29 марта 2024, Пятница05:28 МСК
Вход/Регистрация

Правовое регулирование вывоза золотосодержащей руды из Таможенного союза ЕврАзЭС

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — Директор правового департамента Группы компаний Auriant Mining, кандидат юридических наук.




На сегодняшний день перед российскими золотодобывающими компаниями в России встает вопрос вывоза золотосодержащей руды (далее по тексту — руды) из Таможенного союза ЕврАзЭС.

Причем целью вывоза руды может являться не только продажа (экспорт) такой руды, но и проведение лабораторных исследований руды за границей с целью выработки оптимальной технологии извлечения золота из руды, с последующим приобретением оборудования под данную технологию у иностранных партнеров.

Золотосодержащая руда является товаром, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, и ее вывоз с территории Таможенного союза сопряжен с получением определенной разрешительной документации, в том числе лицензии на экспорт золотосодержащей руды.

Оформление разрешительной документации на вывоз золотосодержащей руды условно можно разделить на несколько этапов:
1. Оформление Сертификата химического состава руды в части содержания драгоценных металлов (далее — Сертификат химического состава руды).
2. Заключение с иностранным партнером контракта на экспорт руды.
3. Получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ.
4. Получение в Минпромторге России лицензии на экспорт руды.
5. Совершение таможенных операций в отношении руды.

Остановимся более подробнее на каждой из вышеперечисленных стадий.

Оформление Сертификата химического состава руды

Сертификат химического состава руды является обязательным документом, представляемым российским поставщиком в Минфин России для получения согласования Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ (п.п. «а» п. 32 Положения о порядке ввоза на территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134. (далее — Положение о порядке вывоза драгоценных металлов)).

Порядок получения Сертификата химического состава руды регламентируется Приложением № 1 к совместному письму Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 г. и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г. (далее — Совместное письмо), введённым в действие указанием ГТК России от 08 июня 1994 г. № 01-12/504 (данное указание ГТК России признано утратившим силу на основании приказа ФТС России от 20.05.2011 г. № 1023, но порядок получения Сертификата химического состава руды, утвержденный письмами Госстандарта России и Роскомдрагмета, де факто продолжает действовать).

В соответствии с п. 2.1. Совместного письма для проведения анализа продукции на содержание драгоценных металлов заявитель должен направить заявку в одну из организаций, аккредитованных в Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров).

Причем в заявке необходимо указать код ТН ВЭД, который заявитель хочет присвоить товару (руде). Если руда по своему химическому составу содержит золото, а также иные попутные драгоценные металлы, то такой руде нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 90 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: прочие), если руда содержит только серебро, то нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 10 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: руды и концентраты серебряные).

ГТК России для использования в работе подготовило перечень испытательных лабораторий (центров), проводящих анализ сырья цветных металлов, содержащего драгоценные металлы, и выдачу сертификатов химического состава (письмо ГТК России от 17.08.2001 г. № 07-20/33133). Потенциальный поставщик руды за границу должен руководствоваться данным письмом при выборе лаборатории, осуществляющей выдачу Сертификата химического состава.

руда.jpg

Необходимо отдельно выделить, что отбор проб руды и подготовка их к анализу осуществляются заявителем в присутствии представителя территориального органа Госстандарта России или другой нейтральной компетентной организации в соответствии с требованиями нормативной документации (п. 3.1. Совместного письма).

Результаты анализа оформляются протоколом испытаний с выдачей Сертификата химического состава заявителю.

Заключение с иностранным партнером контракта на экспорт руды

На этой стадии с контрагентом заключается контракт на экспорт руды. При чем, если целью вывоза является не коммерческая продажа руды, а, как было сказано ранее, — лабораторные исследования, все равно должен быть заключен именно контракт на экспорт руды вместе с контрактом на лабораторные исследования, независимо от того, вывозится за границу 10 кг руды или, например, 1 тыс. кг.

В контракте на экспорт руды в описании предмета товара (руды) нужно указать массу руды, содержание золота и иных попутных драгоценных металлов (серебра).

Кроме того, помимо указания фиксированной цены на товар (руды) целесообразно в контракте отразить порядок расчета стоимости этой руды.

Вместе с этим в случае вывоза руды с целью проведения лабораторных исследований за границей сроки оплаты за проведение таких лабораторных исследований (в контракте на лабораторные исследования) предпочтительно привязывать к дате фактического получения иностранными партнерами руды. Это связано с тем, что российский поставщик на дату заключения контракта на экспорт руды вместе с контрактом на лабораторные исследования пребывает в состоянии неопределенности, получит ли он лицензию на экспорт руды или нет и перечисление денежных средств в счет оплаты лабораторных исследований до получения вышеназванной лицензии несет в себе риски невозможности отправки руды за границу и трудности возврата уже перечисленных денежных средств от иностранного партнера.

Получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ

Необходимость получения заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ (далее — Заключение) определена разделом IV приложения № 7 к Положению о порядке вывоза драгоценных металлов.

Порядок выдачи Заключения Минфином России до настоящего времени не определён, хотя на сайте Минфина России (www.minfin.ru) выложен проект приказа Минфина России от 13.07.2011 г. Об утверждении положения о выдаче заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации (далее — Проект приказа Минфина России).

Так, например, в соответствии с указанным выше Проектом приказа Минфина России обязанность по оформлению Заключения возложена на Административный департамент Минфина России.

Перечень документов, необходимых для получения Заключения, а также критерии возможности и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров (руды) определены п. 3 и п. 5 Проекта приказа Минфина России.

В частности, такими критериями в том числе являются: количественное содержание драгоценных металлов в сырьевых товарах, стоимость драгоценных металлов в сырьевых товарах (руде), указанных в контракте, и т.д.

Для расчета стоимости драгоценных металлов в сырьевых товарах (руде) можно использовать формулу, указанную в приложении № 1 к Проекту приказа Минфина России.

Получение в Минпромторге России лицензии на экспорт руды

Экспортёр руды из Таможенного союза обязан предварительно получить лицензию на экспорт руды в Минпромторге России (раздел IV приложения № 7 к Положению о порядке вывоза драгоценных металлов).

Порядок получения лицензии на экспорт руды определён приказом Минпромторга России от 17 февраля 2012 г. № 135 Об утверждении административного регламента Минпромторга России по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт (импорт) отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий (далее — Приказ Минпромторга России).

Приказ Минпромторга России определяет несколько видов лицензий на экспорт товаров (разовая, генеральная, исключительная). Вместе с этим, как правило, при экспорте руды оформляется разовая лицензия, предоставляющая право на экспорт этого товара в определенном количестве. Причем, период действия разовой лицензии не может превышать 1 год с даты начала ее действия.

Перечень документов, необходимых для оформления лицензии, определен п. 21 Приказа Минпромторга России, а также разделом IV приложения № 7 к Положению о порядке вывоза драгоценных металлов.

В соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами к обязательным документам, требуемым для оформления лицензии на экспорт руды, в том числе относятся указанный выше Сертификат химического состава руды и заключение Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ.

Отдельно следует отметить, что для получения указанной выше лицензии заявителю необходимо как участнику внешнеторговой деятельности (ВТД) предварительно зарегистрироваться в системе «non-tariff» на странице www.non-tariff.gov.ru/?node=120 и в Личном кабинете участника ВТД заполнить электронную копию заявления на выдачу лицензии, подписав ее электронной цифровой подписью.

За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в размере 7 500 рублей (п. 34 Приказа Минпромторга России).

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты подачи документов заявителем.

Совершение таможенных операций в отношении руды

В соответствии с приказом ФТС России от 12.05.2011 г. № 971 О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней обязанности по совершению таможенных операций в отношении руды возложены на Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (код 10009130).

За таможенное оформление (декларирование) вывозимых для переработки вне таможенной территории руды взимается таможенный сбор за таможенное оформление.

Размеры таможенного сбора за таможенное оформление утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Размеры ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754 (далее — Постановление Правительства РФ).

Указанным Постановлением Правительства РФ не предусмотрена уплата вывозной таможенной пошлины за вывоз руды (код ТН ВЭД 2616 90 000 0 и 2616 10 000 0).

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что юридическое оформление вывоза золотодобывающими компаниями золотосодержащей руды из Таможенного союза ЕврАзЭС представляет собой сложный, достаточно длительный и многоступенчатый процесс, сопряженный с обязательным привлечением государственных органов — Минфина России, Минпромторга России, ФТС России.

Намереваясь осуществить вывоз такой руды, золотодобывающая компания должна предварительно определить планируемую к вывозу партию руды, содержание драгоценного металла в ней, произвести расчет стоимости такой руды, а также обозначить перед контрагентами сроки оформления разрешительной документации на вывоз, которые влияют на сроки поставки в целом.


Новые правила для компаний, добывающих драгоценные металлы и драгоценные камни

С 30 октября 2015 года действуют новые правила постановки на специальный учет юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (далее — Постановление № 1052).

До выхода указанного выше Постановления № 1052 действовало Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2005 г. № 119-р «О возложении на Пробирную палату России функции по специальному учету организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», которое наделяло Российскую государственную пробирную палату полномочиями по постановке на Специальный учет в порядке, определяемом Минфином России.

Такой порядок утвержден приказом Минфина России от 16.06.2003 г. № 51н «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (далее — Приказ № 51н, до настоящего времени не отменен).

В соответствии с п.п. «а» п. 4 Приказа № 51н не подлежат постановке на специальный учёт организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с лицензиями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на пользование участками недр.

Вместе с тем хотя в п. 3 Постановления № 1052 осталось указание на то, что Специальный учет осуществляется в порядке, утверждаемом Минфином России, но п. 2 того же Постановления значительно сузил круг субъектов, которые не должны становиться на Специальный учёт, по сравнению с Приказом № 51н.

золото2.jpg

В частности, в Постановлении № 1052 отсутствует указание на то, что предприятия, добывающие драгоценные металлы и драгоценные камни, не должны становиться на Специальный учет.

В данном случае с учетом приоритета норм Постановления № 1052 над внутриведомственным Приказом № 51н нужно руководствоваться именно Постановлением № 1052. Вероятнее всего, в ближайшее время указанный выше Приказ № 51н должен быть изменен или отменен, поскольку противоречит Постановлению № 1052.

Можно посоветовать всем организациям, осуществляющим добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, не дожидаясь отмены Приказа № 51н, уже сейчас становиться на Специальный учет, поскольку их непостановка грозит, например, невозможностью экспорта золотосодержащих концентратов и руды, а также рисками отказа Гохрана России в регистрации договоров купли-продажи драгоценных металлов, реализуемых кредитным организациям, и привлечения недропользователей к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.14 «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих» КоАП РФ.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (30)/декабрь 2015 г.

Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X