26 апреля 2024, Пятница00:57 МСК
Вход/Регистрация

Максим Иванович Манченко

На сегодня лидером по перевозке особо ценных, опасных и секретных грузов в России является компания Спецсвязь. Об особенностях транспортировки драгоценных металлов и устройстве самой необычной почтовой службы страны журналу «Золото и технологии» рассказал Максим Иванович Манченко, первый заместитель начальника ФГУП «Главный центр специальной связи» по производству. Беседу вели Антон Башмачников и Анастасия Ростовцева.

Фотографии предоставлены пресс-службой ФГУП ГЦСС.

Максим Манченко.jpgМаксим Иванович Манченко - первый заместитель начальника ФГУП ГЦСС по производству.



Спецсвязь занимается транспортировкой ювелирных изделий, драгоценных камней, драгоценных металлов и сырья. В каких условиях происходит транспортировка золотых слитков? Как происходит передача драгоценных металлов с завода? Как упаковывают металлы для перевозки?
Существует разница в технологии перевозок различных видов золота. Первый этап передела — перевозка золота или золотосодержащих руд и концентратов до места аффинажа. Транспортировка производится на бронированном транспорте с вооруженной охраной и регулируется ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

После аффинажа завод упаковывает и взвешивает слитки — наши сотрудники не касаются груза, но тщательно проверяют спецификации. При приеме иногда взвешивание и упаковка происходят в присутствии сотрудников. К каждому слитку оформляется подробная спецификация, где учитываются лигатурная масса, отправная и конечная точки маршрута и так далее. Золото перевозится стандартными слитками по 12 кг, серебро — по 30 кг, платина и палладий — по 5 кг. Как правило, золотые слитки упаковываются по 2 штуки в пластмассовый контейнер, серебро же, как металл менее «требовательный», перевозиться может по-разному, вплоть до холщовых мешков. Золото — мягкий металл, поэтому при обращении с ним не используются средства механизации, ведь любая царапина на слитке требует переаффинажа. Кроме того, при перевозке запрещено размещать что-либо поверх драгоценных металлов. Передача производится по спецификациям с обязательным взвешиванием слитков на высокоточных весах и контролем всех уникальных идентифицирующих слиток признаков. Такие грузы внутри производственной цепочки не передаются из рук в руки, а ставятся на пол одним сотрудником и берутся с пола другим сотрудником во избежание падений.

брендированный автомобиль.jpg

По законодательству, драгоценные металлы должны перевозиться специализированным транспортом с вооруженной охраной, при этом число охранников зависит от категории грузов — слитки перевозятся на бронированных автомобилях в сопровождении трех вооруженных сотрудников. В зависимости от массы груза, используются стандартные автомобили Ford Transit грузоподъемностью 2,5 т, бронированные КамАЗы и Уралы.

Как устроена сеть логистических складов? Имеете ли вы возможность отслеживать груз?
У Спецсвязи 75 региональных филиалов и более 200 отделений. Существует более 1800 регулярных маршрутов. В зависимости от условий и требований клиента грузы могут быть перевезены вне плановых расписаний, однако если таковых нет, то перевозка осуществляется плановым маршрутом.

Для отслеживания у нас есть система Trаck-and-trace, построенная на базе отечественного программного обеспечения — «1С Предприятие». Отследить груз можно через сайт, с крупными клиентами все чаще и чаще реализуется API-обмен (безбумажный прием заказов в нашу сторону, информирование о статусах этих заказов в сторону клиента).

На предприятии есть система внутреннего контроля, построенная на базе ГЛОНАСС и GPS, — мы видим, как движутся автомобили, отклоняются ли от маршрута, превышают ли скорость, допускаются ли сверхнормативные стоянки и так далее. В случае внештатной ситуации с автомобилем связывается диспетчер. В дополнение производственная информационная система позволяет узнать, были ли нарушены контрольные сроки — где и на каком этапе, кто допустил ошибку, количество возвратов, количество передач между сменами. В ней хранится вся история не только по плановым маршрутам, но и по проектным перевозкам. Внедрение единой информационной системы началось в 2015 году, а к рубежу 2017 года решение было запущено в промышленную эксплуатацию обеспечив информационную связность филиалов, завершив эру «лоскутной автоматизации». Но любая информационная система, как живой организм, находится в постоянном развитии, и мы здесь не исключение.

Как происходят дальние перевозки, в том числе зарубежные?
ФГУП ГЦСС занимается транспортировкой драгоценных металлов российского производства в страны ближнего и дальнего зарубежья. При условии доставки ценных грузов «дверь-в-дверь» помимо региональных Управлений специальной связи в логистической цепочке учувствуют Службы специальной связи стран СНГ, а также партнеры иные логистические партнеры Спецсвязи. Например, по Казахскому направлению мы в том числе взаимодействуем ТОО «Каз-инкас», а в странах дальнего зарубежья с крупными транснациональными компаниями — например, Brinks, присутствующей в 200 странах мира.

сортировка грузов.jpg

Экипаж состоит из вооруженных водителя и фельдъегерей, движение происходит с соблюдением режима труда и отдыха на дальних маршрутах. Ночные стоянки маршрутов с ценностями проводятся на территориях наших филиалов, в закрытом охраняемом периметре. В случае грузов иного назначения, например, опасных — такого рода стоянки производятся вне населенных пунктов, однако автомобиль охраняется, выставляются караулы, раз в два часа проверяющие пломбы на запорных устройствах автомобиля.

В логистической цепочке на дальние расстояния мы используем самолеты и вертолеты, особенно в труднодоступных регионах, где дорог нет в принципе. Международные перевозки осуществляются АО «Аэрофлот», «Air Astana», «Emirates», «Turkish Airlines» и многими другими авиакомпаниями. Погрузка и выгрузка производятся непосредственно под бортом воздушного судна, под контролем сотрудников Спецсвязи — де-факто это последний загружаемый груз и первый выгружаемый груз.

Для железнодорожных перевозок Спецсвязь арендует вагоны у дочерних предприятий РЖД. Вагоны сопровождаются, как правило, 2 проводниками и 2 фельдъегерями: первые отвечают за «вагон», вторые за груз, но есть возможность сочетать эти квалификации. Железнодорожные перевозки образуют логистический каркас на маршруте Москва-Владивосток, выгрузка и погрузка производятся на каждой крупной станции, а упаковка грузов зависит от их характера.

Внутренние водные перевозки используются крайне редко, а морские чаще входят в состав мультимодальных перевозок. Наши сотрудники могут контролировать груз на любом виде транспорта.

Расскажите об особенностях работы со странами ближнего зарубежья. Этот вопрос особенно актуален в связи с введенными Европой санкциями: шесть наших аффинажных заводов лишились статуса Good Delivery. То есть, произведенные в России золотые слитки теперь не будут соответствовать высокому статусу и будут требовать дополнительных проверок. Сможет ли компания отправлять российское сырье, например, в Казахстан, чтобы конечная продукция все же имела статус Good Delivery?
ФГУП ГЦСС осуществляет перевозки ценного груза по заявкам клиентов и в контексте данной заявки определяется логистика перевозки, а не качество вложимого. Если резко вырастет грузооборот, мы справимся. Сейчас к нам все чаще обращаются по поводу данных маршрутов и, вероятно, в будущем они будут выстраиваться. Переформатировать нынешнюю систему мы сможем быстро и оперативно. У нас есть налаженный регулярный межгосударственный логистический обмен со Службами специальной связи стран СНГ. Что касается актуальных в контексте вопроса направлений, то, например, с Республиканской Службой специальной связи Казахстана у нас налаженные регулярные маршруты, в том числе содержащие ценные вложения. Это, например, направление Оренбург–Актобе. Нарастить мощность этих маршрутов не составит большого труда. В связи с последними событиями вокруг авиации мы резервируем большинство маршрутов наземным путем. Не так давно подписали соглашение по реализации наземного маршрута с Азербайджаном.

инккасация.jpg

Внутри компании у вас существуют специализированные подразделения, которые занимаются только оружием, только корреспонденцией и т. д.? Или все сотрудники универсальны?
Не все сотрудники универсальны. Секретную корреспонденцию нельзя смешивать с другими видами корреспонденции, для нее существует отдельное помещение и своя технология, ориентированная на качество процесса и исключение ошибок. Даже с третьей формой доступа к государственной тайне нельзя зайти в комнату сортировки секретной корреспонденции, не имея при себе специального разрешения. Подбор сотрудников на работу ведется в том числе с учетом характера вложимого. Бывают выделенные маршруты, например, инкассационные. Так, с 24 февраля количество снятий денежной наличности в банкоматах увеличилось в 5 раз, вследствие этого режим работы таких маршрутов стал круглосуточным и без выходных. Бывают и смешанные маршруты — там могут быть и деньги, и секреты, пакетная корреспонденция и драгоценные металлы. Там люди универсальны.

Насколько повлияла на Ваши издержки ситуация с курсом валют?
Наблюдаются проблемы с поставками запчастей для автомобилей, поскольку 80 % парка состоит из импортных машин: это Volvo, Scania, Ford. Стоимость запчастей тоже увеличилась. Но эти проблемы мы успешно решаем.

Отечественный автопром пока не покрывает в полной мере потребности Предприятия в специализированном транспорте. Но доля отечественных автомобилей в парке в последние годы увеличивается. Сейчас мы в рамках совместного инженерного комитета занимаемся разработкой бронированного автомобиля совместно с компанией ГАЗ. Мы нацелены на создание автомобиля с определенной грузоподъемностью (2,5 т). Думаем, что испытания специализированного автомобиля Спецсвязи пройдут успешно, и скорость импортозамещения парка техники будет только возрастать.

Отразятся ли санкции на партнерстве с иностранными перевозчиками? И как изменения логистических цепочек в целом сказались на маршрутах работы Спецсвязи?
Конечно, в сложившихся условиях всем приходится перестраиваться. Одни перевозчики приходят на смену другим, но надеюсь, что санкции не сильно отразятся на нашей работе. Мы расширяем сеть своих контрагентов, меняем логистические цепочки, заключаем договоры с партнерами из государств, не совершающих в отношении России недружественных действий.

передача.jpg

Какие еще услуги, помимо транспортировки, компания оказывает для золотодобывающих предприятий?
Ввиду повышенного спроса на золото, которым помимо недропользователей, кредитных организаций и иных субъектов рынка драгоценных металлов, все больше интересуются физические лица. Мы запускаем услугу по предоставлению специализированного депозитария для слитков, при этом слиток при переходе права собственности на него (например, межбанковская продажа) остается в нашем хранилище.

И к вопросу о самом необычном перевезенном грузе…
Обычно мы работаем с необычным: возим иконы, предметы искусства, взрывоопасные вещества; материалы, минералы и вещи с крайне высокой стоимостью. Вспоминается перевозка в «Красцветмет» угольных фильтров от советских противогазов, которые содержали большое количество се ребра. На предприятии эти фильтры вскрывали, вынимали серебро, отправляли на аффинаж, и обратно мы везли уже слитки.

Случались ли опасные ситуации (налеты, рейды, засады и т.д.) при транспортировке ценных грузов (в т.ч. золота), и если да, то какие вы могли бы отметить в особенности?
Да, в 2017 году на наш московский экипаж было совершено нападение возле отделения Почты России, когда проводилась почтовая инкассация. Ребята сработали профессионально, и для нападавших, замаскированных под видом дворников, инцидент окончился неудачей. Один нападавший был поражен, двое других скрылись. От того, как тренирован и оснащен экипаж, как он контролирует окружающую обстановку и как быстро принимает решения, зависит не только сохранность перевозимых ценностей, но и жизнь людей.

Сотрудники действуют по должностной инструкции касательно того, как вести себя в случае нападения на транспорт?
Есть инструкции и регламенты, конечно. Во время движения, как бы это ни показывали в фильмах, на бронированный автомобиль вряд ли кто-то нападет. Опасность представляет так называемый «тротуарный риск», когда сотрудники, припарковавшись, направляются в банк или возвращаются из него. Тогда и происходят все основные нападения. Здесь важна и техническая оснащенность, и мастерство людей. Автомобили у нас оснащены спутниковой-сигнализацией: если от него поступает сигнал в МВД, то в течение 3–5 минут на место прибывает группа захвата. У водителя также есть тревожная кнопка, есть записывающие камеры. Проводится работа, в том числе на законодательном уровне, по снижению «тротуарного риска» — в крупных городах из-за наличия дорожной разметки зачастую не получается припарковаться прямо возле входа в банк, тем самым минимизировав риск.

прием.jpg

В состав экипажей входят только мужчины? Или женщины тоже могут работать?
Женщины работают, причем они тоже вооружены. В основном женщины работают с пакетной корреспонденцией. Маршруты, связанные с перевозкой драгоценных металлов, предполагают перевозку тяжелого груза, поэтому женщины не работают с ними, но в Московском филиале штат отдела пакетной корреспонденции на 30–40 % состоит из женщин. К тому же сфера перевозок и логистики — это не только водители и охрана. Это еще и сотрудники, которые сортируют корреспонденцию, подготавливают маршрутные листы и иную производственную документацию для рабочих бригад. На этих участках в основном работают женщины, потому что эта работа предполагает большой уровень внимательности, аккуратности, скрупулезности при чтении документов. В этом плане ответственности у нас больше, чем у других логистических компаний, потому что выдача секретной корреспонденции не по назначению даже без доступа к вложимому неавторизованным лицом — это очень серьезное правонарушение.

Нужен ли сотрудникам опыт военной службы или специальная подготовка? Накладывает ли такая работа ограничения на жизнь сотрудников?
Это приветствуется, но мы проводим обучение. Большинство сотрудников предприятия имеют третью форму допуска к гостайне, предполагающую уведомительный характер о выезде за границу, руководство — вторую.

Секретная корреспонденция проходит через Почту России?
Нет, Спецсвязь работает с тем, с чем Почта России работать не может, а именно с охраняемой законом тайной. Во многих регионах исторически мы имеем географически смежную инфраструктуру: зачастую отделения Спецсвязи находятся там же, где и отделения почтовой связи. Однако проводить сортировку на производственных мощностях Почты России мы не можем, так как к нашим вложениям не допускаются сотрудники, не имеющие доступа к грифу «секретно».

Может ли Спецсвязь использовать технологию беспилотных перевозок? Или в случае транспортировки особых грузов это неоправданный риск и использование такой технологии невозможно представить?
Безусловно, сейчас можно представить то, что раньше было невозможно. Те же самые английские фонарщики в девятнадцатом веке, которые зажигали керосиновые фонари, не могли себе представить современные электрические фонари. Беспилотные технологии апробируют некоторые компании, включая Почту России, но ее уровень ответственности все же (исходя из стоимости и ценности вложимого) не так высок. Если беспилотник куда-то врежется, и вложение выпадет, то для коммерческой стандартной посылки разбирательство оканчивается компенсацией в пределах оценочной стоимости. Для нас же потеря охраняемой законом тайны чревата не только денежными потерями, но и неприятными последствиями административного и уголовного характера. Не говоря уже о роботизированной перевозке взрывчатых веществ. Сейчас полет дронов даже без взрывчатых веществ все еще нуждается в нормотворчестве, поскольку это сфера человеческой деятельности достаточно молода. Технология далека от полной отработанности, и, учитывая характер наших перевозок, нам имеет смысл ей пользоваться после ее стабилизации и выхода из режима «визионерства» в режим «рутинных средств механизации производственного процесса». То же самое касается беспилотных роботов, как у Яндекса, например. Одно дело, если робот несет гамбургер, потеря которого обойдется в 250 рублей. И совсем другое — когда транспортируется золотой слиток, и роботу могут «помочь» найти дорогу не в том направлении. Поэтому, учитывая характер наших вложений, наше отношение к инновациям не то чтобы настороженное, но очень внимательное.

Каковы перспективы российского рынка специальных перевозок? Как Спецсвязь видит свое место на рынке сейчас и в будущем?
Мы полагаем, что данный рынок станет более упорядочен, ожидаем усиление требований заказчиков к качеству выполнения специальных перевозок — это и безопасность, и сохранность перевозимых отправлений, страховое обеспечение, а также обеспечение информационной безопасности таких перевозок (в том числе через использование закрытых торговых площадок). Мы видим себя в качестве надежного оператора транспортно-логистических услуг в федеральном масштабе, ориентированным на выполнение государственных задач по обеспечению функционирования системы управления государством, в том числе через организацию перевозок специальных грузов.


ФГУП ГЦСС
Тел.: 8-800-250-60-70,
+7 (495) 620-46-20
E-mail: cccb@cccb.ru
www.cccb.ru

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (55)/март 2022 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X