27 апреля 2024, Суббота02:55 МСК
Вход/Регистрация

Высокоэффективное горно-транспортное оборудование «БЕЛАЗ» для горнодобывающей промышленности

Л.И. Трухнов — первый заместитель генерального конструктора, главный конструктор по карьерной технике ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
А.В. Любецкий — начальник конструкторского бюро компоновки управления главного конструктора ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»

ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (ОАО «БЕЛАЗ») специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.

Основная продукция предприятия: карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 450 тонн, фронтальные колёсные погрузчики и бульдозеры, тягачи-буксировщики, поливооросительные машины, специальные транспортные средства для подземных работ, техника для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и целый ряд других специализированных технологических машин.

Кар самосвал.jpg

Рис. 1. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7540K

Данный цикл обзорных статей посвящен технике ОАО «БЕЛАЗ», которая может эффективно использоваться в золотодобыче при транспортировке горной массы по технологическим дорогам на открытых разработках месторождений полезных ископаемых с различными климатическими условиями, при строительстве инфраструктур, дорожно-транспортных магистралей: самосвалам «БЕЛАЗ» грузоподъемностью от 30 до 136 тонн, а также новой продукции филиала ОАО «БЕЛАЗ» в г.Могилеве шарнирно-сочлененным самосвалам «МоАЗ» повышенной проходимости грузоподъемностью от 27 до 50 тонн, которые рассчитаны на эксплуатацию как по специальным технологическим дорогам, так и в условиях бездорожья на грунтах с низкой несущей способностью.

Технические характеристики  БЕЛАЗ-
7540А
 БЕЛАЗ-
7540В
 БЕЛАЗ-
7540C
 БЕЛАЗ-
7540Е
 БЕЛАЗ-
7540K
 Грузоподъёмность, т          30
 Модель двигателя  ЯМЗ
240ПМ2
 ЯМЗ
240М2-1
 ММЗ
Д-280
 ЯМЗ
240М2-1
 Cummins
QSM11-C
 Номинальная мощность
двигателя, кВт (л.с.)
     309 (420)  265 (360)  312,5 (425)  265 (360)  298 (405)
 Максимальный крутящий
момент, Нм/об/мин
 1491/1600  1275/1600   1913/1500  1275/1600  1898/1400
 Удельный расход топлива при
номинальной мощности,
г/кВт, ч
 228      230      225   230      229
 Уровень выбросов
отработавших газов двигателя
в соответствии с ЕРА
 —  —   Tier 1  —   Tier 3
 Гидромеханическая передача/
кол-во передач
 ГМП/(5+2)      ГМП/(3+1)  ГМП/(5+2)  ГМП/(3+1)  ГМП/(5+2)
 Геометрический объём
кузова, м3
     15 15         15  24,6      15
 Объём кузова с шапкой «2:1»  19,2  19,2  19,2      28,1   19,2
 Радиус поворота, м          12
 Эксплуатационная масса, кг          22600 (комплектация в базовом исполнении)
 Полная масса, кг          52600
 Максимальная скорость, км/ч          50
Табл. 1. Основные параметры технических характеристик карьерных самосвалов грузоподъемностью 30 тонн серии БЕЛАЗ-7540.

Следуя политике постоянного повышения технического уровня и качества узлов и систем техники с маркой «БЕЛАЗ», направленной на повышение эффективности эксплуатации белорусских карьерных машин, специалистами предприятия ведутся работы по совершенствованию серийно выпускаемой техники и созданию самосвалов нового поколения большой производительности и высокого технического уровня.

Серийно выпускаемые на предприятии самосвалы по типу трансмиссии можно разделить на два вида: с гидромеханической и электромеханической.

В каждом классе грузоподъёмности выпускаются, как правило, самосвалы нескольких модификаций и исполнений в зависимости от комплектации, условий эксплуатации, а также наличия дополнительных систем по заказу потребителей.

Самосвалы грузоподъёмностью 30 тонн

Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7540 грузоподъёмностью 30 т выпускаются на шинах диагональной конструкции размерностью 18.00-25 в камерном варианте. В зависимости от комплектации различными дизельными двигателями, ГМП и платформами подразделяются на ряд модификации. Каждая модификация в свою очередь имеет несколько исполнений: по заказу потребителей машины комплектуются дополнительными системами, агрегатами и узлами.

Совершенствование конструкции самосвалов ведётся согласно программе мероприятий по качеству с учётом проведения унификации по основным системам между самосвалами различных классов.

карсам 2.jpg

Рис. 2. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75473. 

В последнее время на заводе в классе грузоподъемности 30 тонн разработан и запущен в серийное производство карьерный самосвал БЕЛАЗ-7540K с современным дизельным двигателем QSM11-C мощностью 298 кВт, соответствующий требованиям экологичности Tier3 и карьерный самосвал БЕЛАЗ-7540С с новым двигателем с центральной крыльчаткой системы охлаждения и охлаждением наддувочного воздуха Д-280 мощностью 312 кВт, который производится на Минском моторном заводе совместно с Тутаевским моторным заводом.

Специалисты предприятия постоянно работают над совершенствованием узлов и систем самосвалов данной грузоподъёмности. По техническим требованиям потребителей создаются новые исполнения, дорабатываются отдельные системы.

В 2012 году специалистами предприятия создан карьерный самосвал БЕЛАЗ-75440 грузоподъемностью 32 тонны. Сегодня опытный образец данной машины проходит комплекс испытаний.

Самосвалы грузоподъёмностью 45 тонн

В классе самосвалов серии БЕЛАЗ7547 грузоподъёмностью 45 т заводом также выпускается несколько модификаций с дизельными двигателями производства разных фирм и платформами различной ёмкости. Каждая модификация самосвала имеет свои исполнения. Это обусловлено как различными климатическими условиями их эксплуатации, так и комплектацией по заказу потребителей, в том числе с установкой дополнительных систем и агрегатов. Все модификации в основном комплектуются бескамерными шинами размерности 21.00-35 диагональной конструкции, по заказу могут изготавливаться на шинах 21.00R35 радиальной конструкции. Также по заказу потребителей машины комплектуются дополнительными системами и альтернативными агрегатами и узлами, в том числе системой многодисковых маслоохлаждаемых тормозов, вариантом системы охлаждения дизеля с четырёхрядными радиаторами и центральной крыльчаткой, дополнительным отопителем и т.д.

Технические характеристики     БЕЛАЗ-7547     БЕЛАЗ-75471     БЕЛАЗ-75473
 Грузоподъёмность, т      45
 Модель двигателя ЯМЗ 240НМ2
ЯМЗ 8401.10-06
     КТА 19-С
 Номинальная мощность
двигателя, кВт (л.с.)
    368 (500) 405 (550)  448 (600)
 Максимальный крутящий
момент, Нм/об/мин
 1815/1600 2220/1500   12237/1500
 Удельный расход топлива при
номинальной мощности,
г/кВт, ч
224      223      219
 Гидромеханическая передача/
кол-во передач
 ГМП/(5+2)       
 Геометрический объём
кузова, м3
         21,5 / 27,4 / 28,5 / 35,9               
 Объём кузова с шапкой «2:1» 27,6 / 31,7 / 33,9 / 43,3  
  Радиус поворота, м  10,2
    Эксплуатационная масса, кг   33100 (комплектация в базовом исполнении)
     Полная масса, кг  78100
  Максимальная скорость, км/ч      50
Табл. 2. . Основные параметры технических характеристик карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7547 грузоподъёмностью 45 тонн.

Предусмотрена поставка самосвалов с платформами увеличенной ёмкости:

  • платформа, геометрическая ёмкость 27,4 м3, с шапкой 31,7 м3;
  • платформа с задним бортом, геометрическая ёмкость 28,5 м3, с шапкой 33,9 м3;
  • платформа для перевозки лёгких сыпучих грузов, в том числе каменного угля, геометрической ёмкостью 35,9 м3 с шапкой 43,3 м3.

Предусмотрена комплектация самосвалов шинами диагональной и радиальной конструкции размерностью 21.00-33 и 21.00R33 при этом грузоподъемность машин составит 42 тонны.

Серия БЕЛАЗ-7545

Модернизация уже созданной продукции и разработка принципиально новых моделей карьерной техники — важнейшее направление работы ОАО «БЕЛАЗ». Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7545 — это новые перспективные машины в классе грузоподъемности 45 тонн.

кар3.jpg

Рис. 3. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75450.

За основу при создании самосвалов серии БЕЛАЗ-7545 было принято направление по совершенствованию конструкции узлов и систем, в соответствии с международными требованиями по безопасности, экологии и эргономике, а также увеличению не менее чем в 1,5 раза ресурса самосвалов за счет применения новых конструктивных решений по раме, направляющему аппарату подвески, оперению, оптимизации конструкции узлов и систем с частичной унификацией с самосвалами серии БЕЛАЗ-7555.

В конструкции самосвалов был учтен опыт создания предыдущего поколения машин грузоподъемностью 42–45 тонн, был внедрен ряд новых узлов и деталей, релизованы новатрские конструкторские решения в том числе:

  • уменьшена колесная база, что позволило повысить маневренность машин и уменьшить радиус поворота до 9 м;
  • применение топливного и масляного баков, унифицированных с БЕЛАЗ-7555, позволяет увеличить время работы самосвалов без дозаправки до 20 часов;
  • в конструкции применяется два теплообменника повышенной эффективности для охлаждения масла ГМП и ММОТ, что позволяет использовать самосвалы в тяжелых условиях эксплуатации; 
  • применен дисковый стояночный тормоз вместо барабанного, что обеспечивает лучшее обслуживание тормоза, снижение нагрузок на подшипники главной передачи.
В классе самосвалов серии БЕЛАЗ-7545 заводом выпускается несколько модификаций с различными дизельными двигателями. Система охлаждения дизеля выполнена в комплектации с четырёхрядными радиаторами и центральной отключаемой крыльчаткой для обеспечения работы в различных климатических условиях. Система многодисковых маслоохлаждаемых тормозов позволяет работать в сложных дорожных условиях, в том числе при организации технологического цикла с грузом «вниз». Каждая модификация самосвала имеет свои исполнения. Это обусловлено как различными климатическими условиями их эксплуатации, так и комплектацией по заказу потребителей. Все модификации в основном комплектуются бескамерными шинами размерности 21.00-35 диагональной конструкции по заказу потребителей предусмотрена установка радиальных шин 21.00R35. В стандартную комплектацию входит предпусковой подогреватель двигателя, система пожаротушения с дистанционным включением, централизованная система смазки, устройство сигнализации приближения к высоковольтной линии с блокировкой платформы, система контроля загрузки и топлива, отопительнокондиционерный блок.

Технические характеристики БЕЛАЗ-75450
БЕЛАЗ-75453
  Грузоподъёмность, т    45
 Модель двигателя QSX15-С
КТА19-С
 Номинальная мощность
двигателя, кВт (л.с.)
     448 (600)      
 Максимальный крутящий
момент, Нм/об/мин
 12779/1400  2237/1550
 Удельный расход топлива при
номинальной мощности,
г/кВт, ч
 209     219
 Уровень выбросов
отработавших газов двигателя
в соответствии с ЕРА
Tier 3 Tier 1
 Гидромеханическая передача/
кол-во передач
 ГМП/(5+2)          
 Геометрический объём
кузова, м3
     21,5     
 Объём кузова с шапкой «2:1»  27,7
  Радиус поворота, м      9
    Эксплуатационная масса, кг   35000 (комплектация в базовом исполнении)
     Полная масса, кг  80000
 Максимальная скорость, км/ч      55
Табл. 3. Основные параметры технических характеристик карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7545 грузоподъёмностью 45 тонн.

По заказу потребителей машины комплектуются дополнительными системами и альтернативными агрегатами и узлами, в том числе сухими дисковыми тормозами, дополнительным отопителем и т.д.

Самосвалы грузоподъёмностью 55–60 тонн

В настоящее время самосвалы серии БЕЛАЗ-7555 грузоподъемностью 55–60 тонн выпускаются для разных условий эксплуатации на шинах 24.00-35 или 24.00R35.

За последние годы заводом проведено совершенствование конструкции ряда узлов и систем самосвалов серии по рекомендациям эксплуатирующих организаций, наиболее активно начавших эксплуатацию новых машин. Разработаны следующие модификации самосвалов:
  • БЕЛАЗ-7555D. Предназначен для транспортировки лёгких сыпучих грузов и каменного угля;
  • БЕЛАЗ-7555Е на шинах радиальной конструкции 24.00R35 грузоподъёмностью 60 тонн. На машине усилены несущие конструкции и узлы трансмиссии с учётом увеличения грузоподъёмности и комплектации его более мощным перспективным дизельным двигателем новой серии QSК19-С, соответствующий требованиям экологичности Tier1;
  • БЕЛАЗ-7555F комплектуется дизельным двигателем QSK19-С, который соответствует требованиям безопасности по выбросам отработавших газов EPA класса Tier3.
Все карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7555 могут изготавливаться в комплектации с многодисковыми маслоохлаждаемыми тормозами задних колёс самосвала. Многодисковые маслоохлаждаемые тормозные механизмы позволяют на 10–20% увеличить среднетехническую скорость при движении на уклоне вниз и повысить эффективность тормозной системы.

кар4.jpg

Рис. 4. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7555В.

В настоящее время с целью увеличения ресурса самосвалов проведена модернизация рамы в зоне третьей поперечины — были введены литые фланцы, что позволило заменить угловое соединение поперечины с лонжероном на стыковое и трубчатую заднюю поперечину на сварную конструкцию кессонного типа из листового проката.

Совместно с немецкой фирмой разработана конструкция упругой муфты уменьшенной жесткости с целью снижения нагруженности карданного вала.

Для улучшения условий эксплуатации и диагностики ГМП внедрена автоматическая система управления и диагностики (САУ ГМП), что позволило значительно сократить время на техническое обслуживание и ремонт, повысить эксплуатационные характеристики машин, увеличить ресурс и надежность за счет поддержания оптимальных рабочих режимов и уменьшить влияние человеческого фактора при выборе и переключении передач.

Самосвалы грузоподъёмностью 90 тонн

С целью расширения типоразмерного ряда карьерных самосвалов в производство внедрена новая серия карьерных самосвалов БЕЛАЗ-7557 грузоподъёмностью 90 тонн. Карьерные самосвалы грузоподъемностью 90 тонн разрабатывались как машины высокого технического уровня нового класса грузоподъемности на шинах 27.00R49 или 31/90-49 с гидромеханической трансмиссией планетарного типа с автоматическим управлением. В конструкции применяются дисковые тормоза сухого типа для передних колес и многодисковые маслоохлаждаемые тормоза для задних колес (ММОТ) с отдельной гидравлической системой охлаждения. Система ММОТ задних колес является эффективным тормозом-замедлителем, обеспечивающим движение самосвала с грузом под уклон в требуемом диапазоне скоростей.

Технические характеристики     БЕЛАЗ-7555В     БЕЛАЗ-7555D      БЕЛАЗ-7555Е     БЕЛАЗ-7555F
  Грузоподъёмность, т     55      60      55
 Модель двигателя  КТТА19-С
 КТТА19-С
     QSК19-С      QSК19-С
 Номинальная мощность
двигателя, кВт (л.с.)
    522 (700) 522 (700)  559 (750)  559 (750)
 Максимальный крутящий
момент, Нм/об/мин
2731/1400  2731/1400   3084/1300  2983/1500
 Удельный расход топлива при
номинальной мощности,
г/кВт, ч
 209      209      211   226
 Уровень выбросов
отработавших газов двигателя
в соответствии с ЕРА
 —  —   Tier 1 Tier 3
 Гидромеханическая передача/
кол-во передач
ГМП/(6+1)
 Геометрический объём
кузова, м3
 22,7 / 28,0 / 22,3 50,0 22,7 / 28,0 / 22,3
 Объём кузова с шапкой «2:1»  33,3 / 37,3 / 35,3  57,9      33,3 / 37,3 / 35,3         
  Радиус поворота, м      9
    Эксплуатационная масса, кг  40500   41500     44100  40500
     Полная масса, кг      95500      96500      104100      95500
     Максимальная скорость, км/ч      55
 Радиус поворота, м
Табл. 4. Основные параметры технических характеристик карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7555 грузоподъёмностью 55–60 тонн.

В данный момент серийно изготавливается БЕЛАЗ-75570 в комплектации с дизельным двигателем QST30-C мощностью 783 кВт фирмы Cummins и ГМП серии Н8610 фирмы Allison. Опытная партия карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75571 с гидромеханической передачей производства БЕЛАЗ прошла эксплуатационные испытания.

По результатам эксплуатации карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75570 в Боснии и Герцеговине, Казахстане, Армении и России внедрен ряд конструктивных улучшений.

кар5.jpg

Рис. 5 и 6. Карьерные самосвалы БЕЛАЗ-75570.

Для улучшения условий работы водителя внедрена кабина повышенной комфортабельности и электронная панель приборов. Электронная панель приборов в сочетании с электронной системой управления и диагностики гидромеханической передачей позволяют на базе компьютерных технологий в оптимальном режиме следить за состоянием и работой систем самосвала. Проведена модернизация многодисковых маслоохлаждаемых тормозов, проведены мероприятия по улушению заднего моста, главной передачи, установлены модернизированные стояночные тормозные механизмы, внедрен современный осушитель с адсорбером в пневматической системе.

Технические характеристики БЕЛАЗ-75570
БЕЛАЗ-75571
  Грузоподъёмность, т    90
 Модель двигателя QSТ30-С
 Номинальная мощность
двигателя, кВт (л.с.)
 783 (1050)
 Максимальный крутящий
момент, Нм/об/мин
4630/1300
 Удельный расход топлива при
номинальной мощности,
г/кВт, ч
207
 Гидромеханическая передача/
кол-во передач
ГМП/(6+1)
Allison      
 ГМП/(6+1)
БЕЛАЗ
 Геометрический объём
кузова, м3
    37,7 / 44,5 / 75,0   
 Объём кузова с шапкой «2:1»   53,3 / 60,0 / 93,0
  Радиус поворота, м          11
    Эксплуатационная масса, кг   74000 (комплектация в базовом исполнении)
     Полная масса, кг      164000
 Максимальная скорость, км/ч      60
Табл. 5. Основные параметры технических характеристик карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7557 грузоподъёмностью 90 тонн.

В следующих выпусках журнала мы расcкажем о карьерных самосвалах с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 220 тонн, а также самосвалах повышенной проходимости производства филиала ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в Могилеве — Могилевского автомобильного завода.


ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
222160, Республика Беларусь, г. Жодино,ул. 40 лет Октября, 4.
Тел.: +375 (1775) 3-27-82, 3-60-67, 3-37-37.
Факс: +375 (1775) 7-01-37.
E-mail: office@belaz.minsk.by
www.belaz.by

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (23)/март 2014 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X