01 Августа 2021, Воскресенье10:01 МСК
Курсы на 01.08.2021
73,16 -0,03
Au 1 816 -1,00%
Ag 25,53 -0,27%
86,78 -0,06
Pt 1 044,50 -0,94%
Pd 2 664 +0,13%

Последние изменения в российском законодательстве о пользовании недрами

Российское законодательство, регулирующее вопросы недропользования, находится в постоянном развитии и совершенствовании. За последнее время законодатели разработали и приняли некоторые значительные изменения в сфере пользования недрами. В настоящей статье описываются некоторые недавние изменения, связанные с совершенствованием правового регулирования в сфере недропользования, которые являются актуальными для большинства российских недропользователей, включая золотодобытчиков.

Анатолий Андрияш.png

Анатолий Андрияш — Партнер, соруководитель московского офиса Нортон Роуз Фулбрайт (Центральная Европа) ЛЛП





Георгий Калачев.png

Георгий Калачев — юрист московского офиса Нортон Роуз Фулбрайт (Центральная Европа) ЛЛП



Разработка попутных полезных ископаемых

На протяжении достаточно длительного срока российские недропользователи сталкиваются с проблемой, связанной с добычей попутных полезных ископаемых. В частности, на практике происходят ситуации, когда в случае выявления в процессе геологоразведочных работ нового вида попутного полезного ископаемого, не указанного в лицензии, пользователь недр в отношении него не имел фактически каких-либо прав на его дальнейшее использование и реализацию. Такая ситуация практически приводит к отсутствию заинтересованности недропользователей проводить комплексное геологическое изучение в целях поиска полезных ископаемых, являющихся попутными к основному полезному ископаемому, указанному в лицензии на пользование недрами. В результате государство недополучает прирост запасов, прежде всего в отношении драгоценных металлов (золото, серебро, металлы платиновой группы), недропользователи теряют дополнительную прибыль, государство недополучает соответствующие налоговые поступления.

В 2016 году в Закон Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» от 21 февраля 1992 года (далее — Закон о недрах) в качестве пилотного проекта были внесены изменения, предусмотревшие механизм включения в лицензии на пользование недрами право добычи попутных полезных ископаемых для государственных компаний. С учетом положительной практики реализации указанного изменения был принят Федеральный закон № 179-ФЗ от 8 июня 2020 года>1, который распространил механизм вовлечения в отработку попутных полезных ископаемых на всех пользователей недр. В частности, указанные изменения предусматривают право пользователей недр (в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов) осуществлять добычу попутных полезных ископаемых, не указанных в лицензиях, при условии получения заключения государственной экспертизы и внесения соответствующих изменений в текст лицензии. Указанные изменения не распространяются на попутные воды, углеводородное сырье и общераспространенные полезные ископаемые. 

В свою очередь критерии отнесения полезных ископаемых к попутным регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации № 963 от 12 августа 2017 года>2. Изменения, внесенные в Закон о недрах в отношении добычи попутных полезных ископаемых, вступают в силу 7 сентября 2020 года. 

Также необходимо указать на то, что указанным выше Федеральным законом № 179-ФЗ от 8 июня 2020 года вносятся изменения в Закон о недрах в части отнесения к участкам недр федерального значения>3 участков, содержащих только коренные (рудные) месторождения лития (вместо указания на любые месторождения лития). Соответствующее изменение сделано для целей исключения из перечня участков недр федерального значения месторождений лития в растворенном виде в подземных водах.

Генеральные лицензии на экспорт золота и серебра

Правительство Российской Федерации 17 апреля 2020 года приняло Постановление № 539 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков», на основании которого Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разрешается выдавать субъектам добычи и субъектам производства драгоценных металлов генеральные лицензии на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков. Соответствующие генеральные лицензии на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков предоставляются указанным субъектам на основании согласованного Министерством финансов Российской Федерации заявления о выдаче указанной генеральной лицензии.

До принятия указанного Постановления Правительства генеральные лицензии на экспорт выдавались только банкам, получившим соответствующее разрешение Центрального Банка. Компании и аффинажные заводы могли осуществлять экспорт драгоценных металлов на основании разовых лицензий, выдаваемых в отношении контракта с конкретным иностранным контрагентом (покупателем).

Ожидается, что предоставление генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра окажет существенное благоприятное влияние на развитие индустрии и расширение экспортных возможностей российских золотодобывающих компаний и аффинажных заводов. Введение практики выдачи генеральных лицензий на экспорт позволит значительно сократить административную нагрузку на бизнес, а также оптимизировать алгоритм заключения контрактов, повысив оперативность принятия решений.

Предоставление дополнительных прав недропользователям в связи с пандемией

В связи с пандемией короновируса COVID-19 Правительство Российской Федерации разработало и приняло комплекс мер для целей оказания помощи и содействия различным секторам российской экономики. Одним из примеров такой помощи стало принятие Правительством Постановления № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» от 3 апреля 2020 года (с последующими дополнениями и изменениями). 

Данное Постановление Правительства, помимо прочего, содержит указание на ряд некоторых дополнительных прав, предоставляемых российским недропользователям. В частности, предусматривается, что:
  • в 2020 году право пользования недрами не будет прекращаться, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия; допускается добровольное прекращение действия лицензии по заявлению недропользователя;
  • возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию;   
  • срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный письменным уведомлением о допущенных нарушениях, в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года, продлевается на один год.

Изменения в налогообложении редких металлов

С 1 января 2020 года в Налоговый Кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) в отношении редких металлов. 

Ранее в целях применения НДПИ редкие металлы как объект налогообложения определялись следующим образом: 
  • товарные руды редких металлов, образующие собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);   
  • сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых.
Новое определение звучит следующим образом:
  • товарные руды редких металлов (литий, рубидий, цезий, бериллий, стронций, кадмий, скандий), редкоземельные металлы (иттрий, лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций), индий, таллий, галлий, титан, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, висмут, селен, теллур, рений), образующие собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами; 
  • редкие металлы, являющиеся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах.
Новая редакция, вступившая в силу с 2020 года расширяет определение редких металлов, включая в них редкоземельные металлы. Кроме этого, в объект налога теперь попадают попутные редкие металлы, представленные не только в других ископаемых, но и в рудах других редких металлов, а также многокомпонентных комплексных руд.

В отношении налоговой ставки, применяемой к редким металлам, также произошли изменения. Ранее к редким металлам, образующим собственные месторождения, так и являющимся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых, применялась ставка НДПИ 8 %. Теперь к расширенному перечню объектов — (i) к рудам редких металлов, образующих собственные месторождения; (ii) к рудам редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов; (iii) в других полезных ископаемых; и (iv) в многокомпонентных комплексных рудах — применяется ставка НДПИ 4,8 %. При этом, в отличие от ранее действовавшего режима, сейчас в течение первых 120 налоговых периодов (10 лет) при добыче целого ряда редких металлов применяется коэффициент, характеризующий условия добычи (Крм), равный 0,1, что снижает ставку налога десятикратно.

Изменение списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну

Правительство Российской Федерации 18 июля 2020 года приняло Постановление>4, в соответствии с которым перечень стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых отнесены к государственной тайне, был значительным образом сокращен. В списке остались только бериллий и особо чистое кварцевое сырье. В свою очередь из соответствующего перечня были исключены никель, кобальт, тантал, ниобий, литий и редкие земли иттриевой груп-пы. Данное Постановление вступило в силу 29 июля 2020 года. 

Изменения в закон об иностранных инвестициях в российские стратегические общества

В соответствии с Федеральным законом № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 года (далее — Закон о стратегических обществах) геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения относится к виду деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

Закон о стратегических обществах устанавливает определенные пороговые значения, а также перечень сделок для определения установления контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, осуществляющими пользование участками недр федерального значения. Совершение соответствующих сделок иностранным инвестором требует получения предварительного согласования Правительства Российской Федерации. 

Законодатели расширили перечень сделок в отношении российских стратегических обществ, которые иностранному инвестору необходимо предварительно согласовывать с государственными органами. В целях исключения возможных злоупотреблений в Закон о стратегических обществах были внесены изменения>5, направленные на исключение возможности установления контроля иностранного инвестора путем передачи права прямо или косвенно распоряжаться принадлежащими ему голосующими акциями (долями) стратегического общества на определенный срок иному лицу на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки.

Указанные изменения в Закон о стратегических обществах вступили в силу 11 августа 2020 года. 

>1 Федеральный закон от № 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья» от 8 июня 2020 года.
>2 Постановление Правительства РФ № 963 «О критериях отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)» от 12 августа 2017 года.
>3 Определение понятия участков недр федерального значения содержится в ст. 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах».
>4 Постановление Правительства Российской Федерации № 1067 «О внесении изменений в список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых в соответствии с п. 67 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203, составляют государственную тайну» от 18 июля 2020 года.
>5 Федеральный закон № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 31 июля 2020 года.

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентябрь 2020 г.

Ответственность недропользователей за загрязнение водного объекта
Применение недропользователями стимулирующих коэффициентов при расчёте платы за размещение отходов
Правовое регулирование вывоза аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС
Шестисоткратное увеличение платежей за размещение недропользователями отходов добычи с 1 января 2020 года
^ Наверх