29 Марта 2020, Воскресенье06:48 МСК
Курсы на 29.03.2020
78,82 +1,03
Au 1 628 -0,53%
Ag 14,56 +0,00%
87,75 +2,08
Pt 739,00 -0,23%
Pd 2 151 -2,70%

Александр Олегович Соболев

В настоящее время всё чаще возникают вопросы о качестве подготовки молодых специалистов в ВУЗах. Последние государственные программы с составлением рейтинга «эффективности Высших учебных заведений» широко обсуждаются в обществе. Не секрет, что подготовка специалистов горно-геологической отрасли волнует не только преподавателей, но и будущих работодателей.

Сегодня мы хотим обсудить вопрос о проблемах подготовки кадров в отрасли с кандидатом геолого-минералогических наук, экспертом ОЭРН, MAIG, директором департамента геологического аудита и консалтинга CNT Mineral Consulting (Russia) Александром Олеговичем Соболевым.

2013_-1_sobolev

     Александр Олегович, Вы работаете в горно-геологической отрасли более 40 лет и хорошо знакомы как с особенностями работы федеральных институтов, так и с основными потребностями компаний-недропользователей, проектных организаций, консалтинговых и аудиторских фирм. К тому же Вы геолог в третьем поколении. Какие основные требования, на Ваш взгляд, предъявляют к своим специалистам работодатели в нашей отрасли на данный момент?

     В настоящее время все больше компаний российской горнодобывающей
отрасли готовят отчетность в соответствии с международными требованиями к подготовке публичных отчетов (например, канадский National Instrument 43-101). Поэтому современный российский геолог должен осуществлять геологоразведку и оценку запасов на адекватном международном уровне. Одновременно с этим, он подчиняется существующим устаревшим отечественным требованиям и инструкциям. Определённые изменения происходят, но крайне медленно, из-за несовершенной
законодательной базы недропользования в России. Остаётся только надеяться, что усилиями общественных ассоциаций (Союз золотопромышленников, НАЭН и др.) произойдут изменения и будут приняты прогрессивные законы. Директора геологоразведочных и добывающих компаний в России, прежде всего, хотят видеть в своем штате специалистов, имеющих статус «Компетентного лица», входящих в признанные международные профессиональные сообщества, обладающих практическим опытом. Горно-геологическая отрасль объединяет профессионалов разных специальностей, но сейчас наиболее востребованы геологи, обладающие навыками подсчета запасов с использованием методов трехмерного блочного моделирования. Мир един, как и мировая экономика, и требования к таким специалистам достаточно унифицированы в любой международной компании. Но, как показывает российская практика, найти таких людей, имеющих к тому же опыт работы, очень сложно. И на данный момент складывается практика привлечения экспатов из-за рубежа.

     Получается, что подготовка, проводимая ВУЗами в настоящий момент, отвечает лишь части критериев? Можно ли говорить о необходимости пересмотра основных стандартов обучения геологов, горных инженеров, экономистов горной отрасли, или речь идёт о необходимости введения новых специализаций в профильных ВУЗах?

     Да, с моей точки зрения, отечественная система подготовки кадров горно-геологической отрасли нуждается в коренной реорганизации. Нужен пересмотр программ обучения, более масштабное обучение современным методам и технологиям, привлечение к преподаванию относительно молодых специалистов, имеющих производственный опыт и отвечающих международным требованиям. Почему бы ВУЗам не выпускать ресурсных геологов, горных геологов, специалистов по геостатистике и компьютерному моделированию, геологов-экономистов?

     Александр Олегович, поставленная задача наверняка требует участия и компаний работодателей? Что Вы можете рассказать о необходимости подобной помощи? Ведётся ли какая-нибудь работа в настоящий
момент?

     Насколько я знаю, отдельные горнодобывающие компании и фирмы учреждают стипендии, активно берут студентов на практику, начиная с 3–4 курса, оплачивают заграничную стажировку. Но всё это полумеры.
Необходимо мотивировать и самих студентов, а также преподавателей, чтобы качество учебы повысилось. Санкт-Петербург исторически был ведущей кузницей горных, геологических и инжиниринговых кадров. Да, так сложилась история что «геологическая империя» создавалась под задачи экономики изолированной от мира страны — СССР. И её достижениями мы пользуемся до сих пор. Но с распадом СССР, к сожалению, практически исчезла и «государственная геология». Поэтому, только отечественный геологический бизнес способен на новом уровне возродить «рудознатцев земли Российской».

     Какую помощь, по Вашему мнению, должны оказать ВУЗам компании, работающие в отрасли, для повышения качества подготовки специалистов?

     Можно многое сказать о проблемах, которые испытывают наши учебные заведения и о том, как их решить. Мне кажется, одним из важнейших моментов является необходимость передачи студентам реальных, практических знаний. Некоторые ведущие специалисты крупных компаний могли бы проводить курсы лекций или практических занятий совместно с преподавателями ВУЗа. Ведь эти люди обладают не
только большими знаниями, но и современными практическими навыками их использования. Не менее важным является техническое обеспечение ВУЗов современными информационными системами, используемыми в отрасли. Ведь стыдно говорить слова «инновации» или «современные методики», если студент даже не видел современных программных продуктов, или ничего не знает о международных методиках подсчёта запасов.

     Александр Олегович, вы упоминаете о современных информационных системах, какое место в подготовке специалистов должно занимать их изучение?

     Очень существенное. Нужно обучать математической статистике (математическим методам в геологии). Это начальный курс. Далее, надо переходить к компьютерному моделированию и оценке запасов на основе каких-либо программных комплексов, экономической оценки горных проектов. Также следует обучать основам построения баз и банков данных. Такое обучение должно проводиться со второго по
пятый курс. А на шестом, магистерско-аспирантском уровне, нужна специализация по каждому из перечисленных направлений. Приятно, что уже есть первые примеры подобной работы. В Санкт-
Петербургском Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» студенты геологи изучают
основы применения ГГИС Micromine. Я знаю, что изучение данной системы ведётся и в других ВУЗах страны — СПБГУ, МГУ, РГГРУ (МГРИ), СФУ и других. Мы видим взаимодействие ВУЗов и производителя программного комплекса с целью улучшения знаний и конкурентоспособности наших будущих специалистов.

     Подводя итог нашей беседы, в чём Вы видите будущее наших молодых специалистов?

     Им предстоит нелёгкий, но важный путь — вывести Россию на международный уровень. Держава настолько богатая полезными ископаемыми не может отставать в области их разведки, добычи, обогащения. Сейчас мы стремимся «сблизить» российские и международные стандарты отчётности. Нам нужно повышать уровень наших специалистов, улучшать подготовку студентов. Каждый молодой специалист должен стремиться соответствовать нормам, принятым в крупных международных и
российских компаниях. А это и знание иностранного языка, и понимание современных методов работы, и основы экономики в горно-геологической отрасли. Иначе мы так и будем сталкиваться с дефицитом квалифицированных кадров, а лучшие «умы» будут продолжать уезжать учиться, работать и
жить в другие страны. Необходимо повысить привлекательность как обучения в России, так и работы в наших, российских компаниях. Мы надеемся на нашу молодежь, на их ясный взгляд, на их энергичность и ум, готовый учиться, совершенствоваться и расти.

Опубликовано в журнал “Золото и технологии”, № 1(19)/2013 г.

О правовом статусе квоты на поставку минерального сырья
Льгота по НДПИ при добыче из техногенных месторождений
Актуальные судебные решения для деятельности российских золотодобывающих компаний (по сентябрь 2013 г.)
Не все то ДПИ, что золото.
^ Наверх