24 июля 2024, Среда
Аналитика
arrow_right_black
20.02.23

О проблемах ГРР до и после санкций Запада. О вольном приносе

В статье рассмотрены проблемы геологоразведочной отрасли при переходе экономики России на рыночные отношения. Рекомендован проект классификации ресурсов и запасов ТПИ, который, соответствуя международным и отечественным стандартам, стимулирует привлечение частных инвестиций для открытий новых месторождений. Представлены критические замечания по оценке результатов лицензирования по «заявительному» принципу. Предложено закрепить статус частных юниорных геологоразведочных компаний и их приоритетное право на поисковые лицензии. Санкционному давлению Запада противопоставить увеличение потребления ДМ в качестве финансового актива на внутреннем рынке, ценообразование в рублях и мониторинг спроса и предложения. Легальность вольного приноса золота может обеспечить законопроект, предложенный Минвостокразвития РФ.

Ключевые слова: классификация ресурсов и запасов ТПИ, «заявительный» принцип, юниорные геологоразведочные компании, санкции, золото в качестве финансового актива на внутреннем рынке, вольный принос.
messages_black
0
eye_black
1295
like_black
5
dislike_black
5
В.Н.Иванов.jpgВ.Н. Иванов — эксперт России по недропользованию (НАЭН, секция ТПИ), к.г.-м.н., почетный разведчик недр



О новой классификации ТПИ

Россия 30 лет на пути к рыночным отношениям в экономике, однако в геологоразведочной деятельности на твердые полезные ископаемые (далее — ТПИ) мы по-прежнему руководствуемся документами, основанными на бюджетных принципах. Роснедра РФ анонсировала в октябре т.г. представление на общественное обсуждение новой классификации ТПИ, гармонизированной с интересами отечественных и международных стандартов.

В действующей в настоящее время Классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ>1 такая гармония отсутствует. С одной стороны, в ней присутствуют выполняемые за счет бюджета региональные и локальные площади с прогнозными ресурсами кат. Р1, Р2 и Р3 (минерагенические пояса, провинции, районы, узлы, поля), с другой, месторождения, являющиеся объектами предпринимательской деятельности, с запасами кат. А, В, С1 и С2. Необходимо, выражаясь геологическим языком, «отбить контакт» между поисковыми заделами, создаваемыми на региональных и локальных площадях, и открытием новых месторождений.

Геологическое картирование территории России, осуществляемое в том числе для решения задач общегеологического и минерагенического назначения с авторской оценкой прогнозных ресурсов кат. Р2 и Р3, а также по кат. Р1 на объектах по золоту, апробируемых ФГБУ ЦНИГРИ, допустимо в новой российской классификации, с точки зрения ресурсной оценки МСБ, на всей территории страны в целях стратегического планирования.

кн.jpg

Этап «Открытия месторождений» состоит из цепочки решений недропользователя, принимаемых им с учетом геолого-экономических оценок. Рекомендуемый проект классификации расширяет возможности методических рекомендаций 2007 г.>2 в части применения блочного моделирования, выбора параметров кондиций — бортовых содержаний, максимальной мощности пустых прослоев, минимального содержания для оконтуривания по простиранию и падению рудных тел и т.д. [1]

На этапе подготовки месторождений к освоению ресурсы конвертируются в запасы с учетом выполнения программ ГРР и дополнительных исследований модифицирующих факторов (табл. 1).

По предложению ЦНИГРИ [3] этап «общегеологического и минерагенического назначения» целесообразно дополнить стадией — «прогнозно-минерагенические работы на перспективных площадях» с прогнозными ресурсами кат. Р2. С этой стадии могут начать свою деятельность по поисковым лицензиям, выданным по «заявительному» принципу, юниорным геологоразведочным компаниям, финансируемым за счет собственных или заемных средств, включая размещение акций на бирже.

Отличительным признаком таких компаний будет комплектация их геологами-профессионалами, нацеленных на открытие месторождений прогнозируемых геолого-промышленных типов, на площадях с оценкой прогнозных ресурсов по категориям Р2 и Р1.

Этап      Степень геологической изученности  Категории  Итоговый документ  Стадии работ
     3.
Подготовка месторождений
к промышленному освоению
     Запасы
(конвертация из ресурсов)
   Вероятные (probable)
и доказанные (proved)  
 Проект освоения  (Банковское ТЭО)
Feasibilitystudy
 Программа ГРР,
предпроектные
исследования  
 Изучение
реализуемости проекта
(Pre-feasibilitystudy)
 ТЭО
целесообразности освоения
(Scoopingstudy)
     2.
Открытие месторождений
       Ресурсы  Измеренные (measured)  ТЭО ПК      Поисково-оценочные
и разведочные работы
 Выявленные (Indicated)  ТЭО ВК
 Предполагаемые (Inferred)  ТЭР, браковочные кондиции
    1.
Общегеологического
и минерагенического
назначения 
     Прогнозные ресурсы  Р1  Выявление локальных площадей
и структур, перспективных для
обнаружения месторождений
 Крупномасштабное
геологическое картирование
(1:50000-1:25000)
 Р2  Минерагенические зоны, бассейны,
рудные и россыпные районы и узлы
 Среднемасштабное
геологическое картирование
(1:200000-1:100000)
 Р3  Минерагенические
провинции
 Мелкомасштабное
геологическое картирование
(1:1000000-1:500000)
Табл. 1. Рекомендуемый проект российской классификации ресурсов и запасов месторождений ТПИ [2]

Жесткие нормативы листинга и отчетности компаний на бирже будут обеспечивать прозрачное и честное отношение их с инвесторами. Решение о целесообразности перехода от стадий поиска к оценке и далее к разведке юниорные геологоразведочные компании принимают самостоятельно. Аудит ресурсов новых месторождений будет проводиться как в ГКЗ Роснедра, так и независимыми экспертами. Особое место в деятельности геологоразведочных компаний может занимать работа с архивными материалами с большим количеством цифровой информации. В помощь им геологической службой АО «Полиметалл» для обработки данных на прогнозно-поисковом этапе создана система управления базами данных (СУБД Micromine Geobank [4]).

Развитие юниорного движения на «успехах заявительного принципа»

По сообщениям Минприроды РФ и Роснедра с начала действия «заявительного» принципа по ТПИ>3 поступило 16519 заявок на право пользования участками недр. По золоту всего на 01.01.2021 г. действуют 6569 лицензий, в том числе: 1289 — на разведку и добычу; 1486 — совмещенных и 3794 — с целью поисков и оценки (включая 3603 лицензий по «заявительному» принципу).>4 Из года в год растет общая инвестиционная (сметная) стоимость проектов по лицензиям, выданным по «заявительному принципу». Всего за весь период общая стоимость проектируемых поисково-оценочных работ по ним составила почти 269,3 млрд руб. За 2021 г. в базу ФГИС СИБД (ФГКУ Росгеолэкспертиза) внесено 5840 проектов и экспертных заключений, а всего по состоянию на 01.01.2021 г. — 40645 проектов и экспертных заключений.

Итак, лицензии розданы, экспертные заключения на проекты выданы, осталось понять, где и кому доверено искать и открывать новые месторождения?

На вопрос — где? Не разрешено по заявительному принципу предоставлять в пользование участки недр, включенные в государственные программы и перечни и (или) имеющие запасы кат. С1 и С2 и прогнозные ресурсы кат. Р1 и Р2, за исключением Арктической зоны РФ, ДФО и Иркутской области.

Таким образом, 458,7 т запасов россыпного золота по кат. С2, числящихся на госбалансе, но не имеющих самостоятельного экономического значения по заявительному принципу предоставляться не могут (возможно, пойдут через аукцион, снижая инвестиции в ГРР). А также остальные участки недр с прогнозными ресурсами кат Р1 и Р2 на территории РФ.

На вопрос — кому? Ответить сложнее, потому что геологоразведочные компании при раздаче поисковых лицензий не имели приоритетного статуса. По оценке экспертов [2] подавляющая их часть попала в руки (владельцев заводов, газет, пароходов), т.е. инвесторов, основным видом деятельности которых не являлось геологическое изучение недр. Например, мо сковская организация НКО Союз Россвинопром (основным видом деятельности которой по ОКВЭДу является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления) получила более десяти поисковых лицензий на золото в Зейском районе Амурской области. Не случайно на конференции «Золото и технологии» (MiningWorld-2022) в докладе ЦНИГРИ было отмечено, что территория Амурской области оказалась залицензированной — нет места даже для проведения региональных работ за счет бюджета>5. Эта же проблема затрагивает и местные компании-производители золота, так как их лишают площадей для поддержания и развития производства.

динамика спр.jpg

Рис. 1. Динамика спроса на российском рынке золота в 2014–2021 гг.

Новые владельцы лицензий, выданных по «заявительному» принципу, относятся к ним как к ценным бумагам, однако ценность в них без профессиональной работы геологов не появится.

Главный вопрос — где найти деньги для геологоразведочных компаний? По поручению Президента РФ в сентябре этого года правительство подготовило постановление о запуске промышленной ипотеки. Это новый инструмент по 3 % годовых на срок до 7 лет для инновационных технологических компаний при максимальной сумме кредитов до 500 млн руб. Их реестр будет формировать Минэкономразвития России. Этот кредит может обеспечить геологический проект на начальной стадии ГРР. А в случае открытия месторождений кредитования их дальнейшего геологического изучения будут решаться в зависимости от полученных результатов.

Проблемы санкций

4 августа 2022 г. Банк России опубликовал документ «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях», ориентирующий на переориентацию и усиление внешнеторговых и финансовых отношений России с дружественными странами с выстраиванием необходимой инфраструктуры, потребность в модели развития с опорой на внутренние инвестиции и дестимулирование использования «токсичных» валют>6.

Для российского рынка драгоценных металлов (далее — ДМ), осуществляющего деятельность в перспективных и приоритетных отраслях экономики России, важно насколько будет использован инструмент предоставления гарантий со стороны государства, а также поддержки других инструментов капитала для финансирования экономического развития на внутреннем и внешнем рынках.

Участниками российского рынка ДМ являются:

  • Банк России (золото монетарное в международных резервах, возможность без риска для стабильного денежного обращения выпускать в обращение рубли, что косвенно способствует поддержке бумажноденежной массы);
  • Гохран России (хранение, закупки ДМ в приоритетном порядке по сделкам купли-продажи);
  • ФПП России (контроль за использованием и обращением ДМ — ГИИС ДМДК);
  • коммерческие банки (закупки ДМ по сделкам купли-продажи, согласованным с Гохраном России, экспорт ДМ, операции с физическими лицами, использование золота в качестве залога для получения кредитов в других банках, купля и продажа ДМ как за свой счет, так и за счет своих клиентов по договорам комиссии и договорам поручения); аффинажные заводы (аффинаж продуктов переработки минерального и вторичного сырья, изготовление стандартных и мерных слитков);
  • промышленные потребители (спрос на изготовление ювелирных изделий, электронной, космической и др. отраслей промышленности);
  • скупочные и торговые предприятия;
  • инвесторы, вкладывающие средства в ДМ (розничный рынок ДМ);
  • сервисные организации предоставляют услуги по хранению, транспортировке, аттестации, оценке, сертификации ДМ и т.д.;
  • Московская биржа (торговля ДМ, фьючерсами и опционами).
В 2014–2021 гг. на российском рынке подавляющий объем производства золота использовался на закупки Банком России, экспорт и спрос на изготовление ювелирных изделий (рис. 1).

Российский рынок золота всё еще характеризуется ограниченным обращением и привилегированным положением государства в качестве ключевого покупателя. На Мосбирже граждане России почти не приобретают акции золотодобывающих компаний, не заключают сделки с фьючерсами и опционами. С 2013 г. у россиян появилась возможность покупки акций (паев) биржевого фонда (ETF), инвестирующего в золото — FinEx Gold ETF. В связи с санкциями торги были приостановлены.

Золото, обладая статусом финансового актива, обращение которого регулируется законом о драгоценных металлах>7, в этом качестве практически не используется на внутреннем рынке.

Полагаю, что золото может обеспечивать приобретение необходимых товаров, оборудования и технологий за рубежом при условии более активного перехода на торговлю в рублях, отказавшись от «токсичных» валют, с компаниями, осуществляющими деятельность в перспективных отраслях экономики России.

Оборот с таким активом могла бы осуществлять специально созданная государственно-частная компания по регулированию рынка драгоценных металлов>8.

Такая компания могла бы объединить на добровольной основе всех участников российского рынка ДМ по следующим направлениям:
  • закупки и реализации на внутреннем рынке с предоставлением рублевых кредитов и гарантий добывающим предприятиям на приобретение у них всего объема ДМ;
  • инвестиционной деятельности в реализации проектов развития внутри отрасли по производству ДМ;
  • реализации ДМ компаниям, осуществляющим деятельность в других перспективных отраслях экономики России;
  • ценообразовании для внутреннего рынка России;
  • проведении мониторинга состояния рынка ДМ;
  • вывоз и ввоз ДМ и продуктов их переработки.
Вольный принос

Вольный принос (вольноприносительство) — это свободный поиск россыпного и (или) рудного золота гражданами РФ (местными жителями). Вольноприносителями могут стать местные жители, проживающие в рабочих поселках на действующих или заброшенных добывающих предприятиях (работники предприятий в свободное от основной работы время, члены их семей, пенсионеры и др.).

Старательская деятельность с 1998 г. по настоящее время — это вахтовый метод, применяемый всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей. «Под старательской добычей понимается способ организации работ с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. При этом не производятся затраты средств за счет соответствующего бюджета на создание и содержание объектов социальной инфраструктуры по месту производства указанных работ».>9

Между вольноприносителем и старателем разница в том, что старатель имеет лицензию на участок с запасами золота, а вольноприноситель без лицензии ищет золото. Нашел хорошее место — добыл золото, сдал. А если находка заслуживает дальнейшего геологического изучения и разовьется в месторождение, то вольноприноситель получит вознаграждение за первооткрывательство.

Вольный принос стоит на трех китах: существенное подспорье для поисков новых месторождений россыпного и рудного золота, дополнительный заработок местных граждан и возможность организации туристического бизнеса.

Незаконной добыча золота местными жителями становится от того, что в нашей стране (как в настоящее время!) нет закона о вольном приносе. Чтобы её легализовать, необходимо принять этот закон.

Хищническая добыча — это набеги из других регионов России или соседних государств с целью поживиться плохо охраняемым добром. Кстати, в борьбе с ними вольноприносители могут оказать органам правопорядка существенную помощь.

Несколько фрагментов из истории вольного приноса в России.

Вольноприносители (или золотари, золотничники) в царское время привлекались для заселения территорий Сибири и Дальнего Востока. «В 1901 году был принят закон «О свободном обороте шлихового золота». Искать золото можно было без специальных разрешений. Найденный участок надо было «застолбить» и «заявить». Добытое золото можно было продать банкам или скупщикам. Можно было также продать найденное месторождение промышленнику или предприятию по договорной цене [5].

В 1992 г. во исполнение Указа Президента РСФСР было принято постановление Правительства РФ, разрешающее добычу драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации всем юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.>10

В январе 2003 г. внесено изменение в ФЗ ДМДК,>11 исключающее физическим лицам добычу золота без лицензии, тем самым вольноприносительство стало незаконным видом деятельности. Законопроект, внесенный губернатором Красноярского края А.И.Лебедем, принятый в трех чтениях ГД и одобренный СФ, был отклонен Президентом РФ 23 апреля 2003 г.

В 2010 г. члены СФ (Орлов В.П. и др.) и депутаты Государственной Думы (Пехтин В.А. и др.) внесли законопроект № 429535-5, суть которого состояла в том, чтобы статус ИП соединить с условиями лицензионных соглашений, а порядок организации добычи и реализации продукции определял субъект Российской Федерации. Предполагалось, что законопроект позволит повысить занятость и трудовые доходы населения в интересах социально-экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Прави тельство РФ поддерживало этот законопроект, но с поправками. В частности, предлагалось проведение государственной экспертизы, подтверждающей, что на данном участке недр не более 10 кг россыпного золота, а также дополнить законопроект в части совершения внешнеторговых операций. Попытки «скрестить ужа и ежа, чтобы получить колючую проволоку», не удались и законопроект был отклонен во втором чтении 16 февраля 2018 г.

В 2020 г. Минприроды РФ представило на общественное обсуждение законопроект о регулировании добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями. Во-первых, почему только россыпного? Вольноприносители могут находить также проявления коренного золота. В законопроекте присутствуют хорошие слова — индивидуальные предприниматели, физические лица и даже граждане РФ, но им предлагают участки недр, в которых нет запасов (нате вам боже, что нам негоже). Для добычи предоставляются участки недр, ограниченные по площади (не более 0,2 км2) и на глубину (не ниже 5 м от земной поверхности), а также сроком до 3-х лет. Объем добычи ИП не должен превышать 4 кг в год. Во-вторых, им разрешают не добычу (запасов, подготовленных к освоению), а сопутствующую добычу при проведении поисков россыпного золота с помощью лотка, кайла, лопаты, тачки и промприбора. В-третьих, старатели, использующие вахтовый метод, свою криминализацию перекладывают на местное население. Вместе с тем приоритет хищений на своих предприятиях априори на стороне самих вахтовиков. Законопроект не имеет перспектив по моральному принципу.

ди.jpg

В том же году Минвостокразвития РФ по поручению Президента РФ Владимира Путина и вице-премьера — полпреда главы государства на Дальнем Востоке Юрия Трутнева был разработан законопроект о старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, принятие которых позволило бы легализовать добычу золота частными лицами на дальневосточных и арктических территориях. Обсуждение этого законопроекта состоялось в Государственной Думе по инициативе Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Отмечая, что в некоторых районах Севера и Дальнего Востока небольшие месторождения россыпного золота нелегально разрабатываются, чтобы прокормить семью, поскольку другой работы просто нет. Этой ситуацией пользуются скупочные компании, которые устанавливают цену в 1,5–2 раза ниже цены рынка. Законопроект предусматривает создание онлайн-системы старательской деятельности, через которую жители, зарегистрировавшись как ИП, могут выбрать участок размером до 15 гектаров сроком на 3 года. Установленные ограничения для добычи: не ниже 5 м от земной поверхности и не более 30 кг в год. По истечении срока пользования старатель обязан провести все необходимые природо-восстановительные работы.

Этот законопроект обходит стороной проблему лицензирования участков недр, используя законодательство о земельных отношениях, так пусть вольноприносительство возродится через земельные отношения.

Заключение

Новая классификация ресурсов и запасов ТПИ имеет большое значение для геологоразведочной отрасли при переходе экономики России на рыночные отношения, так как частные инвестиции не могут в полной мере использоваться для открытий месторождений и полноты изучения ресурсов в количественном и качественном отношении. В плановый период экономики инвестиции из бюджета использовались до утверждения запасов, подготовленных для промышленного освоения. Теперь ситуация изменилась, экспертиза (ГКЗ и (или) независимый аудит запасов) должны установить факт открытия месторождения. Добывающие компании по необходимости проведут дополнительные исследования, совмещая их с проектированием и составлением ТЭО всех рангов. Требования к этапам и стадиям новой классификации установят, когда применить блочное моделирование, выбрать параметры кондиций для подсчета ресурсов или конвертации их в запасы.

Внедрение лицензирования по «заявительному» принципу прошло необдуманно. К ошибкам привела безадресная раздача лицензий. Не был признан статус и приоритетное право геологоразведочных компаний на получение поисковых лицензий.

Для развития рынка ДМ целесообразно консолидировать его участников в объединенную российскую государственно-частную компанию, развивая обороты золота в качестве финансового актива в рублях на внутреннем рынке с компаниями, осуществляющими деятельность в перспективных отраслях экономики России, и на экспорт.

Непринятие закона об индивидуальной добыче россыпного золота по законодательству о недрах уже продлило на 23 года (1999–2022 гг.) криминализацию в сфере этой деятельности из-за вынужденной нелегальной добычи россыпного золота местными жителями в районах Сибири и Дальнего Востока.

Законопроект о старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предложенный Минвостокразвития, способствует регулированию отношений вольноприносителей по законодательству о земельных отношениях.

>1 Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Утверждена приказом МПР России № 278 от 11.12.2006 г
>2 Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев). Утв. Распоряжением МПР России № 37-р от 05.06.2007 г
>3 Итоги работы федерального агентства по недропользованию в 2021 году и планы на 2022 год. Москва, 2022. www.rosnedra.gov.ru.
>4 Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 году». Минприроды России, www.mnr.gov.ru.
>5 Состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы золота в РФ. Иванов А.И. ЦНИГРИ. www.youtube.ru
>6 Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях. Центральный банк Российской Федерации. 4 августа 2022 г. www.cbr.ru
>7 Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ
>8 По примеру Объединенной зерновой компании, созданной в 2015 году путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозе РФ.
>9 Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 г. ст. 4 п. 3. № 41-ФЗ
>10 Постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением».
>11 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

книга.jpg1. Эпштейн И.В., Полуэктов А.И. Предложения по совершенствованию нормативных требований для ТЭО кондиций. «Золото и технологии». 2022, март № 1 (56).
2. Иванов В.Н., Кашуба С.Г., Богуславский М.А., Вильданов Д.И. К возрождению геологической службы в России, Недропользование XXI век. 2022, № 2.
3. Черных А.И., Иванов А.И., Наумов Е.А., Алексеев Я.В., Попов И.В. Основные тренды развития ГРР на золото Российской Федерации и предложения по стимулированию геологического изучения недр. ФГБУ ЦНИГРИ (www.rosnedra.gov.ru).
4. Баталова Н.А., Мелкумов В.В. Промышленная система управления базами данных Micromine Geobank в геологической службе компании АО «Полиметалл УК». «Золото и технологии». 2022, март № 1 (55).
5. Кавчик Б.К. История вольноприносительства в России от прошлого века до наших дней (www.zolotodb.ru).

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3 (57)/сентябрь 2022 г.

02.07.24
Техногенка на россыпях — перспективы развития в густом тумане
13.06.24
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам января–апреля 2024 года
04.04.24
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам сентября 2023 — января 2024 года
20.10.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам июля– сентября 2023 года
16.10.23
Состояние сырьевой базы золота
01.10.23
Золотодобывающая промышленность России: текущее состояние и перспективы
15.09.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам апреля–июля 2023 года
15.09.23
Роснедра отказали предприятиям России в освоении техногенных россыпей
06.07.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам января–апреля 2023 года
16.03.23
Техногенка вне закона
16.03.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам сентября–декабря 2022 года
16.03.23
Горнорудные и металлургические компании России Современные вызовы и перспективы развития
20.02.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам апреля–сентября 2022 года
20.02.23
Слияния и поглощения в золотодобыче России в 2022 году
29.11.22
Решения, усиливающие действие западных санкций против золотодобывающей промышленности России, и разрушающие её
29.11.22
О мерах по обеспечению устойчивости золотодобывающей отрасли в условиях санкционной политики США и их союзников, и о сохранении и увеличении запасов золота в России
30.09.22
Производство золота в России — итоги 2021 года
30.09.22
Золотодобывающая промышленность России: текущее состояние и перспективы
27.07.22
«Недружественные страны» против российского золота
25.07.22
Сезонники в золотодобыче вне закона
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика