Высокоэффективное горно-транспортное оборудование «БЕЛАЗ» для горнодобывающей промышленности
А.В. Любецкий — начальник конструкторского бюро компоновки управления главного конструктора ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (ОАО «БЕЛАЗ») специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
Основная продукция предприятия: карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 450 тонн, фронтальные колёсные погрузчики и бульдозеры, тягачи-буксировщики, поливооросительные машины, специальные транспортные средства для подземных работ, техника для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и целый ряд других специализированных технологических машин.
Рис. 1. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7540K
Данный цикл обзорных статей посвящен технике ОАО «БЕЛАЗ», которая может эффективно использоваться в золотодобыче при транспортировке горной массы по технологическим дорогам на открытых разработках месторождений полезных ископаемых с различными климатическими условиями, при строительстве инфраструктур, дорожно-транспортных магистралей: самосвалам «БЕЛАЗ» грузоподъемностью от 30 до 136 тонн, а также новой продукции филиала ОАО «БЕЛАЗ» в г.Могилеве шарнирно-сочлененным самосвалам «МоАЗ» повышенной проходимости грузоподъемностью от 27 до 50 тонн, которые рассчитаны на эксплуатацию как по специальным технологическим дорогам, так и в условиях бездорожья на грунтах с низкой несущей способностью.
Технические характеристики |
БЕЛАЗ- 7540А |
БЕЛАЗ- 7540В |
БЕЛАЗ- 7540C |
БЕЛАЗ- 7540Е |
БЕЛАЗ- 7540K |
Грузоподъёмность, т | 30 | ||||
Модель двигателя |
ЯМЗ 240ПМ2 |
ЯМЗ 240М2-1 |
ММЗ Д-280 |
ЯМЗ 240М2-1 |
Cummins QSM11-C |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
309 (420) | 265 (360) | 312,5 (425) | 265 (360) | 298 (405) |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
1491/1600 | 1275/1600 | 1913/1500 | 1275/1600 | 1898/1400 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт, ч |
228 | 230 | 225 | 230 | 229 |
Уровень выбросов отработавших газов двигателя в соответствии с ЕРА |
— | — | Tier 1 | — | Tier 3 |
Гидромеханическая передача/ кол-во передач |
ГМП/(5+2) | ГМП/(3+1) | ГМП/(5+2) | ГМП/(3+1) | ГМП/(5+2) |
Геометрический объём кузова, м3 |
15 | 15 | 15 | 24,6 | 15 |
Объём кузова с шапкой «2:1» | 19,2 | 19,2 | 19,2 | 28,1 | 19,2 |
Радиус поворота, м | 12 | ||||
Эксплуатационная масса, кг | 22600 (комплектация в базовом исполнении) | ||||
Полная масса, кг | 52600 | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 50 |
Следуя политике постоянного повышения технического уровня и качества узлов и систем техники с маркой «БЕЛАЗ», направленной на повышение эффективности эксплуатации белорусских карьерных машин, специалистами предприятия ведутся работы по совершенствованию серийно выпускаемой техники и созданию самосвалов нового поколения большой производительности и высокого технического уровня.
Серийно выпускаемые на предприятии самосвалы по типу трансмиссии можно разделить на два вида: с гидромеханической и электромеханической.
В каждом классе грузоподъёмности выпускаются, как правило, самосвалы нескольких модификаций и исполнений в зависимости от комплектации, условий эксплуатации, а также наличия дополнительных систем по заказу потребителей.
Самосвалы грузоподъёмностью 30 тонн
Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7540 грузоподъёмностью 30 т выпускаются на шинах диагональной конструкции размерностью 18.00-25 в камерном варианте. В зависимости от комплектации различными дизельными двигателями, ГМП и платформами подразделяются на ряд модификации. Каждая модификация в свою очередь имеет несколько исполнений: по заказу потребителей машины комплектуются дополнительными системами, агрегатами и узлами.
Совершенствование конструкции самосвалов ведётся согласно программе мероприятий по качеству с учётом проведения унификации по основным системам между самосвалами различных классов.
Рис. 2. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75473.
В последнее время на заводе в классе грузоподъемности 30 тонн разработан и запущен в серийное производство карьерный самосвал БЕЛАЗ-7540K с современным дизельным двигателем QSM11-C мощностью 298 кВт, соответствующий требованиям экологичности Tier3 и карьерный самосвал БЕЛАЗ-7540С с новым двигателем с центральной крыльчаткой системы охлаждения и охлаждением наддувочного воздуха Д-280 мощностью 312 кВт, который производится на Минском моторном заводе совместно с Тутаевским моторным заводом.
Специалисты предприятия постоянно работают над совершенствованием узлов и систем самосвалов данной грузоподъёмности. По техническим требованиям потребителей создаются новые исполнения, дорабатываются отдельные системы.
В 2012 году специалистами предприятия создан карьерный самосвал БЕЛАЗ-75440 грузоподъемностью 32 тонны. Сегодня опытный образец данной машины проходит комплекс испытаний.
Самосвалы грузоподъёмностью 45 тонн
В классе самосвалов серии БЕЛАЗ7547 грузоподъёмностью 45 т заводом также выпускается несколько модификаций с дизельными двигателями производства разных фирм и платформами различной ёмкости. Каждая модификация самосвала имеет свои исполнения. Это обусловлено как различными климатическими условиями их эксплуатации, так и комплектацией по заказу потребителей, в том числе с установкой дополнительных систем и агрегатов. Все модификации в основном комплектуются бескамерными шинами размерности 21.00-35 диагональной конструкции, по заказу могут изготавливаться на шинах 21.00R35 радиальной конструкции. Также по заказу потребителей машины комплектуются дополнительными системами и альтернативными агрегатами и узлами, в том числе системой многодисковых маслоохлаждаемых тормозов, вариантом системы охлаждения дизеля с четырёхрядными радиаторами и центральной крыльчаткой, дополнительным отопителем и т.д.
Технические характеристики | БЕЛАЗ-7547 | БЕЛАЗ-75471 | БЕЛАЗ-75473 |
Грузоподъёмность, т | 45 | ||
Модель двигателя |
ЯМЗ 240НМ2 |
ЯМЗ 8401.10-06 |
КТА 19-С |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
368 (500) | 405 (550) | 448 (600) |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
1815/1600 | 2220/1500 | 12237/1500 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт, ч |
224 | 223 | 219 |
Гидромеханическая передача/ кол-во передач |
ГМП/(5+2) |
||
Геометрический объём кузова, м3 |
21,5 / 27,4 / 28,5 / 35,9 | ||
Объём кузова с шапкой «2:1» | 27,6 / 31,7 / 33,9 / 43,3 | ||
Радиус поворота, м | 10,2 | ||
Эксплуатационная масса, кг | 33100 (комплектация в базовом исполнении) | ||
Полная масса, кг | 78100 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 50 |
Предусмотрена поставка самосвалов с платформами увеличенной ёмкости:
- платформа, геометрическая ёмкость 27,4 м3, с шапкой 31,7 м3;
- платформа с задним бортом, геометрическая ёмкость 28,5 м3, с шапкой 33,9 м3;
- платформа для перевозки лёгких сыпучих грузов, в том числе каменного угля, геометрической ёмкостью 35,9 м3 с шапкой 43,3 м3.
Предусмотрена комплектация самосвалов шинами диагональной и радиальной конструкции размерностью 21.00-33 и 21.00R33 при этом грузоподъемность машин составит 42 тонны.
Серия БЕЛАЗ-7545
Модернизация уже созданной продукции и разработка принципиально новых моделей карьерной техники — важнейшее направление работы ОАО «БЕЛАЗ». Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7545 — это новые перспективные машины в классе грузоподъемности 45 тонн.
Рис. 3. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75450.
За основу при создании самосвалов серии БЕЛАЗ-7545 было принято направление по совершенствованию конструкции узлов и систем, в соответствии с международными требованиями по безопасности, экологии и эргономике, а также увеличению не менее чем в 1,5 раза ресурса самосвалов за счет применения новых конструктивных решений по раме, направляющему аппарату подвески, оперению, оптимизации конструкции узлов и систем с частичной унификацией с самосвалами серии БЕЛАЗ-7555.
В конструкции самосвалов был учтен опыт создания предыдущего поколения машин грузоподъемностью 42–45 тонн, был внедрен ряд новых узлов и деталей, релизованы новатрские конструкторские решения в том числе:
- уменьшена колесная база, что позволило повысить маневренность машин и уменьшить радиус поворота до 9 м;
- применение топливного и масляного баков, унифицированных с БЕЛАЗ-7555, позволяет увеличить время работы самосвалов без дозаправки до 20 часов;
- в конструкции применяется два теплообменника повышенной эффективности для охлаждения масла ГМП и ММОТ, что позволяет использовать самосвалы в тяжелых условиях эксплуатации;
- применен дисковый стояночный тормоз вместо барабанного, что обеспечивает лучшее обслуживание тормоза, снижение нагрузок на подшипники главной передачи.
Технические характеристики |
БЕЛАЗ-75450 |
БЕЛАЗ-75453 |
Грузоподъёмность, т | 45 | |
Модель двигателя |
QSX15-С |
КТА19-С |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
448 (600) | |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
12779/1400 | 2237/1550 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт, ч |
209 | 219 |
Уровень выбросов отработавших газов двигателя в соответствии с ЕРА |
Tier 3 | Tier 1 |
Гидромеханическая передача/ кол-во передач |
ГМП/(5+2) | |
Геометрический объём кузова, м3 |
21,5 | |
Объём кузова с шапкой «2:1» |
27,7 |
|
Радиус поворота, м | 9 | |
Эксплуатационная масса, кг | 35000 (комплектация в базовом исполнении) | |
Полная масса, кг | 80000 | |
Максимальная скорость, км/ч | 55 |
По заказу потребителей машины комплектуются дополнительными системами и альтернативными агрегатами и узлами, в том числе сухими дисковыми тормозами, дополнительным отопителем и т.д.
Самосвалы грузоподъёмностью 55–60 тонн
В настоящее время самосвалы серии БЕЛАЗ-7555 грузоподъемностью 55–60 тонн выпускаются для разных условий эксплуатации на шинах 24.00-35 или 24.00R35.
За последние годы заводом проведено совершенствование конструкции ряда узлов и систем самосвалов серии по рекомендациям эксплуатирующих организаций, наиболее активно начавших эксплуатацию новых машин. Разработаны следующие модификации самосвалов:
- БЕЛАЗ-7555D. Предназначен для транспортировки лёгких сыпучих грузов и каменного угля;
- БЕЛАЗ-7555Е на шинах радиальной конструкции 24.00R35 грузоподъёмностью 60 тонн. На машине усилены несущие конструкции и узлы трансмиссии с учётом увеличения грузоподъёмности и комплектации его более мощным перспективным дизельным двигателем новой серии QSК19-С, соответствующий требованиям экологичности Tier1;
- БЕЛАЗ-7555F комплектуется дизельным двигателем QSK19-С, который соответствует требованиям безопасности по выбросам отработавших газов EPA класса Tier3.
Рис. 4. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7555В.
В настоящее время с целью увеличения ресурса самосвалов проведена модернизация рамы в зоне третьей поперечины — были введены литые фланцы, что позволило заменить угловое соединение поперечины с лонжероном на стыковое и трубчатую заднюю поперечину на сварную конструкцию кессонного типа из листового проката.
Совместно с немецкой фирмой разработана конструкция упругой муфты уменьшенной жесткости с целью снижения нагруженности карданного вала.
Для улучшения условий эксплуатации и диагностики ГМП внедрена автоматическая система управления и диагностики (САУ ГМП), что позволило значительно сократить время на техническое обслуживание и ремонт, повысить эксплуатационные характеристики машин, увеличить ресурс и надежность за счет поддержания оптимальных рабочих режимов и уменьшить влияние человеческого фактора при выборе и переключении передач.
Самосвалы грузоподъёмностью 90 тонн
С целью расширения типоразмерного ряда карьерных самосвалов в производство внедрена новая серия карьерных самосвалов БЕЛАЗ-7557 грузоподъёмностью 90 тонн. Карьерные самосвалы грузоподъемностью 90 тонн разрабатывались как машины высокого технического уровня нового класса грузоподъемности на шинах 27.00R49 или 31/90-49 с гидромеханической трансмиссией планетарного типа с автоматическим управлением. В конструкции применяются дисковые тормоза сухого типа для передних колес и многодисковые маслоохлаждаемые тормоза для задних колес (ММОТ) с отдельной гидравлической системой охлаждения. Система ММОТ задних колес является эффективным тормозом-замедлителем, обеспечивающим движение самосвала с грузом под уклон в требуемом диапазоне скоростей.
Технические характеристики | БЕЛАЗ-7555В | БЕЛАЗ-7555D | БЕЛАЗ-7555Е | БЕЛАЗ-7555F |
Грузоподъёмность, т | 55 | 60 | 55 | |
Модель двигателя |
КТТА19-С |
КТТА19-С |
QSК19-С | QSК19-С |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
522 (700) | 522 (700) | 559 (750) | 559 (750) |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
2731/1400 | 2731/1400 | 3084/1300 | 2983/1500 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт, ч |
209 | 209 | 211 | 226 |
Уровень выбросов отработавших газов двигателя в соответствии с ЕРА |
— | — | Tier 1 | Tier 3 |
Гидромеханическая передача/ кол-во передач |
ГМП/(6+1) |
|||
Геометрический объём кузова, м3 |
22,7 / 28,0 / 22,3 | 50,0 |
22,7 / 28,0 / 22,3 |
|
Объём кузова с шапкой «2:1» | 33,3 / 37,3 / 35,3 | 57,9 | 33,3 / 37,3 / 35,3 | |
Радиус поворота, м | 9 | |||
Эксплуатационная масса, кг | 40500 | 41500 | 44100 | 40500 |
Полная масса, кг | 95500 | 96500 | 104100 | 95500 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | |||
Радиус поворота, м |
В данный момент серийно изготавливается БЕЛАЗ-75570 в комплектации с дизельным двигателем QST30-C мощностью 783 кВт фирмы Cummins и ГМП серии Н8610 фирмы Allison. Опытная партия карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75571 с гидромеханической передачей производства БЕЛАЗ прошла эксплуатационные испытания.
По результатам эксплуатации карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75570 в Боснии и Герцеговине, Казахстане, Армении и России внедрен ряд конструктивных улучшений.
Рис. 5 и 6. Карьерные самосвалы БЕЛАЗ-75570.
Для улучшения условий работы водителя внедрена кабина повышенной комфортабельности и электронная панель приборов. Электронная панель приборов в сочетании с электронной системой управления и диагностики гидромеханической передачей позволяют на базе компьютерных технологий в оптимальном режиме следить за состоянием и работой систем самосвала. Проведена модернизация многодисковых маслоохлаждаемых тормозов, проведены мероприятия по улушению заднего моста, главной передачи, установлены модернизированные стояночные тормозные механизмы, внедрен современный осушитель с адсорбером в пневматической системе.
Технические характеристики |
БЕЛАЗ-75570 |
БЕЛАЗ-75571 |
Грузоподъёмность, т | 90 | |
Модель двигателя |
QSТ30-С |
|
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
783 (1050) | |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
4630/1300 |
|
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт, ч |
207 | |
Гидромеханическая передача/ кол-во передач |
ГМП/(6+1) Allison |
ГМП/(6+1) БЕЛАЗ |
Геометрический объём кузова, м3 |
37,7 / 44,5 / 75,0 | |
Объём кузова с шапкой «2:1» |
53,3 / 60,0 / 93,0 |
|
Радиус поворота, м | 11 | |
Эксплуатационная масса, кг | 74000 (комплектация в базовом исполнении) | |
Полная масса, кг | 164000 | |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
В следующих выпусках журнала мы расcкажем о карьерных самосвалах с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 220 тонн, а также самосвалах повышенной проходимости производства филиала ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в Могилеве — Могилевского автомобильного завода.
ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
222160, Республика Беларусь, г. Жодино,ул. 40 лет Октября, 4.
Тел.: +375 (1775) 3-27-82, 3-60-67, 3-37-37.
Факс: +375 (1775) 7-01-37.
E-mail: office@belaz.minsk.by
www.belaz.by
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (23)/март 2014 г.