Предложения по внесению изменений в российское законодательство в отношении твердых полезных ископаемых
0
340
0
0
Н.В. Матяш — Исполнительный директор Горнорудного Консультативного Совета. Председатель подкомитета по работе с недропользователями. Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них.
В настоящее время большое число аукционов на право пользования участком недр признаются несостоявшимися из-за незаинтересованности недропользователей в конкретных проектах. Это обусловлено различными факторами (неблагоприятный инвестиционный климат, сложности финансирования и т.д.). Одним из существенных негативных факторов является текущий режим налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин, установленных в отношении твердых полезных ископаемых. Данные режимы не учитывают динамику мировых цен на продукцию, условия добычи, влияющие на себестоимость продукции. В итоге зачастую недропользователь даже при работе «в убыток», при ценах продажи ниже себестоимости добычи, должен исполнять свои фискальные обязанности по строго установленным ставкам. Это приводит к убыткам, свертыванию проектов, прекращению финансирования геологического изучения недр.
Далее представлены предложения, находящиеся на рассмотрении в ТПП РФ с целью их практической реализации. Эти предложения были подготовлены при активном участии Л. Кочаряна, Партнера международной юридической фирмы Нортон Роуз Фулбрайт (Norton Rose Fulbright). Предложения, о которых пойдет речь далее, были заслушаны на заседании Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них 1 декабря 2015 г.
В целом наши предложения призваны содействовать установлению дифференцированного порядка исчисления НДПИ и введению дифференцированной методики определения вывозной таможенной пошлины в отношении твердых полезных ископаемых.
Что касается аналогичных изменений НДПИ в предшествующий период
В предшествующий период дифференцированный порядок исчисления НДПИ был введен в отношении следующих видов твердых полезных ископаемых: 1 — угля (коэффициент-дефлятор к ставке НДПИ, учитывающий изменение цен на уголь в РФ за один квартал); 2 — кондиционных руд черных металлов (коэффициент к ставке НДПИ, характеризующий способ добычи руды).
Дифференцированный порядок исчисления НДПИ был также установлен в отношении углеводородного сырья (нефти в связи с динамикой мировых цен на нефть и особенностями добычи, газа в связи со сложностью добычи, ценой и расходами на транспортировку), в том числе с новых морских месторождений.
Что касается государственной политики в сфере реформирования НДПИ в отношении твердых полезных ископаемых
Пункт 1.6.2. «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрены Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г. устанавливает необходимость оценить целесообразность установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых, а также проработать вопрос об установлении ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых с учетом мировых цен на соответствующие полезные ископаемые. Также поднят вопрос об установлении налоговых преференций по НДПИ при добыче некоторых видов твердых полезных ископаемых на отдельных территориях Российской Федерации. Помимо этого поставлен вопрос о необходимости изменений существующих подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ добычи драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд.
В этой связи мы выдвигаем следующие инициативы:
Дифференцированный порядок определения ставки НДПИ в зависимости от мировых цен
Данный порядок сделает возможным периодическое применение к ставкам НДПИ коэффициента-дефлятора, учитывающего динамику мировых цен на твердые полезные ископаемые, определяемую ежегодно (ежеквартально/ ежемесячно) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это позволит индексировать налоговые ставки в соответствии с мировым уровнем цен на твердые полезные ископаемые. Коэффициент должен также учитывать изменение курса рубля к валюте, в которой выражены мировые цены за период действия коэффициента-дефлятора.
Дифференцированный порядок определения ставки НДПИ в зависимости от условий добычи
Для увеличения существующего уровня добычи твердых полезных ископаемых за счет вовлечения в разработку месторождений, находящихся в удаленных, труднодоступных районах с отсутствием инфраструктуры, предлагается ввести понижающие коэффициенты, применяемые к ставке НДПИ, учитывающие указанные выше факторы.
Экспортное регулирование
Предлагаем ввести дифференцированную методику определения вывозной таможенной пошлины в отношении твердых полезных ископаемых, целью которой является обложение таможенной пошлиной только сверхприбыли продавца-экспортера. В настоящий момент аналогичный подход действует, в частности, в отношении нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Применяются формулы расчета, утверждаемые Правительством РФ, устанавливающие прогрессивную шкалу вывозных пошлин в зависимости от средней цены нефти на мировых рынках за период мониторинга цен.
Внесение изменений в Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1
Согласно Закону РФ «О недрах» (ч. 5 ст. 12 — далее «Закон») в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр, могут быть пересмотрены сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением. Помимо этого Закон устанавливает ПРАВО пользователя недр обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена (п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона). Это право также подтверждено п. 16.1 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Указанные выше положения законодательства не вменяет органу, предоставившему лицензию, безусловную ОБЯЗАННОСТЬ вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами при поступлении от недропользователя заявления с подобным предложением. На практике встречаются случаи отказа государственных органов, выдавших лицензию, во внесении изменений в такую лицензию даже при наличии обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была выдана лицензия. Для поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей предлагаем ввести следующие два изменения в Закон.
Предусмотреть обязанность, а не право органов, предоставивших лицензию, вносить изменения в условия лицензии и/или в проекты поисковых и (или) геолого-разведочных работ при наличии обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
То есть, пользователь недр, доказавший наличие обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, должен иметь безусловное право на пересмотр условий лицензии независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию. Предлагаемый механизм отвечает требованиям справедливости, является адекватным и необходимым для защиты экономических интересов, а также прав и законных интересов субъектов недропользования. Кроме того, предлагаем прописать конкретный механизм принятия решений.
Пересмотреть ст. 12 Закона в части расширения числа случаев, которые будут являться основанием для внесения изменений в лицензию и/или проекты работ с тем, чтобы указанная норма соответствовала указанной выше ст. 22 Закона (имеющую более широкое толкование).
С целью сохранения принципа справедливости при вынесении решений об изменении условий лицензии и/или проектов работ предлагаем создать специальный независимый комитет, состоящий из экспертов в области недропользования, которые будут давать оценку обстоятельствам, являющимся причиной обращения недропользователя за пересмотр условий лицензии и/или проектов работ и выносить объективное и компетентное решение по данному вопросу.
В настоящее время все наши предложения находятся на рассмотрении в юридическом департаменте ТПП РФ.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (31)/март 2016 г.
В настоящее время большое число аукционов на право пользования участком недр признаются несостоявшимися из-за незаинтересованности недропользователей в конкретных проектах. Это обусловлено различными факторами (неблагоприятный инвестиционный климат, сложности финансирования и т.д.). Одним из существенных негативных факторов является текущий режим налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин, установленных в отношении твердых полезных ископаемых. Данные режимы не учитывают динамику мировых цен на продукцию, условия добычи, влияющие на себестоимость продукции. В итоге зачастую недропользователь даже при работе «в убыток», при ценах продажи ниже себестоимости добычи, должен исполнять свои фискальные обязанности по строго установленным ставкам. Это приводит к убыткам, свертыванию проектов, прекращению финансирования геологического изучения недр.
Далее представлены предложения, находящиеся на рассмотрении в ТПП РФ с целью их практической реализации. Эти предложения были подготовлены при активном участии Л. Кочаряна, Партнера международной юридической фирмы Нортон Роуз Фулбрайт (Norton Rose Fulbright). Предложения, о которых пойдет речь далее, были заслушаны на заседании Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них 1 декабря 2015 г.
В целом наши предложения призваны содействовать установлению дифференцированного порядка исчисления НДПИ и введению дифференцированной методики определения вывозной таможенной пошлины в отношении твердых полезных ископаемых.
Что касается аналогичных изменений НДПИ в предшествующий период
В предшествующий период дифференцированный порядок исчисления НДПИ был введен в отношении следующих видов твердых полезных ископаемых: 1 — угля (коэффициент-дефлятор к ставке НДПИ, учитывающий изменение цен на уголь в РФ за один квартал); 2 — кондиционных руд черных металлов (коэффициент к ставке НДПИ, характеризующий способ добычи руды).
Дифференцированный порядок исчисления НДПИ был также установлен в отношении углеводородного сырья (нефти в связи с динамикой мировых цен на нефть и особенностями добычи, газа в связи со сложностью добычи, ценой и расходами на транспортировку), в том числе с новых морских месторождений.
Что касается государственной политики в сфере реформирования НДПИ в отношении твердых полезных ископаемых
Пункт 1.6.2. «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрены Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г. устанавливает необходимость оценить целесообразность установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых, а также проработать вопрос об установлении ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых с учетом мировых цен на соответствующие полезные ископаемые. Также поднят вопрос об установлении налоговых преференций по НДПИ при добыче некоторых видов твердых полезных ископаемых на отдельных территориях Российской Федерации. Помимо этого поставлен вопрос о необходимости изменений существующих подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ добычи драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд.
В этой связи мы выдвигаем следующие инициативы:
Дифференцированный порядок определения ставки НДПИ в зависимости от мировых цен
Данный порядок сделает возможным периодическое применение к ставкам НДПИ коэффициента-дефлятора, учитывающего динамику мировых цен на твердые полезные ископаемые, определяемую ежегодно (ежеквартально/ ежемесячно) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это позволит индексировать налоговые ставки в соответствии с мировым уровнем цен на твердые полезные ископаемые. Коэффициент должен также учитывать изменение курса рубля к валюте, в которой выражены мировые цены за период действия коэффициента-дефлятора.
Дифференцированный порядок определения ставки НДПИ в зависимости от условий добычи
Для увеличения существующего уровня добычи твердых полезных ископаемых за счет вовлечения в разработку месторождений, находящихся в удаленных, труднодоступных районах с отсутствием инфраструктуры, предлагается ввести понижающие коэффициенты, применяемые к ставке НДПИ, учитывающие указанные выше факторы.
Экспортное регулирование
Предлагаем ввести дифференцированную методику определения вывозной таможенной пошлины в отношении твердых полезных ископаемых, целью которой является обложение таможенной пошлиной только сверхприбыли продавца-экспортера. В настоящий момент аналогичный подход действует, в частности, в отношении нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Применяются формулы расчета, утверждаемые Правительством РФ, устанавливающие прогрессивную шкалу вывозных пошлин в зависимости от средней цены нефти на мировых рынках за период мониторинга цен.
Внесение изменений в Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1
Согласно Закону РФ «О недрах» (ч. 5 ст. 12 — далее «Закон») в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр, могут быть пересмотрены сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением. Помимо этого Закон устанавливает ПРАВО пользователя недр обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена (п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона). Это право также подтверждено п. 16.1 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Указанные выше положения законодательства не вменяет органу, предоставившему лицензию, безусловную ОБЯЗАННОСТЬ вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами при поступлении от недропользователя заявления с подобным предложением. На практике встречаются случаи отказа государственных органов, выдавших лицензию, во внесении изменений в такую лицензию даже при наличии обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была выдана лицензия. Для поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей предлагаем ввести следующие два изменения в Закон.
Предусмотреть обязанность, а не право органов, предоставивших лицензию, вносить изменения в условия лицензии и/или в проекты поисковых и (или) геолого-разведочных работ при наличии обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
То есть, пользователь недр, доказавший наличие обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, должен иметь безусловное право на пересмотр условий лицензии независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию. Предлагаемый механизм отвечает требованиям справедливости, является адекватным и необходимым для защиты экономических интересов, а также прав и законных интересов субъектов недропользования. Кроме того, предлагаем прописать конкретный механизм принятия решений.
Пересмотреть ст. 12 Закона в части расширения числа случаев, которые будут являться основанием для внесения изменений в лицензию и/или проекты работ с тем, чтобы указанная норма соответствовала указанной выше ст. 22 Закона (имеющую более широкое толкование).
С целью сохранения принципа справедливости при вынесении решений об изменении условий лицензии и/или проектов работ предлагаем создать специальный независимый комитет, состоящий из экспертов в области недропользования, которые будут давать оценку обстоятельствам, являющимся причиной обращения недропользователя за пересмотр условий лицензии и/или проектов работ и выносить объективное и компетентное решение по данному вопросу.
В настоящее время все наши предложения находятся на рассмотрении в юридическом департаменте ТПП РФ.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (31)/март 2016 г.