05 ноября 2024, Вторник
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
30 марта 2018

Проблемы пользователей недр, добывающих твёрдые полезные ископаемые в защитных лесах

messages_black
0
eye_black
3129
like_black
1
dislike_black
2
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко —  Директор правового департамента  
Группы компаний Auriant Mining, партнёр  Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества  экспертов России по недропользованию

На сегодняшний день пользователь недр, выигрывая аукцион и получая лицензию на разведку и добычу полезного ископаемого, в какой-то степени играет в лотерею, поскольку его лицензионная площадь, где предположительно есть залежи драгоценного металла (коренные и россыпные месторождения), может находиться в границах водоохранных зон, нерестоохранных и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов и/или на особо защитных участках леса. 

Если мы говорим о россыпных месторождениях, то они вообще, как правило, полностью расположены в особо защитных участках леса (далее — ОЗУ) вдоль рек и ручьёв.

Также следует отметить, что очень часто проекты горнообогатительных фабрик предусматривают то, что часть производственных объектов таких фабрик с учётом их технологических особенностей располагается в границах ОЗУ (хвостохранилища, насосные станции оборотного водоснабжения и т.д.). Вполне понятно, что их перенос за границы ОЗУ либо невозможен, либо приведёт к значительному увеличению капитальных и эксплуатационных затрат.

Для понимания правового режима ОЗУ следует обратиться к Лесному кодексу Российской Федерации (далее — ЛК РФ). В частности, ч. 1 ст. 107 ЛК РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах. Причём на ОЗУ запрещается размещение каких-либо объектов капитального строительства (ч. 3 ст. 107 ЛК РФ). 

Кроме того, ЛК РФ введён запрет на возведение объектов капитального строительства в водоохранных зонах и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (ч. 5 ст. 104, ч. 3 ст. 106 ЛК РФ).

Ситуация ещё осложняется тем, что в ОЗУ не просто запрещено возведение объектов капитального строительства, но и в принципе запрещено возведение каких-либо зданий, сооружений, включая карьеры, хвостохранилица, а также прочие объекты инфраструктуры (в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» возможность возведения в ОЗУ каких-либо строений отсутствует).

Вполне понятно, что такие ограничения не позволяют пользователям недр вовлекать в отработку новые месторождения в пределах предоставленной им лицензионной площади, что негативно влияет на перспективы развития самой отрасли добычи золота в России. 

Кроме того, такая невозможность отработки приводит к упущенной выгоде пользователей недр, на которую они рассчитывали, участвуя в аукционе Роснедр на приобретение лицензии и уплачивая разовый платёж за пользование недрами.

В этой связи нельзя не упомянуть, что в 2012 г. прокуратурой Республики Хакасия была предпринята попытка применить поход, при котором пользователю недр запрещалось в принципе заниматься разработкой россыпных месторождений золота в защитных лесах в рамках заключённых договоров аренды лесных участков, из-за существующего, по их мнению, законодательного запрета на осуществление сплошных рубок в защитных лесах (дело ООО «Артель старателей «Ойна»).

Если бы данный подход был воспринят судами, то это поставило бы крест на добыче россыпного золота в отдельных регионах.

Понятие «защитные леса» является общим и по смыслу ч. 2 ст. 102 ЛК РФ, включает в себя в том числе леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов.

К счастью пользователей недр судебная практика сложилась в их пользу. Так, в частности, суд указал, следующее (Постановление ФАС ВСО от 15.10.2013 № А74-4886/2012; Постановление ФАС ВСО от 15.10.2013 № А74-4885/2012):
«В соответствии со ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» земельные и лесные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), при этом земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является разрешенным самостоятельным видом использования лесов.

Согласно ч. 1 ст. 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ.

Исходя из п. 1 ч. 1, частей 5, 5.1 ст. 21 ЛК РФ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр.

В целях, предусмотренных пунктами 1–4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В защитных лесах предусмотренные ч. 5 ст. 21 ЛК РФ выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1–4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно положениям частей 4, 5, 6 ст. 17 ЛК РФ в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ». 

То есть, суд указал на возможность пользователем недр разрабатывать месторождения и размещать объекты, не связанные со строительством лесной инфраструктуры, с проведением сплошных рубок в границах защитных лесов, в рамках заключённых договоров аренды лесных участков.

Вместе с тем Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.08.2016 по делу № А56- 88127/2015 указал, что пользователь недр, занимающийся разработкой месторождений, может размещать в защитных лесах, отнесённых к определённой категории, не все, а только определённые объекты, не связанные со строительством лесной инфраструктуры и не являющиеся объектами капитального строительства, входящие в перечень, определённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р. 

Несмотря на упомянутую выше судебную практику, проблема невозможности возведения объектов капитального строительства с целью разработки твёрдых полезных ископаемых (россыпных месторождений золота), в том числе в водоохранных зонах, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов и ОЗУ, никуда не делась.

В настоящее время пользователи недр, занимающиеся геологическим изучением и разработкой углеводородного сырья, находятся в привилегированном положении по отношению к тем, кто добывает ТПИ, поскольку таким пользователям недр разрешено размещать объекты капитального строительства в водоохранных зонах и в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (п. 5 ч. 1 ст. 104 и ч. 3 ст. 106 ЛК РФ)

В 2017 г. Правительством Российской Федерации был внесён в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона № 140177-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов» (далее — Проект) (принят в первом чтении 07.06.2017 г.), но он не содержит норм, решающих рассматриваемую проблему. 

В 2015–2016 годах, ряд пользователей недр и общественных организаций Красноярского края обращались в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в п. 5 ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 106 и п. 3 ч. 2.1 ст. 107 ЛК РФ, которые бы позволили возводить объекты капитального строительства, связанные с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых (ТПИ), в том числе в водоохранных зонах, нерестоохранных и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, а также ОЗУ.

К сожалению, ничего с этого времени не поменялось. 

Вместе с тем нужно продолжать попытки внесения соответствующих изменений в ЛК РФ, так как это жизненно важно для всей золотодобычи в России. Для этих целей можно использовать платформу Союза золотопромышленников России, Горнорудного консультационного совета, Союза старателей России или Научно-координационного совета по вопросам развития в сфере добычи и производства драгоценных металлов и камней при Минпромторге России. 

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2018 г.

11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
01.10.23
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
16.03.23
Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
16.03.23
Отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения по участкам с прогнозными ресурсами
20.02.23
Обзор Закона о блокировке действий иностранных компаний, которые могут угрожать пользованию недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры
20.02.23
Обзор изменений в Закон «О недрах» и иные законодательные акты, позволяющих недропользователям добывать полезные ископаемые из отходов недропользования
29.11.22
Продажа собственной вскрыши чревата привлечением к административной ответственности
29.09.22
Перевод земельных участков из категории земель с/х назначения в земли промышленности может не спасти от взыскания ущерба за причинение вреда таким землям
15.07.22
Правовое регулирование экспорта аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕАЭС
15.07.22
Изменения в порядке досрочного прекращения, ограничения, приостановления права пользования недрами с 1 января 2022 года
07.07.22
Календарь экологической отчетности от компании «Хорошая-Экология»
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика