19 марта 2024, Вторник12:54 МСК
Вход/Регистрация

Александр Олегович Соболев

В настоящее время всё чаще возникают вопросы о качестве подготовки молодых специалистов в ВУЗах. Последние государственные программы с составлением рейтинга «эффективности Высших учебных заведений» широко обсуждаются в обществе. Не секрет, что подготовка специалистов горно-геологической отрасли волнует не только преподавателей, но и будущих работодателей.

Сегодня мы хотим обсудить вопрос о проблемах подготовки кадров в отрасли с кандидатом геолого-минералогических наук, экспертом ОЭРН, MAIG, директором департамента геологического аудита и консалтинга CNT Mineral Consulting (Russia) Александром Олеговичем Соболевым.

2013_-1_sobolev

     Александр Олегович, Вы работаете в горно-геологической отрасли более 40 лет и хорошо знакомы как с особенностями работы федеральных институтов, так и с основными потребностями компаний-недропользователей, проектных организаций, консалтинговых и аудиторских фирм. К тому же Вы геолог в третьем поколении. Какие основные требования, на Ваш взгляд, предъявляют к своим специалистам работодатели в нашей отрасли на данный момент?

     В настоящее время все больше компаний российской горнодобывающей
отрасли готовят отчетность в соответствии с международными требованиями к подготовке публичных отчетов (например, канадский National Instrument 43-101). Поэтому современный российский геолог должен осуществлять геологоразведку и оценку запасов на адекватном международном уровне. Одновременно с этим, он подчиняется существующим устаревшим отечественным требованиям и инструкциям. Определённые изменения происходят, но крайне медленно, из-за несовершенной
законодательной базы недропользования в России. Остаётся только надеяться, что усилиями общественных ассоциаций (Союз золотопромышленников, НАЭН и др.) произойдут изменения и будут приняты прогрессивные законы. Директора геологоразведочных и добывающих компаний в России, прежде всего, хотят видеть в своем штате специалистов, имеющих статус «Компетентного лица», входящих в признанные международные профессиональные сообщества, обладающих практическим опытом. Горно-геологическая отрасль объединяет профессионалов разных специальностей, но сейчас наиболее востребованы геологи, обладающие навыками подсчета запасов с использованием методов трехмерного блочного моделирования. Мир един, как и мировая экономика, и требования к таким специалистам достаточно унифицированы в любой международной компании. Но, как показывает российская практика, найти таких людей, имеющих к тому же опыт работы, очень сложно. И на данный момент складывается практика привлечения экспатов из-за рубежа.

     Получается, что подготовка, проводимая ВУЗами в настоящий момент, отвечает лишь части критериев? Можно ли говорить о необходимости пересмотра основных стандартов обучения геологов, горных инженеров, экономистов горной отрасли, или речь идёт о необходимости введения новых специализаций в профильных ВУЗах?

     Да, с моей точки зрения, отечественная система подготовки кадров горно-геологической отрасли нуждается в коренной реорганизации. Нужен пересмотр программ обучения, более масштабное обучение современным методам и технологиям, привлечение к преподаванию относительно молодых специалистов, имеющих производственный опыт и отвечающих международным требованиям. Почему бы ВУЗам не выпускать ресурсных геологов, горных геологов, специалистов по геостатистике и компьютерному моделированию, геологов-экономистов?

     Александр Олегович, поставленная задача наверняка требует участия и компаний работодателей? Что Вы можете рассказать о необходимости подобной помощи? Ведётся ли какая-нибудь работа в настоящий
момент?

     Насколько я знаю, отдельные горнодобывающие компании и фирмы учреждают стипендии, активно берут студентов на практику, начиная с 3–4 курса, оплачивают заграничную стажировку. Но всё это полумеры.
Необходимо мотивировать и самих студентов, а также преподавателей, чтобы качество учебы повысилось. Санкт-Петербург исторически был ведущей кузницей горных, геологических и инжиниринговых кадров. Да, так сложилась история что «геологическая империя» создавалась под задачи экономики изолированной от мира страны — СССР. И её достижениями мы пользуемся до сих пор. Но с распадом СССР, к сожалению, практически исчезла и «государственная геология». Поэтому, только отечественный геологический бизнес способен на новом уровне возродить «рудознатцев земли Российской».

     Какую помощь, по Вашему мнению, должны оказать ВУЗам компании, работающие в отрасли, для повышения качества подготовки специалистов?

     Можно многое сказать о проблемах, которые испытывают наши учебные заведения и о том, как их решить. Мне кажется, одним из важнейших моментов является необходимость передачи студентам реальных, практических знаний. Некоторые ведущие специалисты крупных компаний могли бы проводить курсы лекций или практических занятий совместно с преподавателями ВУЗа. Ведь эти люди обладают не
только большими знаниями, но и современными практическими навыками их использования. Не менее важным является техническое обеспечение ВУЗов современными информационными системами, используемыми в отрасли. Ведь стыдно говорить слова «инновации» или «современные методики», если студент даже не видел современных программных продуктов, или ничего не знает о международных методиках подсчёта запасов.

     Александр Олегович, вы упоминаете о современных информационных системах, какое место в подготовке специалистов должно занимать их изучение?

     Очень существенное. Нужно обучать математической статистике (математическим методам в геологии). Это начальный курс. Далее, надо переходить к компьютерному моделированию и оценке запасов на основе каких-либо программных комплексов, экономической оценки горных проектов. Также следует обучать основам построения баз и банков данных. Такое обучение должно проводиться со второго по
пятый курс. А на шестом, магистерско-аспирантском уровне, нужна специализация по каждому из перечисленных направлений. Приятно, что уже есть первые примеры подобной работы. В Санкт-
Петербургском Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» студенты геологи изучают
основы применения ГГИС Micromine. Я знаю, что изучение данной системы ведётся и в других ВУЗах страны — СПБГУ, МГУ, РГГРУ (МГРИ), СФУ и других. Мы видим взаимодействие ВУЗов и производителя программного комплекса с целью улучшения знаний и конкурентоспособности наших будущих специалистов.

     Подводя итог нашей беседы, в чём Вы видите будущее наших молодых специалистов?

     Им предстоит нелёгкий, но важный путь — вывести Россию на международный уровень. Держава настолько богатая полезными ископаемыми не может отставать в области их разведки, добычи, обогащения. Сейчас мы стремимся «сблизить» российские и международные стандарты отчётности. Нам нужно повышать уровень наших специалистов, улучшать подготовку студентов. Каждый молодой специалист должен стремиться соответствовать нормам, принятым в крупных международных и
российских компаниях. А это и знание иностранного языка, и понимание современных методов работы, и основы экономики в горно-геологической отрасли. Иначе мы так и будем сталкиваться с дефицитом квалифицированных кадров, а лучшие «умы» будут продолжать уезжать учиться, работать и
жить в другие страны. Необходимо повысить привлекательность как обучения в России, так и работы в наших, российских компаниях. Мы надеемся на нашу молодежь, на их ясный взгляд, на их энергичность и ум, готовый учиться, совершенствоваться и расти.

Опубликовано в журнал “Золото и технологии”, № 1(19)/2013 г.

Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X