20 мая 2024, Понедельник02:25 МСК
Вход/Регистрация

Отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения по участкам с прогнозными ресурсами

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию




В настоящее время участились случаи отказов Роснедр и их территориальных органов в выдаче недропользователям свидетельств об установлении факта открытия месторождений полезных ископаемых.

В основном это касается компаний, которые получили поисковые лицензии по заявительному принципу на россыпное золото, поставили запасы на государственный баланс и рассчитывали получить указанное свидетельство.

Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, выдачи свидетельства об установлении факта его открытия (далее — Порядок) регламентирован приказом Минприроды России и Роснедр от 26.10.2021 г. № 796/19.

Порядок даёт возможность получить свидетельство о праве первооткрывательства в случае:
  • проведения геологического изучения на основании лицензий на поиск и оценку полезных ископаемых;
  • выявления в ходе геологического изучения нового объекта, запасы которого квалифицированы по категории и С1 и С2, а для объектов твердых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, — по категории С2;
  • наличия заключения ГКЗ (ТКЗ) о постановке запасов на госбаланс и о том, что такие запасы имеют самостоятельное промышленное значение и не были ранее учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых. 
Заявка подаётся в течение 90 календарных дней с даты постановки ГКЗ (ТКЗ) запасов полезных ископаемых на государственный баланс. При этом в выдаче свидетельства может быть отказано:
  • в случае проведения работ по геологическому изучению недр в отношении геологического объекта, на котором осуществлялась добыча полезных ископаемых;
  • в отношении геологического объекта, образовавшегося в результате разработки месторождений полезных ископаемых (техногенный объект) (п. 3 Порядка).
Порядком предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр (утв. приказом Минприроды России и Роснедр от 28.10.2021 г. № 802/20) предусмотрено, что в регионах ДФО, Иркутской области и Арктической зоны предусмотрена возможность получения поисковых лицензий по объектам с прогнозными ресурсами. Аналогичные положения были предусмотрены в старом порядке, утверждённом приказом Минприроды России от 10.11.2016 г. № 583.

Наличие прогнозных ресурсов на заявляемой площади может говорить о том, что на ней уже проводились какие-либо работы по геологическому изучению, либо она когда-то в прошлом отрабатывалась.

Руководствуясь указанным выше Порядком, большое количество недропользователей в ДФО получило поисковые лицензии на площади с прогнозными ресурсами и поставило разведанные запасы на государственный баланс.

Для того, чтобы подать заявление об установлении факта открытия месторождения, такие добывающие компании исключили из границ открываемого объекта участки, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых, или которые образовались в результате разработки месторождений полезных ископаемых.

После подачи заявок в Роснедра или его территориальные органы, от них стали поступать отказы в установлении факта открытия месторождения.

В своих отказах Роснедра ссылаются на п. 3 Порядка и указывают, что:

… в случаях, когда открываемое месторождение представлено частично природными (целиковыми) участками, и частично участками, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых, и (или) которые образовались в результате разработки месторождений полезных ископаемых, исключение последних из границ открываемого месторождения не свидетельствует о соответствии месторождения требованиям абз. 1 п. 3 Порядка, поскольку участок недр, представленный в вышеуказанной конфигурации, является единым геологическим объектом — одним месторождением, в отношении которого утверждены запасы полезных ископаемых.

Фактически такие отказы делают невозможным получение недропользователями свидетельств о первооткрывательстве и приобретения ими в последующем совмещённых лицензий по открытым объектам в приоритетном заявительном порядке.

По истечении 90 календарных дней с даты постановки ГКЗ (ТКЗ) запасов на государственный баланс такое право в принципе теряется.

То есть, получается, что добывающие компании, вложившие миллионы в геологическое изучение лицензионных площадей, попросту дарят государству полученную геологическую информацию, которая через 3 (5) лет становится общедоступной. При этом не получая ничего взамен.

На этом фоне сложно говорить о развитии юниорного бизнеса в России и стимулировании увеличения минерально-сырьевой базы за счёт частных инвестиций.

Также «отрезание» куска площади с прогнозными ресурсами, которые могут быть весьма незначительны при подаче заявки на получение поисковых лицензий, не будет соответствовать принципу рационального пользования недрами, так как маловероятно, что кто-то захочет брать по аукциону участок с прогнозными ресурсами, например, 10–15 кг россыпного золота, которые могут еще и не подтвердиться.

С 01.03.2024 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 598-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Данный закон допускает предоставление права пользования недрами на разведку и добычу в случае постановки на госбаланс полезных ископаемых, разведанных в рамках геологического изучения, на участке недр, в границах которого ранее были образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с госбаланса.

То есть, в будущем будет допускаться без проведения аукциона, как утверждает Минприроды России, предоставление права пользования недрами на разведку и добычу на техногенных месторождениях при постановке запасов на госбаланс. Это не будет являться получением лицензии на разведку и добычу по праву первооткрывательства.

В настоящее время Минприроды России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования разведки и добычи полезных ископаемых» (ID проекта 02/04/05- 22/00127319).

В нём определено, что разовый платёж за получение права пользования недрами по техногенным месторождениям будет определяться Роснедрами. При этом данным Проектом не установлено, что получение такого права возможно по заявительному принципу, по аналогии с предоставлением лицензии по праву первооткрывательства.

Минприроды России должно дополнительно законодательно закрепить возможность предоставления совмещённых лицензий на техногенные месторождения по заявительному принципу без аукциона и регламентировать порядок их предоставления.

В настоящее время остаются вопросы. Например, что делать недропользователям, поставившим техногенные запасы на госбаланс по поисковым лицензиям до 01.03.2024 г.?

По праву первооткрывательства совмещённые лицензии они не получат и будут вынуждены идти на аукцион в общем порядке или ждать 01.02.2024 г.

Также немаловажный вопрос, как будут Роснедра рассчитываться разовый платёж за получение лицензии по техногенным запасам, будет ли он равен «штрафу за первооткрывательство» или же будет рассчитываться, как платёж для целей проведения аукциона?

Роснедра письмом от 22.12.2022 г. № АГ-04-31/27302 отказали Союзу старателей России в разработке временного порядка упрощённой оценки техногенных образований на 2023 г., сославшись на Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 343-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 598-ФЗ.

Однако ФЗ № 343-ФЗ допускает добычу полезных ископаемых из от ходов недропользования. Правда их добывать нельзя без лицензии, а её в рамках действующего законодательства можно получить только через аукцион или ждать вступления в силу ФЗ № 598-ФЗ.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (58)/декабрь 2022 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X