04 Августа 2021, Среда19:10 МСК
Курсы на 04.08.2021
73,24 +0,31
Au 1 811 -0,17%
Ag 25,41 -0,83%
86,67 +0,01
Pt 1 026,60 -1,80%
Pd 2 651 +0,17%

Правовое регулирование вывоза аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию

На сегодняшний день у российских добывающих компаний в России имеется потребность вывоза аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы (далее — товар), из Таможенного союза ЕврАзЭС. Причём целью вывоза такого товара может являться не только его продажа (экспорт), но и проведение лабораторных исследований товара (руды) за границей с целью выработки оптимальной технологии извлечения драгоценного металла из руды с последующим приобретением оборудования под данную технологию у иностранных партнёров.

Аффинированный драгоценный металл или сырьё, содержащее драгоценные металлы, является товаром, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, и его вывоз с территории Таможенного союза сопряжён с получением определённой разрешительной документации, в том числе лицензии на экспорт аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы.

Оформление разрешительной документации на вывоз данного товара можно разделить на несколько этапов:
  • получение протокола испытаний товара о содержании драгоценных металлов;
  • заключение с иностранным партнёром контракта на экспорт товара (для разовых лицензий);   
  • получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в России;
  • получение в Минпромторге России лицензии на экспорт товара;   
  • совершение таможенных операций в отношении товара.

Фото 1 статья Правовое регулирование вывоза аффинированного.png

Получение протокола испытаний товара о содержании драгоценных металлов

Протокол испытаний товара о содержании драгоценных металлов является обязательным документом, представляемым российским поставщиком в Минфин России для получения согласования о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ согласно требованиям положения о порядке вывоза драгоценных металлов.>1

Порядок получения протокола испытаний товара о содержании драгоценных металлов регламентируется приложением 1 к совместному письму Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г.>2 

На основании п. 2.1 совместного письма Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 г. и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г. для проведения анализа продукции на содержание драгоценных металлов заявитель должен направить заявку в одну из организаций, аккредитованных в Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров).

В заявке необходимо указать код ТН ВЭД, который заявитель хочет присвоить товару (руде). Если, например, руда по своему химическому составу содержит золото, а также иные попутные драгоценные металлы, то такой руде нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 90 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: прочие), если руда содержит только серебро, то нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 10 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: руды и концентраты серебряные), а вот если это, например, оловянная руда с незначительным содержанием серебра, то такой руде нужно присваивать код ТН ВЭД 2609 00 000 0 (руды и концентраты оловянные).

ГТК России для использования в работе подготовило перечень испытательных лабораторий (центров), проводящих анализ сырья цветных металлов, содержащего драгоценные металлы, и выдающих сертификаты химического состава (письмо ГТК России от 17.08.2001 г. № 07-20/33133). Потенциальный поставщик товара за границу должен руководствоваться данным письмом при выборе лаборатории, осуществляющей лабораторные исследования и выдачу протокола испытаний товара. 

Необходимо отдельно выделить, что отбор проб товара (руды) и подготовка их к анализу осуществляются не самим заявителем, а представителем территориального органа Росстандарта России или другой нейтральной компетентной организации в соответствии с требованиями нормативной документации (п. 3.1 совместного письма), имеющей аккредитацию на отбор проб.

Заключение с иностранным партнёром контракта на экспорт товара

На этой стадии с контрагентом заключается контракт на экспорт товара. Причём, если целью вывоза является не коммерческая продажа товара (руды), а, как было сказано ранее, лабораторные исследования, всё равно должен быть заключён именно контракт на экспорт товара вместе с контрактом на лабораторные исследования, независимо от того, вывозится за границу 10 кг товара или, например, 1 т. 

В контракте на экспорт товара в описании предмета нужно указать массу товара (руды), содержание золота и иных попутных драгоценных металлов (серебра). Кроме того, помимо указания фиксированной цены на товар (руды) целесообразно в контракте отразить порядок расчёта стоимости этого товара.

В случае вывоза товара (руды) с целью проведения лабораторных исследований за границей сроки платы за проведение таких лабораторных исследований в контракте на лабораторные исследования предпочтительно привязывать к дате фактического получения иностранными партнёрами товара. Это связано с тем, что российский поставщик на дату заключения контракта на экспорт товара вместе с контрактом на лабораторные исследования пребывает в состоянии неопределённости, получит он лицензию на экспорт товара или нет. Перечисление денежных средств в счёт оплаты лабораторных исследований до получения вышеназванной лицензии несёт в себе риски невозможности отправки товара за границу и трудности возврата уже перечисленных денежных средств от иностранного партнёра. 

Получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов

Необходимость получения заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ определена приложением 14 к положению о порядке вывоза драгоценных металлов. 

Процедура выдачи заключений Минфином России регламентирована Порядком согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, и Порядкаом выдачи заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации.>3 

В настоящее время обязанность по оформлению заключения Минфина России возложена на Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и валютного контроля.

Перечень документов, необходимых для получения заключения определены пп. 2 и 3 Приложения № 1 и № 2 Приказа. В частности, к таким документам относится экономическое обоснование целесообразности экспорта сырьевых товаров, а также копия внешнеторгового контракта купли-продажи драгоценных металлов или сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (для разовых лицензий).

Получение в Минпромторге России лицензии на экспорт товара

Экспортёр товара из Таможенного союза ЕврАзЭС обязан предварительно получить лицензию на экспорт товара в Минпромторге России (приложение 14 к положению о порядке вывоза драгоценных металлов).

Порядок получения лицензии на экспорт товара определён Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии.>4

Приказ Минпромторга России от 18.10.2017 г. № 3624 определяет, что лицензия на экспорт может быть генеральной или разовой (п. 21 приказа). При экспорте сырья, содержащего драгоценные металлы, оформляется разовая лицензия, предоставляющая право на экспорт этого товара в определенном количестве согласно условиям контракта. Причём период действия разовой лицензии не может превышать 1 год с даты начала ее действия. 

В 2020 г. Правительство РФ в целях стимулирования экспорта драгоценных металлов поручило Минпромторгу России выдавать недропользователям и аффинажным заводам генеральные лицензии (не привязанные к конкретному контракту) на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков.>5 До этого времени такую возможность имели только кредитные организации. Но данное поручение не относится к экспорту сырья, содержащего драгоценные металлы.

Перечень документов, необходимых для оформления лицензии, также определён п. 21 приказа Минпром торга России от 18.10.2017 г. № 3624 и приложением 14 к положению о порядке вывоза драгоценных металлов.

В соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами к обязательным документам, требуемым для оформления лицензии на экспорт товара, в том числе относится указанный выше протокол испытаний товара о содержании драгоценных металлов и заключение Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ.

Для получения указанной выше лицензии заявителю необходимо как участнику ВТД предварительно зарегистрироваться в системе non-tariff на сайте www.non-tariff.gov.ru, а также заполнить в личном кабинете участника ВТД электронную копию заявления на выдачу лицензии вместе с сопроводительным письмом, подписав её электронной цифровой подписью. 

Заявитель должен сам решить, нужна ли ему лицензия на экспорт в форме бумажного или электронного документа. Подавать заявление и сопутствующие документы на выдачу лицензии необходимо как в электронном виде, подписанном ЭЦП, через личный кабинет участника ВТД, так и в бумажном виде через канцелярию Минпромторга России.

За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в размере 7500 рублей (п. 38 приказа Минпромторга России от 18.10.2017 г. № 3624). Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов заявителем.

Совершение таможенных операций в отношении товара

Согласно приказу ФТС России от 12.05.2011 г. № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» обязанности по совершению таможенных операций в отношении товара возложены на специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (код 10009130).

За таможенное оформление (декларирование) вывозимого для переработки вне таможенной территории товара взимается таможенный сбор. Размеры таможенного сбора за таможенное оформление утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Размеры ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 754. Указанным постановлением не предусмотрена уплата вывозной таможенной пошлизны за вывоз товара (руды) (код ТН ВЭД 2616 90 000 0 и 2616 10 000 0). 

Ответственность за экспорт товара без лицензии

С января 2020 г. введена ответственность за нарушение установленных законодательством обязательных требований при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции (ч. 2 ст. 15.46 КоАП РФ) (штраф для юридических лиц — до 100 тыс. руб.). 

Экспорт аффинированных драгоценных металлов и сырья, содержащего драгоценные металлы, как раз подпадает под данный состав. Однако, если аффинированное золото или сырьё добыто незаконно (без лицензии на добычу), то такие действия будут дополнительно образовывать состав нарушения, предусмотренного ст. 15.44 «Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями» или преступления, предусмотренного ст. 191 «Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга» УК РФ.

В апреле 2020 г. была образована Федеральная пробирная палата — правопреемник ФКУ «Российская государственная пробирная палата».>6 В компетенцию данного органа вошёл государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Таможенный союз ЕврАзЭС, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Пока Федеральная пробирная палата не наделена полномочиями на рассмотрение дел об административных нарушениях, предусмотренных ст. 15.44 и 15.46 КоАП РФ. Вместе с тем материалы проверок этого государственного органа могут стать основанием для возбуждения прокуратурой административных и уголовных дел и последующей их передачей для рассмотрения в суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что юридическое оформление вывоза добывающими компаниями аффинированных драгоценных металлов и сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС представляет собой сложный, достаточно длительный и многоступенчатый процесс, сопряжённый с обязательным привлечением государственных органов — Минфина России, Минпромторга России, ФТС России, а также специально уполномоченных лабораторий. 

Намереваясь осуществить вывоз такого товара, добывающая компания должна предварительно определить планируемую к вывозу партию товара, содержание драгоценного металла в ней, произвести расчёт стоимости такого товара и обозначить перед контрагентами сроки оформления разрешительной документации на вывоз, которые влияют на сроки поставки в целом.

>1 Приложение 14 к решению Коллегии ЕврАзЭс от 21.04.2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
>2 Совместное письмо Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 г. и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г. введено в действие указанием ГТК России от 08.06.1994 г. № 01-12/504. Данное указание ГТК России признано утратившим силу на основании приказа ФТС России от 20.05.2011 г. № 1023, но порядок получения сертификата химического состава руды, утверждённый письмами Госстандарта России и Роскомдрагмета, де-факто продолжает действовать.
>3 Утверждён приказом Минфина России от 29.03.2019 г. № 50н.
>4 Утверждена решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 г. № 199 и приказом Минпромторга России от 18.10.2017 г. № 3624 «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров».
>5 Постановление Правительства РФ от 17.04.2020 г. № 539 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра». 
>6 Постановление Правительства РФ от 20.03.2020 г. № 307 «О Федеральной пробирной палате».

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентябрь 2020 г.

Ответственность недропользователей за загрязнение водного объекта
Применение недропользователями стимулирующих коэффициентов при расчёте платы за размещение отходов
Правовое регулирование вывоза аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС
Шестисоткратное увеличение платежей за размещение недропользователями отходов добычи с 1 января 2020 года
^ Наверх