25 Января 2022, Вторник05:24 МСК
Курсы на 25.01.2022
74,68 +0,74
Au 1 842 -0,11%
Ag 23,85 -0,65%
89,15 +1,65
Pt 1 020,70 -0,60%
Pd 2 131 -0,28%

Возможности оспаривания результатов проведения проверки Росприроднадзором в связи с нарушением процедуры отбора проб

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.

Одним из самых часто выявляемых Росприроднадзором нарушений при проведении проверок недропользователей является загрязнение почв опасными химическими веществами.

Также в последнее время надзорный орган стал практиковать переквалификацию отходов (отвалов, хвостов) из V в IV класс опасности.

Выявление фактов причинения ущерба почвам, или переквалификация отходов в IV класс опасности создаёт добывающим компаниям риски многомиллионных доначислений в рамках возмещения ущерба, причинённого окружающей среде, или платы за размещение сверхнормативных отходов. Очень часто это приводит к остановке и банкротству компаний.

Установлению загрязнения почв опасными веществами или переквалификации отходов обязательно предшествует отбор проб, проводимый привлекаемыми Росприроднадзором территориальными подразделениями ЦЛАТИ.

Специалисты данной организации иногда совершают ошибки, не соблюдают установленные процедуры при проведении отбора проб, что может служить основанием для признания результатов проверок недействительными, а полученные в ходе них доказательства недопустимыми.

Нормативные правовые акты, определяющие порядок отбора образцов почвы, которыми был должен руководствоваться ЦЛАТИ

Специалисты ЦЛАТИ проводят исследования проб почв на содержание различных химических веществ, руководствуясь различными утверждёнными методиками.

Например, при проведении исследовании на содержание нефтепродуктов и цианидов, ЦЛАТИ руководствуется методикой «ПНД Ф 16.1:2.2.22-98. Количественный химический анализ почв. Методика выполнения измерений массовой доли нефтепродуктов в минеральных, органогенных, органо-минеральных почвах и донных отложениях методом ИК-спектрометрии» (утв. Госкомэкологии РФ 10.11.1998 г.).

При проведении исследований почв на сульфат-ионы ЦЛАТИ руководствуется методикой «ПНД Ф 16.1:2:2:3.53- 08. Методика выполнения измерений массовой доли водорастворимых форм сульфат-ионов в почвах, илах, донных отложениях, отходах производства и потребления гравиметрическим методом».

Отбор образцов отходов, в том числе, с целью биотестирования для установления класса опасности отхода регламентируется «ПНД Ф 12.1:2:2.2: 2.3:3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления».

В соответствии с п. 8.1 ПНД Ф 16.1: 2.2.22-98, п. 7 ПНД Ф 16.1:2:2:3.53-08 и п. 4.1 ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 отбор проб производят по ГОСТ 17.4.4.02-84 и ГОСТ 17.4.3.01-83.

Однако приказами Росстандарта № 302-ст от 01.06.2018 г. и № 202-ст от 17.04.2018 г. указанные ГОСТы отменены, взамен них утверждены ГОСТы 17.4.3.01-2017 и 17.4.4.02-2017.

Актуальные Положения ГОСТ 17.4.3.01-2017
2.1 Пробная площадка: Часть исследуемой территории, характеризующаяся сходными условиями.
2.2 Точечная проба: материал, взятый из одного места горизонта или одного слоя почвенного профиля, типичный для данного горизонта или слоя.
2.3 Объединенная проба: смесь не менее двух точечных проб.
2.4 Однородный почвенный покров: почвенный покров, содержащий не менее 70 % основной почвенной разности. 2.5 Неоднородный почвенный покров: почвенный покров, содержащий менее 70 % основной почвенной разности.
2.7 Локальные загрязнения: загрязнения на ограниченных территориях, вызванные точечными источниками загрязнения: свалками, фермами, складами химических веществ и др.
3.2 При локальном загрязнении почв для определения пробных площадок применяют систему концентрических окружностей, расположенных на дифференцированных расстояниях от источника загрязнения, указывая номера окружностей и азимут места отбора проб. В направлении основного распространения загрязняющих веществ систему концентрических окружностей продолжают в виде сегмента, размер которого зависит от степени распространения загрязнения.
5.1 В зависимости от цели исследования размер пробной площадки, количество и вид пробы должны соответствовать указанным в таблице 1 (при определении содержания в почве химических веществ размер пробной площадки с неравномерным почвенным покровом составляет от 0,5 до 1 га).
5.1.1 При мощности горизонта или слоя более 40 см отбирают раздельно не менее двух проб с различной глубины. 5.1.2 Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг.
7.1 Отобранные пробы необходимо пронумеровать и зарегистрировать в журнале, указав следующие данные: порядковый номер и место взятия пробы, рельеф местности, тип почвы, целевое назначение территории, вид загрязнения, дату отбора.
7.2 Пробы должны иметь ярлык с указанием места и даты отбора пробы, номера почвенного разреза, почвенной разности, горизонта и глубины взятия пробы, фамилии исследователя.
8.1.3 Пробы, предназначенные для анализа на содержание летучих химических веществ, следует помещать в стеклянные банки с притертыми пробками.
9.1 Для биологического обследования, а также для установления наличия метаболизируемых химических веществ, пробы анализируют в течение 5 ч после взятия.
9.1.1 Допускается проводить анализ проб в течение 2 суток при условии, что температура хранения не превышает 4 °С.

Актуальные положения ГОСТ 17.4.4.02-2017
3. Аппаратура, материалы, реактивы для отбора проб (лопаты по ГОСТ 19596; весы лабораторные с общего назначения с предельной нагрузкой 200 и 1000 г по ГОСТ OIML R 76-1 и т.д.
4.2 На территории, подлежащей контролю при необходимости, в зависимости от целей исследования, проводят рекогносцировочные выезды. По данным рекогносцировочного выезда и на основании имеющейся документации заполняют паспорт обследуемого участка в соответствии с приложением А, рекомендуемого при осуществлении государственного экологического контроля, и делают описание почв в соответствии с приложением Б.

При контроле загрязнения почв предприятиями промышленности пробные площадки намечают вдоль векторов «розы ветров».

При неоднородном рельефе местности пробные площадки располагают по элементам рельефа.

На карты или планы наносят расположение источника загрязнения, пробных площадок и мест отбора точечных проб. Пробные площадки располагают в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01.

5.3 Для химического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг.

Для контроля загрязнения поверхностно распределяющимися веществами — нефть, нефтепродукты, тяжелые металлы и др. — точечные пробы отбирают послойно с глубины 0–5 и 5–20 см массой не более 200 г каждая.

5.4 …Точечные пробы почвы, предназначенные для определения летучих химических веществ, следует сразу поместить во флаконы или стеклянные банки с притертыми пробками, заполнив их полностью до пробки.
5.8 Все объединенные пробы должны быть зарегистрированы в журнале и пронумерованы. На каждую пробу должен быть заполнен сопроводительный талон в соответствии с приложением Г, рекомендуемым при осуществлении государственного экологического контроля.
5.9 В процессе транспортирования и хранения почвенных проб должны быть приняты меры по предупреждению возможности их вторичного загрязнения.
5.10 …Пробы почвы, предназначенные для определения летучих и химически нестойких веществ, доставляют в лабораторию и сразу анализируют.

Характерные ошибки и нарушения специалистами ЦЛАТИ при проведении отбора образцов проб

Специалисты ЦЛАТИ из-за невнимательности или недостаточной квалификации допускают серьёзные ошибки, которые могут быть в дальнейшем использованы добывающими компаниями в суде при оспаривании результатов проверки надзорных органов и признания недопустимыми результатов лабораторных исследований ЦЛАТИ.

К таким ошибкам относятся:
  • отсутствие, либо истечение срока действующей аккредитации на отбор соответствующих проб и проведение исследований по устанавливаемым веществам: 
- лицо, которое осуществляет деятельность по отбору и анализу образцов, должно получать на неё аккредитацию в Росаккредитации или Ассоциации аналитических центров «Аналитика»;
- объём такой деятельности отражается в области аккредитации организации (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
- при этом в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 13 Закона об аккредитации деятельность аккредитованного лица может осуществляться только в установленной области аккредитации;
- если отбор образцов почв или отходов и соответствующая методика его проведения не указаны в области аккредитации, то такая деятельность является незаконной, и, соответственно, протоколы отбора являются недействительными.
  • в протоколе отбора проб отсутствует указание на массу объединённой пробы и массу точечной пробы, которые должны быть не менее 1 кг и 200 г соответственно, согласно п. 5.1.2 ГОСТ 17.4.3.01- 2017 и п. 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017; 
  • в протоколе отбора проб отсутствует указание на применяемые методики при отборе образцов почв; 
  • в протоколе отбора проб отсутствует указание на средства измерения массы точечных и объединённых проб (весы), а также их поверку и средства отбора проб (например, лопата) (нарушение п. 3 ГОСТ 17.4.4.02-2017, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 г. № 250 «О перечне средств измерений» и п. 8.1 ГОСТ Весы неавтоматического действия); 
  • в протоколе отбора проб в качестве технического средства по привязке точек отбора проб к географическим координатам указан прибор GPS-навигатор без указания на дату его последней поверки, или с просроченной датой поверки (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 г. № 250 «О перечне средств измерений»); 
  • к протоколу отбора проб не была приложена схема расположения пробных площадок с нанесением расположения точечных проб с привязкой к источнику загрязнения, указанием номера окружности и азимута места отбора проб (нарушение п. 3.2 ГОСТ 17.4.3.01-2017); 
  • в протоколах испытаний проб ЦЛАТИ указаны номера протоколов отбора проб, которые не совпадают с фактическими номерами протоколов отбора проб; 
  • в протоколах испытаний ЦЛАТИ отсутствует указание на время доставки проб, время начала и окончания испытаний, температуру хранения проб (это особенно актуально при биотестировании, в рамках которого сроки, условия проведения исследования и хранения проб очень жёсткие) (нарушение п. 9.1 и 9.1.1. ГОСТ 17.4.3.01-2017); 
  • в протоколах отбора и испытаний проб отсутствует указание на использование сумки-холодильника и холодильника, поддерживающей температуры от 4 до 6 °С (нарушение п. 3, 9.1, 9.1.1 ГОСТ 17.4.4.02-2017); 
  • отбор образцов на содержание нефтепродуктов и тяжёлых металлов происходит с одного слоя, а не с двух слоёв с глубины 0–5 и 5–20 см, как это предписано п. 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017; 
  • объединённую пробу специалисты ЦЛАТИ составили из менее чем пяти точечных проб (нарушение п. 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017); 
  • пробы, предназначенные для анализа на содержание летучих веществ, были отобраны специалистами ЦЛАТИ в мешки, а не в стеклянную тару с притёртыми пробками, что нарушает п. 8.1.3 ГОСТ 17.4.3.01-2017; 
  • на стеклянной таре или полиэтиленовых мешках, в которых были отобраны пробы, отсутствует ярлык с указанием места и даты отбора пробы, номера почвенного разреза, почвенной разности, горизонта и глубины взятия пробы, фамилии исследователя (нарушение п. 7.2 ГОСТ 17.4.3. 01-2017); 
  • точечные пробы, предназначенные для определения тяжёлых металлов, отбирают инструментами, содержащими металл (металлической лопатой), что является нарушением п. 5.4 ГОСТ 17.4.4.02-2017; 
  • при отборе образцов проб специалисты ЦЛАТИ не оформили такие документы, как паспорт обследуемого участка, описание почвы, описание пробной площадки, согласно приложению А, Б и В ГОСТ 17.4.4.02-2017 и т.д. 
Судебная практика признания результатов проверки недействительными из-за нарушения процедуры отбора проб 

Арбитражный суд Амурской области, признавая незаконным предписание надзорного органа, указал в решении от 26.06.2020 г. по делу № А04- 1010/2020 следующее:
«Судом установлено, что в материалах, представленных должностным лицом, карты и планы, а также описание пробной площадки и описание почв в соответствии с ГОСТ отсутствует.

В протоколе № 22 отбора проб почв от 27.05.2019 г. не указано, что пробы отбирались из разных глубин слоя почвы, а также не указан метод отбора. В связи с чем, отсутствовал контроль глубины отбора.

В протоколе № 22 отбора проб почв от 27.05.2019 г. указана одна географическая координата, соответственно, была произведена только одна точечная проба.

<***>

Таким образом, в протоколе не указано, какими измерительными инструментами производился контроль массы проб. Не приведена информация о поверке данных средств измерения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что протокол отбора оформлен с нарушением ГОСТ 17.4.4.02-2017, достоверно не доказывает, что действительно пробы отбирались с глубины 0–5 и 5–10 см, вес каждой объединенной пробы был 200 г из десяти точечных проб массой 20 г каждая.

Отсутствие достоверной информации о том, с какой глубины отбиралась точечная проба почвы, и какого веса, и количество осуществленных проб существенным образом влияет на достоверность результатов протокола испытаний № 2969 от 10.06.2019 г.

Таким образом, результаты исследований проб почвы от 10.06.2019 г. в данном случае не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства, так как в силу требований ст. 68 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона».

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края, отменяя постановление территориального органа Росприроднадзора о привлечении компании к административной ответственности (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ), в решении от 20.01.2021 г. по делу № 12-2/2021 указал:

«Информации об отборе почв из одного или нескольких слоев, или горизонтов методом конверта в предоставленных материалах не имеется. Информации о том, каким образом отбирались пробы почв на территории с временным хранением материалов для строительства дороги, мер по исключению попадания строительных материалов в пробы почв, не предоставлено.

<***>

В Акте отбора проб в Таблице 1 указаны определяемые показатели — нефтепродукты. Однако глубина отбора проб (0–0,2 м) не соответствует требованиям п. 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017 (точечные пробы отбирают послойно с глубины 0–5 и 5–20 см).

Согласно ГОСТ 17.4.4.02-2017 п. 5.3 масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг, информации о массе объединенной или массе точечных проб в Акте отбора проб не имеется.

Приложения А-Г (Паспорт обследуемого участка, Описание почвы, Описание пробной площадки) по ГОСТ 17.4.4.02-2017 не предоставлены, в том числе сопроводительный талон на каждую пробу.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, произведенный отбор проб почвы, не соответствует требованиям ГОСТ 17.4.4.02-2017».

Арбитражный суд Дальневосточного округа, оставляя без изменения судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в постановлении от 08.06.2021 г. по делу № А73-23476/2019 указал: 

«С учётом положений п. 4.5 «ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления» суды верно исходили из того, что в данном случае для проведения лабораторных испытаний требовалось не менее 5 точечных проб. При этом, согласно протоколу отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 04.07.2019 г. в хвостохранилище фактически был произведен отбор только 3-х проб: 1-я проба твердая, 2-я проба твердая, 3-я проба жидкая, метод конверта не применялся, чем нарушены требования п. 4.5 «ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления». Поскольку отбор проб проведен с нарушением соответствующих методических рекомендаций, что повлекло получение некорректных данных, то протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 04.07.2019 г., протокол испытаний от № 518/3 и экспертное заключение от 22.08.2019 г. № 072/2019 суды правомерно сочли ненадлежащими доказательствами отнесения отходов к IV классу опасности».

Арбитражный суд Республики Татарстан, отказывая в удовлетворении требований о взыскании ущерба, причинённого окружающей среде, в решении от 02.03.2021 г. по делу № А65- 17446/2020 указал: 
 
«Истцом, в нарушении требований вышеуказанных актов, не представлены документы, подтверждающие достоверность порядка, способа отбора проб, состав и состояние почв, а также массы проб, местоположения участков отбора проб, паспорта обследуемого участка. Так, из содержания протокола об изъятия вещей и документов от 29.04.2019 г. следует, что истцом отобраны четыре точечные пробы почвы (л.д. 30–31). При этом, из материалов дела не следует составление объединенной пробы путем смешения 5 точечных проб почвы, отобранных в разных точках пробной площадки, а также о массе объединенной пробы. Протокол об изъятии вещей и документов от 29.04.2019 г. такой информации не содержит. Таким образом, в нарушение пунктов 8, 9, 10 методики испытаний «ПНД Ф 16.1: 2.2.22-98» истцом отобраны лишь четыре отдельные точечные пробы почвы, тогда как ГОСТами установлено, что для химического анализа составляют объединенную пробу не менее чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Истцом также не доказана достаточность для анализа взятия всего одной пробы (не учитывая фоновой пробы), поскольку в случае если проверяемая земля имеет неоднородный почвенный покров при площади участка свыше 1 га, объединенная проба должна отбираться в количестве не менее двух штук (п. 7 ГОСТа 17.4.3.01-83). В данном случае площадь исследуемого участка составляет более 1 га».

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3 (53)/сентябрь 2021 г.

Возможности оспаривания результатов проведения проверки Росприроднадзором в связи с нарушением процедуры отбора проб
Расширение полномочий Росприроднадзора по экологическому контролю добывающих компаний
Необоснованность требований органов Росприроднадзора о постановке лицензионного участка (месторождения) на учёт в реестре объектов ОНВОС
Заявительный принцип занесло на скользкую дорожку…
^ Наверх