчитывается» проектная мощность будущего добывающего предприятия. Более того, для количественной оценки сырьевой базы будущего предприятия применяются переводные коэффициенты, по которым «мнимые прогнозные ресурсы» превращаются в реальные запасы.
По участкам недр, передаваемым для геологического изучения, разведки и добычи (так называемым «совмещенным» лицензиям), учитываются (в виде повышающего коэффициента — 20) сроки ввода месторождения в эксплуатацию. Последний должен снизить риски государства в случае задержки пуска месторождения на два–три года. Таким образом, месторождения ещё нет, оно ещё не открыто, а за задержку пуска горнодобывающего предприятия в эксплуатацию на два–три года недропользователю уже предлагается заплатить с применением повышающего коэффициента.
Регион | Наименование | Запасы | Недропользователь |
Иркутская область | Ожерелье |
Запасы категории С1+С2 — 3864 кг. Прогнозные ресурсы категории Р1 — 33 т, Р2 — до 400 т |
ООО «МЛ» |
Иркутская область | Ыканское |
Запасы категории С1+С2 — 4784 кг. Прогнозные ресурсы категории Р2 — 83 т золота |
ООО «МЛ» |
Иркутская область | Голец Миллионный | По категории С1+С2 — 1323 кг | ООО «Даксиб» |
Иркутская область | Черкесское | По категории С1+С2 — 476 кг | ООО «Голокон» |
Магаданская область | Ольча | По категории С1+С2 — 8700 кг |
ООО «Булун» (Ovoca Gold) |
Указанными нормативными актами полностью игнорируется тот факт, что поиски новых месторождений по определению является высокорисковой предпринимательской деятельностью. Нужно провести геологические исследования на больших территориях, с тем, чтобы сузить их до отдельных объектов, представляющих интерес как потенциально промышленные месторождения. Опыт показывает, что в большинстве случаев лишь один из многих таких объектов будет отвечать тем техническим и финансовым требованиям, которые определяют возможность промышленной разработки.
Возникает вопрос: отвечает ли интересам государства созданная у нас система нормативных актов при предоставлении через аукционы и без аукционов по факту открытия месторождений лицензий для геологического изучения участков недр с прогнозными ресурсами? Безусловно, нет.
В действующей российской классификации запасов и прогнозных ресурсов,>6, >7 отсутствует определение — «открытое месторождение». Есть определения — оцененные и разведанные месторождения. Но оцененные, и тем более разведанные месторождения имеют запасы, подсчитанные по временным и постоянным кондициям, тогда как открытое месторождение выявляется на стадии поисково-оценочных работ по количественной и качественной оценке запасов категории С2 и прогнозных ресурсов категории Р1.
Рис. 1. Платежи по итогам аукционов на проведение ГРР на золото.
По приведенным характеристикам эти так называемые «открытые месторождения» не могут разрабатываться из-за небольших запасов (по существу, их следует относить к рудопроявлениям), а наличие значительных прогнозных ресурсов свидетельствует о незавершенности геологических исследований на стадии поисково-оценочных работ.
Между тем лица, участвовавшие в этих незавершенных геологических исследованиях в соответствии с действующим законодательством, могут претендовать на государственное денежное вознаграждение.>9 В настоящее время подготовлены поправки в закон «О недрах», предусматривающие выплаты вознаграждений лицам, открывшим новые месторождения при проведении работ за счет госбюджета. Согласно документу, вознаграждения выплачиваются бюджетникам, принимавшим участие на всех этапах геологоразведочных работ, приведших к открытию месторождения, запасы которого ставятся на баланс в ГКЗ впервые.>10
Стимулом для частных инвестиций, за счет которых будут открыты новые месторождения, должно являться предоставление прав на разведку и добычу таких месторождений. Понятие «открытое месторождение» для стимулирования частных инвестиций в ГРР не должно быть таким же, как это предусмотрено для списка лиц бюджетников, а должно относиться к этапу поисковооценочных работ, по результатам которых выявлены месторождения с реальными границами в трехмерном пространстве, количественной и качественной оценкой запасов кат. С2 и прогнозных ресурсов кат. Р1 и ТЭС целесообразности их дальнейшего изучения.
К примеру, упомянутое выше месторождение Дражное, выявленное за счет бюджета, с запасами по кат. С2 в количестве 35 тонн золота и прогнозными ресурсами по кат Р1 — 49 тонн. Оно, естественно, должно стать предметом аукциона, а в случае открытия месторождений за счет собственных средств недропользователей — без аукциона. Прогнозные ресурсы кат. Р2 и Р3, которые служат лишь оценкой перспектив отдельных региональных площадей, должны предоставляться в порядке «живой очереди».
Должен быть создан механизм свободного получения лицензии и введен свободный оборот прав пользования участками недр с прогнозными ресурсами. Лицензии на геологоразведочные работы должны выдаваться на основании заявки потенциального недропользователя по принципу «первым пришел — первым получил». Процедура рассмотрения заявок должна быть максимально простой и строго регламентированной, а плата за выдачу лицензии — чисто символической.
Проблемы неопределенности понятийного аппарата в нормативно-правовых актах, действующих после 1992 года, отмечались также в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы.>11
Таким образом, проведением аукционов на участки недр с прогнозными ресурсами, государство не только не стимулирует вложение частных инвестиций в ГРР, но и отвлекает значительные средства недропользователей от вложений их в открытие новых месторождений с целью пополнения запасов предварительно оценённых и разведанных месторождений. Только в 2007–2011 гг. по аукционам по золоту отвлечено от инвестирования в ГРР около 4 млрд. руб. Более того, в организации аукционов задействованы «специалисты», оценивающие количество прогнозных ресурсов с точностью до десятков килограмм и даже приводящие средние содержания золота в руде. На этих данных основывается прогноз мощности будущего горнодобывающего предприятия, а также стартовая цена для аукционов.
Считаем, что проведение ГРР на участках недр с прогнозными ресурсами должно осуществляться без аукционов и конкурсов. Все источники финансирования ГРР должны быть направлены на открытие новых месторождений золота.
Необходимо также совершенствовать понятийный аппарат в части отмены методик разового платежа при проведении аукционов и конкурсов и без них, изменений и дополнений Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов и других нормативно-правовых актов.
>1 Интерфакс, еженедельник «Драгоценные металлы и камни», 10–16 декабря 2011 г
>2 А.Некрасов «Результаты ГРР на твердые полезные ископаемые в 2010 году», Прайм-Тасс, «Вестник золотопромышленника» от 28 ноября 2011 г
>3 Финансово-экономическое исследование и рекомендации для Правительства РФ, подготовленные в рамках работы КСИИ, Кинросс Голд, 2011 г
>4 Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденная приказом Минприроды РФ от 30.09.2008 № 232.
>5 Правила определения размера разовых платежей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4.02.2009 № 94
>6 Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденная приказом МПР России от 11 декабря 2006 г. № 278.
>7 Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (золоторудных), утвержденные распоряжением МПР РФ от 5 июня 2007 г. № 37-р.
>8 Инструкция о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденная приказом МПР РФ от 11 ноября 2004 г. № 689.
>9 Ю.М.Чабан «Получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр», Информационно-аналитический журнал «Золото и технологии», № 3, 2011 г
>10 Интерфакс, еженедельник «Драгоценные металлы и камни», 3–9 декабря 2011 г
>11 В.П.Орлов «Проблемы оценки воспроизводства минерально-сырьевой базы», Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, № 3, 2010 г.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (14)/декабрь 2011 г.