13 июня 2025, Пятница
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
22 июня 2020

Перевод категории земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в федеральной собственности, в земли промышленности для целей добычи полезных ископаемых.

Многие недропользователи сталкиваются с необходимостью добычи полезных ископаемых, которые находятся в пределах границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, категории — земли сельскохозяйственного назначения.
messages_black
0
eye_black
8357
like_black
0
dislike_black
0
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко —  партнер Юридической компании  
«Шаповалов Петров», кандидат юридических  наук, член Общества экспертов России по  недропользованию

Очевидно, что для того, чтобы начать добывать полезное ископаемое, необходимо иметь на руках лицензию на добычу полезного ископаемого, утверждённый проект разработки месторождения, горный отвод и договор аренды земельного участка (ст. 25.1 Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-I «О недрах»).

Но договор аренды земельного участка с видом разрешённого использования — недропользование (код ВРИ 6.1) можно заключить только в отношении земельного участка категории земли промышленности. 
А для этого нужно предварительно перевести земельный участок, находящийся в федеральной собственности, из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности (п. 10 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Орган, принимающий ходатайства о переводе категории земельного участка сельскохозяйственного назначения в иную категорию

Общий порядок перевода земельных участков из одной категории в другую отражён в Федеральном законе от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», который предполагает подготовку ходатайства в уполномоченный государственный орган (ст. 2 ФЗ № 172-ФЗ).

Очень часто недропользователи, не понимая точно в какой государственный орган подавать такое ходатайство, отправляют документы в Федеральное агентство по управлению госимуществом (далее — Росимущество), полагая, что именно этот орган уполномочен принимать решения об изменении категории земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Однако перевод земель и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. 

Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432) и приказу Минэкономразвития России от 18.09.2013 г. № 538 «О внесении изменений в типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. № 374», Росимущество и его территориальные органы не уполномочены рассматривать ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Подготовку проектов распоряжений Правительства РФ о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляет Минсельхоз России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации».

Следовательно, подавать ходатайство о переводе категории земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли промышленности) нужно в Минсельхоз России.

Содержание ходатайства о переводе категории земельного участка сельскохозяйственного назначения в иную категорию

Пунктами 3 и 4 ст. 2 ФЗ № 172-ФЗ установлены требования и состав документов к ходатайству о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 7 ФЗ № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в связи с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Приказ Минсельхоза России от 17.05.2010 г. № 168 «Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов» конкретизирует то, что должно отражаться в ходатайстве, а также какие документы должны прилагаться к нему.

В частности, в ходатайстве о переводе целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения (для целей добычи полезных ископаемых) должны быть отражены:

  • сведения о заявителе ходатайства;   
  • сведения о земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, перевод которого предполагается осуществить;   
  • права на земельный участок (соб­ственность Российской Федерации);
  • категория земель, в состав которой предполагается осуществить перевод земельного участка;   
  • обоснование перевода земельно­го участка в другую категорию земель (добыча полезных ископаемых).
К ходатайству должны быть приложены:
  • выписка из ЕГРЮЛ на заявителя; 
  • свидетельство о государственной регистрации на заявителя; 
  • выписка из ЕГРН на земельный участок;
  • горноотводный акт;
  • лицензия на добычу полезного ископаемого;
  • проект рекультивации нарушенных земель;
  • постановление органа местного самоуправления о согласовании проекта рекультивации;
  • согласие Росимущества, как пред­ставителя собственника земель­ного участка, на перевод катего­рии земельного участка.
Если земельный участок ещё не существует как самостоятельный объект недвижимости (не поставлен на кадастровый учёт), то недропользователю будет необходимо привлечь специализированную организацию, провести межевание земельного участка и зарегистрировать его в ЕГРН до подачи ходатайства о переводе целевого назначения земельного участка, а также разработать и согласовать проект рекультивации нарушенных земель.

Орган, уполномоченный  на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности

В случае изменения целевого назначения земельного участка (земли промышленности), собственник (арендодатель) земельного участка не изменится, им останется Российская Федерация.

Уполномоченным государственным органом на распоряжение землями федерального значения является Росимущество в соответствии с п. 5.8 Положения о Росимуществе (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432).

В соответствии с указанным Положением Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (п. 1 и 4 Положения).

Следовательно, заявителю следует направлять ходатайство о заключении договора аренды в Росимущество или его территориальный орган. 

Причём разделение полномочий по заключению договора аренды земельного участка, а также по выдаче согласия на перевод земельного участка в другую категорию между Росимуществом или его территориальным органом зависит от площади земельного участка. Если площадь испрашиваемого земельного участка меньше 10 га, то этот вопрос относится к компетенции территориального органа Росимущества. Это отражено в положениях о территориальных управлениях Росимущества. Впрочем, по ходатайству заявителя, территориальный орган Росимущества может направить письмо в Центральный аппарат с просьбой представить ему полномочия на заключение договора аренды и выдачу согласия на перевод земельного участка площадью более 10 га.

Законодатель допускает передачу находящегося в федеральной собственности земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на основании заявления главы муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (п.1 ст. 39.31 ЗК РФ). При этом в заявлении, направляемом в адрес Росимущества или его территориального органа, должен быть указан кадастровый номер земельного участка, или к заявлению должен быть приложен утвержденный проект межевания территории.

То есть, заинтересованное лицо может представить ходатайство в орган местного самоуправления или субъект Российской Федерации с просьбой направления заявления в Росимущество или его территориальный орган о передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального района или субъекта РФ. В случае такой передачи, заявитель будет заключать договор аренды земельного участка уже с уполномоченным органом субъекта РФ или администрацией района. 

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2020 г.

21.04.25
Изменение судебной практики по взысканию ущерба землям сельхозназначения в случае их перевода недропользователями в земли промышленности
21.04.25
Обзор судебной практики по нарушениям недропользователями экологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды
21.04.25
Комплексные решения в области разрешительной документации для золотодобычи
21.04.25
Наличие «свидетельства о первооткрывательстве» не гарантирует получение совмещённой лицензии
16.12.24
Совершение сделок с акциями и долями в уставных капиталах обществ-недропользователей с разрешения Президента Российской Федерации
16.12.24
Размещение вскрыши во внутреннем отвале не является размещением отхода
11.12.24
Влияние санкционных ограничений на золотодобывающую отрасль Российской Федерации
19.11.24
Получить разрешение на использование лесного участка с правом рубки в зелёной зоне и особо защитном участке леса нельзя
19.11.24
Изменения законодательства в области недропользования с 1 сентября 2024 года
11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
01.10.23
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика