Досрочное прекращение, приостановление, ограничение права пользования недрами и связанная с этим судебная практика
А.В. Вакуленко — партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию
Сама процедура досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами более подробно отражена в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315) (далее — Регламент по выдаче и переоформлению лицензий).
Общий срок по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования недрами не должен превышать 150 дней, без учета срока, установленного в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, и времени, необходимого Росприроднадзору для проведения повторной проверки по истечении срока, установленного в уведомлении (п. 15 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).
Закон о недрах выделяет безусловные основания для досрочного прекращения права пользования недрами (ч. 1 ст. 20 Закона о недрах), к которым относятся:
Процедура принятия такого решения, описанная в Регламенте по выдаче и переоформлению лицензий, делится на следующие этапы:
- ограничения права пользования недрами;
- принятии к сведению информации об устранении нарушений недропользователем и прекращению процедуры досрочного приостановления права пользования недрами.
В указанном проекте предлагается внести изменения в ст. 20 Закона о недрах в части уточнения последствий досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами.
Так, в частности, в предлагаемых изменениях в ст. 20 Закона о недрах указывается, что при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, лицензия подлежит снятию с государственного учета, осуществляемому посредством внесения соответствующей записи в Государственный реестр участков недр. При приостановлении права пользования недрами на участке недр временно прекращается проведение всех работ, связанных с пользованием недрами, за исключением работ по подготовке и утверждению в установленном порядке проектной документации по обеспечению сохранности горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр. При приостановлении и ограничении права пользования недрами вносится соответствующая запись в Государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование.
Кроме этого, проект № 2887507 предлагает уточнить ч. 2 ст. 26 Закона о недрах, определяющую, что если до даты прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами пользователем недр не исполнены обязанности по ликвидации и консервации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр, указанные обязанности осуществляются лицом, право которого на пользование недрами прекращено, в том числе досрочно, до даты их полного исполнения.
Данным законопроектом предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 10 Закона о недрах, а именно указать, что продление срока пользования участком недр, право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно, не допускается. Также этот законопроект предлагает дополнить ч. 7 ст. 21 Закона о недрах положением о том, что право пользования недрами, которое в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно, не подлежит восстановлению при устранении недропользователем обстоятельств и условий, послуживших основанием для прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного.
Идея внести соответствующие изменения в закон о недрах родилась у Минприроды России в связи с делом ОАО «Ксеньевский прииск». В данном деле Роснедра досрочно отозвали лицензию у компании в 2008 г. в связи с невыполнением ей существенных условий пользования недрами (компания не провела в срок переоценку запасов, не поставила их на баланс, но при этом начала «опытнопромышленную отработку»). Предприятие, устранив выявленные нарушения после досрочного отзыва лицензии, обратилось в Роснедра с заявлением о восстановлении лицензии со ссылкой на ч. 7 ст. 21 Закона о недрах. Роснедра отказали компании в восстановлении досрочно прекращенной лицензии. Данный отказ был успешно оспорен недропользователем в суде (решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2015 г. по делу № А40117765/2015, которое было оставлено в силе определением ВС РФ от 08.09.2016 г. по делу № А40117765/2015).
Причем, как указывают суды, административная ответственность и досрочное прекращение права пользования недрами являются самостоятельными институтами, которые появляются из одного факта (неисполнения недропользователем обязательных требований), но имеют различные цели, процесс применения и итоги. Применение одного из них не подменяет собой применение другого правового института, необходимость их применения в совокупности вытекает из правовой природы нарушения условий пользования недрами (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2017 г. по делу № А3326612/2016).
При этом Роснедра, начав процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, могут в уведомлении о нарушении пользователем недр условий лицензии указать гораздо меньший срок, нежели срок, указанный Росприроднадзором в предписании. Минимальный срок для устранения нарушений, который может быть указан в уведомлении о нарушении пользователем недр условий лицензии, не может быть менее 3 месяцев и более 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (п. 110 регламента по выдаче и переоформлении лицензий).
В случае несоответствия указанных сроков иногда пользователи недр идут в суд и пытаются доказать, что при рассмотрении Роснедрами вопроса досрочного прекращения права пользования недрами нужно руководствоваться сроком, указанным Росприроднадзором в предписании. Суды приходят к выводу о том, что приоритетным все-таки является срок, указанный в уведомлении о нарушении пользователем недр условий лицензии, поскольку именно уведомление является документом, свидетельствующим о начале процедуры досрочного прекращения права пользования недрами (решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.03.2012 г. по делу № А105053/2011).
Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25.02.2015 г. по делу № А4091424/14 указал, что уведомление о нарушении пользователем недр условий лицензии и возможном досрочном прекращении права является промежуточной стадией административной процедуры по прекращению права пользования недрами, поэтому оно не подлежит самостоятельному обжалованию как акт государственного органа.
Однако тот же самый Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 13.10.2016 г. по делу № А40227326/15 пришел к противоположному выводу, указав, что уведомление о нарушении пользователем недр условий лицензии и возможном досрочном прекращении права имеет самостоятельное правовое значение, поскольку без него невозможно досрочное прекращение лицензии, и поэтому его можно признать недействительным.
Кроме этого, Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23.08.2018 г. по делу № А454656/2018 также согласился с данной позицией, указав, что требование обязательного характера (об устранении допущенного нарушения в установленный срок), в случае неисполнения которого законом предусмотрены негативные последствия для недропользователя в виде досрочного прекращения права пользования недрами, может быть самостоятельно обжаловано как решение государственного органа.
ВС РФ по этому поводу указал, что процедура приостановки действия лицензии по своей сущности является специфической формой административных обеспечительных мер, которые при их применении одновременно с вынесением Роснедрами уведомления о нарушении пользователем недр условий лицензии и возможном досрочном прекращении права не позволяют нарушителю существенных условий пользования недрами продолжать ими пользоваться в течение срока, установленного государственным органом для устранения нарушения. Поэтому такая приостановка права пользования недрами одновременно с направлением уведомления о нарушении пользователем недр условий лицензии является законной (определение ВС РФ от 07.05.2015 г. по делу № А40800/2014).
Решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается непосредственно Роснедрами, а не самим пользователем недр (он только может представить по своей инициативе заявление в Роснедра о досрочном прекращении права пользования недрами) согласно ст. 20 и 21 Закона о недрах. Поэтому, по смыслу абз. 1 ст. 26 Закона о недрах, сначала должно приниматься Роснедрами решение о досрочном прекращении права пользования недрами, а уже потом пользователь недр должен приступить к консервации горных работ.
Следовательно, предписания Ростехнадзора, обязывающие пользователя недр провести консервацию горных работ при отсутствии решения Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами, являются незаконными (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.07.2014 г. по делу № А296180/2013).
Однако невыполнение таких обязанностей может быть обусловлено причинами, не зависящими от недропользователя. В частности, к таким причинам могут быть отнесены невозможность проведения работ, связанная с земельными спорами с соседними недропользователями, возникшими из-за кадастровой ошибки наложения границ земельного отвода, перекрытие проезда на территорию горного отвода третьими лицами, затягивание процесса получения разрешения на производство горных работ по вине государственного органа.
Судебная практика в части необходимости установления судом вины компании в нарушении условий пользования недрами по спорам, связанным с досрочным прекращением права пользования недрами, противоречива.
Так, в некоторых случаях суды при вынесении судебных актов об обжаловании решений Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами могут учитывать уважительные причины неисполнения недропользователями условий пользования недрами, указывая в судебных актах, что при рассмотрении данной категории споров наряду с установлением факта нарушения лицензионного соглашения подлежит выяснению характер допущенного нарушения, причины нарушения, степень вины общества, а также наличие возможности устранения нарушения (постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.08.2009 г. по делу № А588143/08, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 г. по делу № А582162/2012).
Вместе с тем ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 г. по делу № А3313966/2011 указал, что досрочное прекращение права пользования недрами по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности), для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения. То есть ВАС РФ фактически указал, что самого факта нарушения недропользователем условий пользования недрами достаточно для признания законным решения о досрочном прекращении права пользования недрами при соблюдении Роснедрами соответствующей процедуры.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.
1. Основания досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами
Основания досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами отражены в ст. 20–21 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 23951 «О недрах» (далее — Закон о недрах).Сама процедура досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами более подробно отражена в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315) (далее — Регламент по выдаче и переоформлению лицензий).
Общий срок по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования недрами не должен превышать 150 дней, без учета срока, установленного в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, и времени, необходимого Росприроднадзору для проведения повторной проверки по истечении срока, установленного в уведомлении (п. 15 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).
Закон о недрах выделяет безусловные основания для досрочного прекращения права пользования недрами (ч. 1 ст. 20 Закона о недрах), к которым относятся:
- истечение установленного в лицензии срока ее действия;
- отказ владельца лицензии от права пользования недрами (при условии отсутствия нарушений права пользования недрами);
- возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами (например, неуплата разового платежа);
- в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах;
- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
-
возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ;
- нарушение существенных условий лицензии;
- систематическое нарушение установленных правил пользования недрами;
- возникновение чрезвычайных ситуаций;
- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
- ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности;
- по инициативе владельца лицензии (основание не относится к случаю досрочного прекращения права пользования недрами, а касается именно приостановления и ограничения такого права);
- непредоставления отчетности, предусмотренной законодательством РФ;
- по инициативе недропользователя по его заявлению (основание применяется, когда недропользователь сам хочет досрочно прекратить действие права пользования недрами, в связи с желанием заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции в рамках п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).
2. Правовые последствия при досрочном прекращении, ограничении и приостановлении права пользования недрами
При досрочном прекращении лицензии на право пользования недрами:- прекращаются все виды деятельности;
- в определенные уполномоченными органами сроки начинаются работы по консервации и (или) ликвидации горных выработок (ст. 26 Закона о недрах);
- лицензия подлежит снятию с учета (абз. 2 п. 107 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий)
- временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и т.д.
- лицензия с государственного учета не снимается (абз. 3 п. 107 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).
- временно или постоянно запрещается осуществление видов деятельности, которые привели или могут повлечь негативные последствия до устранения причин, вызвавших это ограничение;
- лицензия сохраняет силу в части незапрещенных видов деятельности (абз. 4 п. 107 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).
3. Этапы проведения процедуры досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами
Общая процедура принятия решения Роснедрами или его территориальными органами о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования недрами подробно описана в п. 93–119 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий.Процедура принятия такого решения, описанная в Регламенте по выдаче и переоформлению лицензий, делится на следующие этапы:
- проведение Росприроднадзором или его территориальными органами плановой (внеплановой) проверки соблюдения недропользователем условий пользования недрами;
- вынесение и направление Росприроднадзором или его территориальным органом представления (предложения) в адрес Роснедр или его территориального органа о досрочном прекращении права пользования недрами;
- направление Росприроднадзором материалов проверки в Роснедра (территориальный орган Роснедр);
- рассмотрение материалов проверки Роснедрами (запрос дополнительных материалов у пользователя недр);
- представление поступивших материалов от Росприроднадзора на Комиссию Роснедр;
- принятие Комиссией Роснедр промежуточного или итогового решения по материалам проверки. Промежуточное решение Роснедр может быть в виде:
- ограничения права пользования недрами;
- проведение повторной проверки Росприроднадзором и направление материалов в Роснедра; рассмотрение материалов на повторном заседании Комиссии Роснедр;
- принятие итогового решения Комиссией Роснедр о:
4. Изменение законодательства и решаемые проблемы в сфере досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами в 2019 году
4.1. Уточнение последствий досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами
В настоящее время в Государственную думу Российской Федерации внесен проект федерального закона № 2887507 «О внесении изменений в Закон о недрах в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии».В указанном проекте предлагается внести изменения в ст. 20 Закона о недрах в части уточнения последствий досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами.
Так, в частности, в предлагаемых изменениях в ст. 20 Закона о недрах указывается, что при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, лицензия подлежит снятию с государственного учета, осуществляемому посредством внесения соответствующей записи в Государственный реестр участков недр. При приостановлении права пользования недрами на участке недр временно прекращается проведение всех работ, связанных с пользованием недрами, за исключением работ по подготовке и утверждению в установленном порядке проектной документации по обеспечению сохранности горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр. При приостановлении и ограничении права пользования недрами вносится соответствующая запись в Государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование.
Кроме этого, проект № 2887507 предлагает уточнить ч. 2 ст. 26 Закона о недрах, определяющую, что если до даты прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами пользователем недр не исполнены обязанности по ликвидации и консервации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр, указанные обязанности осуществляются лицом, право которого на пользование недрами прекращено, в том числе досрочно, до даты их полного исполнения.
4.2. Введение запрета восстановления права пользования недрами, которое было ранее досрочно прекращено
Минприроды России разработан проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части закрепления запрета восстановления лицензии на пользование недрами, по которой право пользования недрами в установленном порядке прекращено (ID проекта 02/04/0316/00047235).Данным законопроектом предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 10 Закона о недрах, а именно указать, что продление срока пользования участком недр, право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно, не допускается. Также этот законопроект предлагает дополнить ч. 7 ст. 21 Закона о недрах положением о том, что право пользования недрами, которое в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно, не подлежит восстановлению при устранении недропользователем обстоятельств и условий, послуживших основанием для прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного.
Идея внести соответствующие изменения в закон о недрах родилась у Минприроды России в связи с делом ОАО «Ксеньевский прииск». В данном деле Роснедра досрочно отозвали лицензию у компании в 2008 г. в связи с невыполнением ей существенных условий пользования недрами (компания не провела в срок переоценку запасов, не поставила их на баланс, но при этом начала «опытнопромышленную отработку»). Предприятие, устранив выявленные нарушения после досрочного отзыва лицензии, обратилось в Роснедра с заявлением о восстановлении лицензии со ссылкой на ч. 7 ст. 21 Закона о недрах. Роснедра отказали компании в восстановлении досрочно прекращенной лицензии. Данный отказ был успешно оспорен недропользователем в суде (решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2015 г. по делу № А40117765/2015, которое было оставлено в силе определением ВС РФ от 08.09.2016 г. по делу № А40117765/2015).
Судебная практика, связанная с досрочным прекращением, приостановлением и ограничением права пользования недрами
1. Соотношение привлечения к административной ответственности за нарушение условий пользования недрами и досрочного прекращения права пользования недрами
При выявлении Росприроднадзором нарушений существенных условий пользования недрами он не только выносит и направляет представление в Роснедра о досрочном прекращении лицензии, но и привлекает лицо к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией» КоАП РФ, а также выносит предписание об устранении выявленного нарушения.Причем, как указывают суды, административная ответственность и досрочное прекращение права пользования недрами являются самостоятельными институтами, которые появляются из одного факта (неисполнения недропользователем обязательных требований), но имеют различные цели, процесс применения и итоги. Применение одного из них не подменяет собой применение другого правового института, необходимость их применения в совокупности вытекает из правовой природы нарушения условий пользования недрами (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2017 г. по делу № А3326612/2016).
2. Приоритет срока на устранение нарушений в уведомлении Роснедр над сроком, указанным в предписании Росприроднадзора
Росприроднадзор при проведении проверок недропользователей при выявлении нарушений, как правило, выносит предписание об устранении таких нарушений с указанием срока на их устранение. Причем это может быть достаточно длительный срок — 6–8 месяцев.При этом Роснедра, начав процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, могут в уведомлении о нарушении пользователем недр условий лицензии указать гораздо меньший срок, нежели срок, указанный Росприроднадзором в предписании. Минимальный срок для устранения нарушений, который может быть указан в уведомлении о нарушении пользователем недр условий лицензии, не может быть менее 3 месяцев и более 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (п. 110 регламента по выдаче и переоформлении лицензий).
В случае несоответствия указанных сроков иногда пользователи недр идут в суд и пытаются доказать, что при рассмотрении Роснедрами вопроса досрочного прекращения права пользования недрами нужно руководствоваться сроком, указанным Росприроднадзором в предписании. Суды приходят к выводу о том, что приоритетным все-таки является срок, указанный в уведомлении о нарушении пользователем недр условий лицензии, поскольку именно уведомление является документом, свидетельствующим о начале процедуры досрочного прекращения права пользования недрами (решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.03.2012 г. по делу № А105053/2011).
3. Обжалование уведомления о нарушении пользователем недр условий лицензии
В настоящее время наблюдается противоречивая судебная практика по вопросу, является ли уведомление о нарушении пользователем недр условий лицензии самостоятельным актом государственного органа, который можно обжаловать, или же обжаловать можно только приказ Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами.Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25.02.2015 г. по делу № А4091424/14 указал, что уведомление о нарушении пользователем недр условий лицензии и возможном досрочном прекращении права является промежуточной стадией административной процедуры по прекращению права пользования недрами, поэтому оно не подлежит самостоятельному обжалованию как акт государственного органа.
Однако тот же самый Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 13.10.2016 г. по делу № А40227326/15 пришел к противоположному выводу, указав, что уведомление о нарушении пользователем недр условий лицензии и возможном досрочном прекращении права имеет самостоятельное правовое значение, поскольку без него невозможно досрочное прекращение лицензии, и поэтому его можно признать недействительным.
Кроме этого, Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23.08.2018 г. по делу № А454656/2018 также согласился с данной позицией, указав, что требование обязательного характера (об устранении допущенного нарушения в установленный срок), в случае неисполнения которого законом предусмотрены негативные последствия для недропользователя в виде досрочного прекращения права пользования недрами, может быть самостоятельно обжаловано как решение государственного органа.
4. Приостановка права пользования недрами как специфическая обеспечительная мера
В судебной практике возникали споры о правовой природе приостановки права пользования недрами и возможности такой приостановки при одновременном вынесении Роснедрами уведомления о нарушении пользователем недр условий лицензии и возможном досрочном прекращении права.ВС РФ по этому поводу указал, что процедура приостановки действия лицензии по своей сущности является специфической формой административных обеспечительных мер, которые при их применении одновременно с вынесением Роснедрами уведомления о нарушении пользователем недр условий лицензии и возможном досрочном прекращении права не позволяют нарушителю существенных условий пользования недрами продолжать ими пользоваться в течение срока, установленного государственным органом для устранения нарушения. Поэтому такая приостановка права пользования недрами одновременно с направлением уведомления о нарушении пользователем недр условий лицензии является законной (определение ВС РФ от 07.05.2015 г. по делу № А40800/2014).
5. Незаконность предписаний Росприроднадзора о проведении консервации до досрочного прекращения права пользования недрами
В соответствии с абз. 1 ст. 26 Закона о недрах предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, как объекты недвижимого имущества подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.Решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается непосредственно Роснедрами, а не самим пользователем недр (он только может представить по своей инициативе заявление в Роснедра о досрочном прекращении права пользования недрами) согласно ст. 20 и 21 Закона о недрах. Поэтому, по смыслу абз. 1 ст. 26 Закона о недрах, сначала должно приниматься Роснедрами решение о досрочном прекращении права пользования недрами, а уже потом пользователь недр должен приступить к консервации горных работ.
Следовательно, предписания Ростехнадзора, обязывающие пользователя недр провести консервацию горных работ при отсутствии решения Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами, являются незаконными (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.07.2014 г. по делу № А296180/2013).
6. Установление судами вины при рассмотрении споров о досрочном прекращении права пользования недрами
Добывающая компания, особенно если она не прошла процедуру разовой актуализации лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого, несет большие риски досрочного прекращения права пользования недрами в случае невыполнения к определенному сроку обязанностей, указанных в условиях пользования недрами (пример — просрочка подготовки проекта на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов, систематическое невыполнение установленного годового объема добычи руды) (ст. 20 Закона о недрах).Однако невыполнение таких обязанностей может быть обусловлено причинами, не зависящими от недропользователя. В частности, к таким причинам могут быть отнесены невозможность проведения работ, связанная с земельными спорами с соседними недропользователями, возникшими из-за кадастровой ошибки наложения границ земельного отвода, перекрытие проезда на территорию горного отвода третьими лицами, затягивание процесса получения разрешения на производство горных работ по вине государственного органа.
Судебная практика в части необходимости установления судом вины компании в нарушении условий пользования недрами по спорам, связанным с досрочным прекращением права пользования недрами, противоречива.
Так, в некоторых случаях суды при вынесении судебных актов об обжаловании решений Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами могут учитывать уважительные причины неисполнения недропользователями условий пользования недрами, указывая в судебных актах, что при рассмотрении данной категории споров наряду с установлением факта нарушения лицензионного соглашения подлежит выяснению характер допущенного нарушения, причины нарушения, степень вины общества, а также наличие возможности устранения нарушения (постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.08.2009 г. по делу № А588143/08, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 г. по делу № А582162/2012).
Вместе с тем ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 г. по делу № А3313966/2011 указал, что досрочное прекращение права пользования недрами по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности), для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения. То есть ВАС РФ фактически указал, что самого факта нарушения недропользователем условий пользования недрами достаточно для признания законным решения о досрочном прекращении права пользования недрами при соблюдении Роснедрами соответствующей процедуры.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.
ЕЩЁ ИЗ ЭТОГО РАЗДЕЛА