03 декабря 2024, Вторник
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
7 июля 2022

Судебная практика по оспариванию предписаний и постановлений органов Росприроднадзора о привлечении к ответственности за нарушение условий, установленных лицензиями или техническими проектами

messages_black
0
eye_black
2408
like_black
1
dislike_black
0
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.

Самым популярным нарушением, которое выявляют органы Росприроднадзора, является нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ).

Помимо штрафа в размере до 500 тыс. руб. и вынесения предписания, выявление данного нарушения несёт очень большую опасность — направление надзорным органом представления в адрес Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами.

При этом, если всё закончится досрочным отзывом лицензии, то при оспаривании недропользователями соответствующего приказа Роснедр установление вины вступившим в законную силу постановлением органов Росприроднадзора будет рассматриваться судами в качестве административной преюдиции и существенно усложнит доказывание незаконности действий Роснедр по вынесению оспариваемого приказа.

Судебная практика претерпела некоторые изменения, а также выработала ряд походов, которые позволяют оспорить предписания и постановления органов Росприроднадзора о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Непроведение работ (бездействие) на лицензионном участке образует состав административного правонарушения

С 20.03.2021 г. вступили в силу изменения в редакцию ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Объективной стороной административного правонарушения стало нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

До этого объективная сторона правонарушения выражалась в пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

То есть недропользователей до 20.03.2021 г. могли привлечь к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, только в случае, если они вели деятельность на лицензионном участке с нарушением условий пользования недрами или технических проектов на разработку месторождения. За бездействие (отсутствие какой-либо деятельности) при нарушении сроков, установленных условиями пользования недрами, ответственность не возникала.

Это позволяло многим добывающим компаниям успешно оспаривать выносимые органами Росприроднадзора постановления.

Так, например, Четвёртый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 29.04.2021 г. по делу № А58- 9531/2020, отказывая в привлечении недропользователя к административной ответственности, указал:

«Исходя из буквального толкования приведенной нормы, объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к соответствующей административной ответственности возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Как, верно, указал суд первой инстанции, само по себе наличие лицензии в отсутствие факта недропользования не образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Само по себе бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ».

После внесения изменений в ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с 20.03.2021 г. отсутствие деятельности на лицензионном участке (бездействие) с одновременным невыполнением условий пользования недрами является административным правонарушением.

Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 17.08.2021 г. по делу № А24- 433/2021 указал:

«В соответствии с п. 4.2.4 условий пользования недрами лицензии ПТР 00833 ТЭ общество должно подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки месторождения в границах лицензионного участка на площади с утвержденными запасами, а также согласовать его в соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах не позднее 60 месяцев с даты государственной регистрации лицензии.

Между тем, в нарушение требований действующего законодательства и условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ПТР 00833 ТЭ, ООО «Нанотех» не согласовало в установленный срок технический проект разработки месторождения в границах лицензионного участка на площади с утвержденными запасами, что явилось нарушением пп. 1, 2, 7 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах.

Превышение годового уровня добычи полезного ископаемого является малозначительным правонарушением

В деле № А37-2230/2017 ООО «Сусуманзолото» успешно оспорило постановление органа Росприроднадзора, которым Общество было привлечено к ответственности за превышение годового уровня добычи золота.

Арбитражный суд Магаданской области в решении от 24.01.2018 г. по делу № А37-2230/2017 указал:

«Планируемый объём добычи драгоценного металла по техническому проекту в 2016 году составил 808,8 кг. При этом в Плане развития горных работ на 2016 год указано на планирование добычи — 1561 кг. А фактический объём добычи в 2016 году составил 2058 кг, т.е. с превышением запланированных показателей и технического проекта и плана развития горных работ. Следова тельно, факт вменяемого правонарушения за 2016 год судом установлен.

<***>

Применение ст. 2.9 КоАП РФ будет соответствовать не только частным интересам лица, привлекаемого к ответственности, но и публичным интересам государства. Учитывая, что ранее подобные нарушения административным органом в деятельности ОАО «Сусуманзолото» не выявлялись.

Напротив, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 300 тыс. руб., либо в случае его снижения — 150 тыс. руб., будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и соразмерности наказания, а также степени вины лица, привлечённого к ответственности».

Физическая невозможность выполнения годового уровня добычи руды является основанием для оспаривания предписания Росприроднадзора

АО «УГОК» в деле № А07-38374/2017 удалось оспорить предписание надзорного органа в связи в тем, что оно было не в состоянии выполнить годовой объём руды в 2016 г. по объективным причинам.

Так, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 30.07.2019 г. по делу № А07-38374/2017 указал:

«Судами установлено, что материалами дела подтвержден довод общества об отсутствии у него физической возможности добычи в 2016 году 790900 т медно-колчеданной руды, о чем указано в акте проверки, поскольку лишь в 2017 году общество смогло выйти на проектную мощность добычи в количестве 400 тыс. т.

Данное обстоятельство, а также соответствующий вывод судов не опровергнуты управлением.

Поскольку именно вывод о нарушении лицензионных требований и требований технического проекта в части соблюдения уровня добычи руды послужил основанием для выдачи обществу оспариваемых предписаний, а также учитывая, что данные предписания являются обязательными к исполнению, и ими на общество возложена обязанность соблюдать требования технического проекта в части установленных уровней добычи, при этом документального подтверждения нарушения в данной части управлением не представлено, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов общества, судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для признания оспариваемых предписаний незаконными».

Указание в проектной документации на возможность уменьшения проектной мощности разреза является основанием для оспаривания предписания Росприроднадзора

В деле № А78-17583/2018 Акционерному обществу «Разрез Харанорский» удалось доказать необоснованность пункта предписания органа Росприроднадзора, устанавливающего нарушение в части невыполнения годового объёма добычи.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 04.12.2019 г. по делу № А78- 17583/2018 указал:

«Как признал суд апелляционной инстанции, п. 1.1.1 технического проекта установлена возможность уменьшения проектной мощности разреза, исходя из условий реализации товарной продукции потребителю.

<***>

При этом указанное условие технического проекта (п. 1.1.1) согласовано в установленном порядке уполномоченным органом — ЦКР-ТПИ Роснедра (Протокол от 28.04.2015 г. № 58/15-спт).

Исходя из согласования данного условия технического проекта в порядке, установленном пп. 13, 20, 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов, суд апелляционной инстанции, в отличие от суда первой инстанции и позиции Управления, верно посчитал, что наличие вышеизложенного условия (п. 1.1.1) технического проекта свидетельствует о том, что общество не допустило какихлибо отступлений от утверждённой проектной документации, что запрещено ч. 2 ст. 22 Закона о недрах».

Просрочка сдачи форм обязательной статистической отчётности является малозначительным нарушением и влечёт освобождение от административной ответственности

ООО «Цзиньхайтун Дальний Восток» удалось признать незаконным представление и постановление органов Росприроднадзора о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение сроков сдачи обязательной статистической отчётности.

Вынося решение от 28.03.2019 г. по делу № А58-598/2019, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) указал:

«Из материалов дела следует, что все необходимые статистические отчетности за 2018 год по состоянию на сегодняшний день сданы в полном объеме, что подтверждается письмом от 04.12.2018 г. № 23, принятым Якутским филиалом Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» (вх. № 01-08-2942 от 04.12.2018 г.). По утверждению Управления, в данном случае, малозначительность отсутствует.

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд приходит к выводу о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности».

Однако в некоторых делах суды не считают просрочку сдачи обязательной отчётности (формы 5-гр) малозначительным правонарушением, но заменяют денежный штраф предупреждением.

Так, в деле ПАО «Дорисс» Арбитражный суд Чувашской республики — Чувашии в решении от 30.07.2021 г. по делу № А79- 3961/2021 указал:

«Факт нарушения ПАО «Дорисс» требований законодательства в обозначенной сфере подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12.04.2021 г. № 10, письмом ПАО «Дорисс» от 09.04.2021 г. № б/н, письмом ПАО «Дорисс» от 08.04.2021 г. № б/н, лицензией на пользование недрами ГКГ 01838 ГЭ с Условиями пользования недрами, иными материалами административного дела. Суд считает, что совершенное Обществом административное правонарушение не является малозначительным.

<***>

Принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, признания вины в совершенном административном правонарушении, суд считает возможным заменить вид налагаемого на Общество административного наказания — с административного штрафа в размере 300 тыс. руб. на предупреждение, что соответствует характеру допущенного заявителем правонарушения, степени его вины…».

Приостановка ведения работ в период оспаривания приказа о досрочном прекращении права пользования недрами является основанием для оспаривания привлечения к ответственности

ООО «Новая экологическая компания» удалось в суде признать недействительным постановление Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Основанием для оспаривания послужило в том числе то, что Общество не могло вести работы, предусмотренные техническим проектом, в период оспаривания приказа Министерства о досрочном прекращении права пользования недрами.

Арбитражный суд Архангельской области в решении от 15.05.2020 г. по делу № А05-1281/2020 указал:

«Приостановление обществом ведения добычных работ не являлось плановым, а было обусловлено отказом в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, который был оспорен в судебном порядке (дело № А05-12911/2018), в последующем было обусловлено изданием распоряжения о прекращении права пользования недрами и изданием распоряжения об отказе в предоставлении обществ у лесных участков в аренду на новый срок, которые также были оспорены в суде (дела №№ А05- 828/2019, А05-10515/2019)».

Таким образом, в период с 29.12.2018 г. по 02.08.2019 г. (до вступления в законную силу решения суда по делу № А05-828/2019) общество правомерно полагало, что лицензия на пользование участком недр у него отозвана, а после вступления в силу указанного судебного акта необходимости в проведении консервации отпала. При этом, продолжение добычных работ станет возможным лишь после оформления обществом земельных отношений в установленном законом порядке.

При определении допустимого уровня отклонений, предусмотренных техническим проектом, следует руководствоваться уровнем годовой добычи по всему месторождению, а не по отдельному объекту

В деле № А81-313/2020 ООО «Меретояханефтегаз» только в кассационной инстанции удалось признать незаконным и отменить постановление органа Росприроднадзора о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

В этом споре надзорный орган привлёк Общество к административной ответственности за то, что оно превысило допустимый уровень отклонения фактической годовой добычи нефти от проектных показателей по одному из трех эксплуатационных объектов (скважин). Однако отклонение по месторождению в целом находилось в пределах допустимого уровня отклонений.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, отменяя акты судов первой и апелляционной инстанций, указал в постановлении от 24.12.2020 г. по делу № А81-313/2020 следующее:

«В п. 111 Правил охраны недр закреплено, что уровень годовой добычи нефти и газа определяется проектным документом на разработку месторождения. Допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и газа от проектной в соответствии с приложением к настоящим Правилам (допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной также определено не более 50 %).

<***>

Материалами дела подтверждается и ООО «Меретояханефтегаз» не оспаривается факт превышения допустимого уровня отклонения фактической годовой добычи нефти от проектных показателей (100 %) по одному из 3 эксплуатационных объектов (Ач 1–4); вместе с тем отклонение по месторождению в целом составило лишь 40 %.

Таким образом, нарушений условий лицензионного соглашения и требований технического проекта разработки месторождения в части обеспечения нормативов годовой добычи углеводородного сырья обществом не допущено».

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (54)/декабрь 2021 г.
19.11.24
Получить разрешение на использование лесного участка с правом рубки в зелёной зоне и особо защитном участке леса нельзя
19.11.24
Изменения законодательства в области недропользования с 1 сентября 2024 года
11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
01.10.23
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
16.03.23
Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
16.03.23
Отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения по участкам с прогнозными ресурсами
20.02.23
Обзор Закона о блокировке действий иностранных компаний, которые могут угрожать пользованию недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры
20.02.23
Обзор изменений в Закон «О недрах» и иные законодательные акты, позволяющих недропользователям добывать полезные ископаемые из отходов недропользования
29.11.22
Продажа собственной вскрыши чревата привлечением к административной ответственности
29.09.22
Перевод земельных участков из категории земель с/х назначения в земли промышленности может не спасти от взыскания ущерба за причинение вреда таким землям
15.07.22
Правовое регулирование экспорта аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕАЭС
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика