27 апреля 2024, Суббота07:26 МСК
Вход/Регистрация

О том, как можно оскорбить целую отрасль

В.В. Васекин — генеральный директор ОАО «НПК «Суперметалл» (Материал предоставлен редакцией журнала «ДМ/ДК»)

Отрасль драгоценных металлов России — это тысячи предприятий, осуществляющих добычу, извлечение, производство, сбор и переработку драгоценных металлов, производство продукции из драгоценных металлов, сделки с драгоценными металлами, включая импортно-экспортные операции, обладая признанным авторитетом, является важным участником мирового рынка драгоценных металлов.

Ведущие предприятия отрасли, производящие аффинированные драгоценные металлы, отвечающие требованиям международных стандартов, уникальную промышленную продукцию из драгоценных металлов, соответствующую требованиям внутреннего и мирового рынков, обладая безукоризненной деловой репутацией, в течение десятков лет осуществляют сделки с драгоценными металлами, в том числе с иностранными партнерами, без банковских или иных гарантий, не имея ни одной рекламации на продукцию и оказанные услуги.

На предприятиях отрасли работают высококвалифицированные специалисты, имеющие международное признание, обладающие уникальными знаниями и опытом работы. Отрасль обеспечена системой испытательных лабораторий, аккредитованных на компетентность и независимость по системе ГОСТиР, позволяющим выполнять сложнейшие аналитические задачи, включая обеспечение глобального аналитического контроля за переработкой драгоценных металлов и изготовлением продукции из них.

Сложившаяся правовая система, регулирующая деятельность предприятий отрасли драгоценных металлов, основанная на федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 № 41-ФЗ и других нормативно-правовых актах, не отвечает современным требованиям рыночных отношений, и не гармонирует с действующими международными нормами.

Предприятия отрасли неоднократно выступали инициаторами внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, активно обсуждали предлагаемые законопроекты в различных государственных и общественных организациях, всегда опираясь и рассчитывая на поддержку Министерства финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за извлечением, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов, за совершением сделок с драгоценными металлами в Российской Федерации и их реализацией на внешнем рынке, а также участвовать в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов.

К сожалению, приходится констатировать, что все попытки по совершенствованию законодательной базы, регулирующей деятельность отрасли драгоценных металлов, не нашли понимания в Министерстве финансов Российской Федерации. Более того, Минфин России в дополнение к существующим финансово-экономическим механизмам контроля выступает с предложением введения новых форм и методов ужесточения государственного надзора за деятельностью предприятий отрасли. В этих условиях возникали и продолжают возникать законопроекты, предусматривающие либо образование Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней с функциями беспрецедентного контроля, либо образование государственного учреждения с функциями должностных лиц, обладающими неограниченными полномочиями и освобожденными от ответственности за собственные действия.

Такая неконструктивная и непрофессиональная позиция Минфина России, направленная исключительно на усиления чиновничьего произвола, идет в разрез с политикой государства и его высшего руководства, направленной на либерализацию рыночных отношений, улучшения инвестиционного климата и исключения условий для коррупции.

Предложение Минфина России о том, что Актом Правительства без всяких обозначенных критериев будет устанавливаться список предприятий, которые будут обязаны заключить договоры с неким государственным учреждением, должностные лица которого будут постоянно присутствовать на всех технологических переделах и влезать в финансовые и коммерческие дела предприятия, при этом, предприятие будет обязано полностью содержать это должностное лицо, удовлетворять его потребности в материальном обеспечении, а также содержать его начальников и структуру государственного учреждения, полностью противоречит действующему законодательству и является проявлением неуважения к старейшей отрасли экономики России.

Неужели авторы Законопроекта Минфина России «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14 июня 2012 года (в новой редакции) всерьез полагают, что российской отрасли драгоценных металлов для ее существования и дальнейшего развития не хватает именно такого безграничного контроля. Ведь совершенно очевидно, что ожидать каких-либо положительных эффектов при введении неоправданного контроля и чрезмерного регулирования в отрасли трудно, также как трудно ожидать и каких-либо позитивных социально-экономических последствий, как с точки зрения снижения уровня криминализации отрасли, так и с точки зрения защиты интересов потребителей и предпринимателей.

При этом можно определенно утверждать об ожидаемом ущербе для государства за счет прогнозируемого роста коррупции, а значит — роста криминализации отрасли, и непрогнозируемого роста дополнительных расходов бизнеса, включая государственные предприятия, на содержание самой системы контроля.

Кроме этого, введение беспрецедентного контроля в российской отрасли драгоценных металлов обязательно нанесет ущерб имиджу отрасли драгоценных металлов на международном рынке, снизит инвестиционный потенциал, особенно иностранного капитала, может полностью исключить доступ российских предприятий к современным зарубежным технологиям и приведет к падению конкурентоспособности продукции и услуг российских предприятий.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемая система контроля неизбежно создаст условия для утечки конфиденциальных сведений, включая «ноу-хау», технологических и коммерческих секретов и реальной угрозы прекращения производства из-за неквалифицированных действий должностных лиц.

Отсутствие на рынке труда свободных высококвалифицированных специалистов, способных профессионально анализировать сложнейшие технологические процессы извлечения, производства и переработки драгоценных металлов, изготовления высокотехнологичной продукции из драгоценных металлов, не позволит реализовать задуманный контроль без больших дополнительных организационных и производственных затрат.

Предложенный Минфином России Законопроект является очередной попыткой ужесточить государственный контроль, не имеющий никакой цели, кроме усиления прямого влияния должностных лиц на предприятия отрасли драгоценных металлов. Обоснование преследуемых Законопроектом целей и методов их достижения, изложенное в пояснительной записке, не выдерживает никакой критики и демонстрирует несостоятельность самой идеи тотального контроля, обязательно ведущего к злоупотреблению должностными лицами своими правами.

Если же действительно посмотреть в корень главных правовых проблем, являющихся тормозом для дальнейшего развития отрасли драгоценных металлов, то это сам федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ в том виде, в каком он сейчас существует.

Уже много раз было заявлено и столько же раз было вроде бы понято и одобрено положение о том, что закон не может регулировать технологию. Это всем ясно, однако, все еще существует норма, по которой все те же чиновники выдают или лишают предприятия права осуществлять самую тривиальную технологическую операцию в цепи переработки драгоценных металлов — аффинажную переработку. Ни в одной стране мира, не существует нормы, по которой государство решает, какому предприятию можно, а какому нельзя осуществлять аффинаж. А в России это существует благодаря тому, что 41-ФЗ неправильно определяет понятие «аффинаж», подразумевая переработку первичного или вторичного сырья драгоценных металлов с получением аффинированных драгоценных металлов, отвечающих требованиям стандартов. Однако, на самом деле, это является не аффинажом, а производством аффинированных металлов и по технологическому смыслу совершенно другим процессом.

Аффинаж, или лучше как во всем мире — рафинирование, — это процесс отделения драгоценных металлов от неблагородных примесей. При этом полученные продукты могут представлять как отдельные драгоценные металлы, так и сплавы драгоценных металлов, которые могут использоваться в дальнейшем производстве материалов и изделий.

Производство же аффинированных металлов подразумевает конечными продуктами стандартные аффинированные металлы, отвечающие самым высоким отечественным и мировым требованиям. В России имеются предприятия, производящие аффинированные драгоценные металлы и предприятия, использующие процессы аффинажа в собственном производстве изделий из драгоценных металлов, но те и другие должны получать права на эти операции, как право на «аффинаж».

Сейчас ювелиры России выступили с законодательной инициативой вывести из-под действия положений 41-ФЗ об обязательном аффинаже (в том понимании, как трактует закон) вторичное сырье драгоценных металлов. Эту инициативу следует поддержать, так как это позволит сэкономить много времени, денег и драгоценных металлов при переработке вторичного сырья драгоценных металлов в изделия. Это будет выгодно всем и производителям и потребителям, кроме наших чиновников, ведь в этом случае они могут лишиться возможности распределять права.

Сейчас уже давно назрела необходимость приведения в соответствие с требованиями современности норм действующего законодательства, которое, по сути, не изменилось после отмены монополии государства на драгоценные металлы и операции с ними, после выведения драгоценных металлов из понятия «валютные ценности».

Многое необходимо изменить и подправить, и об этом очень хорошо известно всем российским участникам рынка драгоценных металлов, также это хорошо известно и руководителям Минфина России. Однако же появляются Законопроекты, совершенно не отвечающие вызовам современности и по духу и по сути своей направленные на деградацию нормальных отношений бизнеса и государства. Что это — позиция или неполное понимание? К сожалению, скорее всего, это все же позиция, которая по-прежнему ориентирована на поддержание только административных принципов управления, и не учитывает того, что самым главным мотивом развития является экономическая целесообразность.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3 (17)/сентябрь 2012 г.



Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X