Технологические потери золота льготировать можно
Летом этого года золотодобывающую отрасль потрясла неприятная сенсация.
Московский суд пришел к выводу, что технологические потери золота всегда облагаются налогом на добычу полезных ископаемых по ставке 6 процентов, вне зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика надлежаще утвержденных нормативов технологических потерь. К счастью, этот судебный акт был отменен апелляционным судом. Думаем, что многим будет интересна аргументация сторон этого спора, поэтому мы подготовили выдержку из постановления, в которой подробно изложена позиция налогового органа, налогоплательщика и апелляционного суда.
Московский суд пришел к выводу, что технологические потери золота всегда облагаются налогом на добычу полезных ископаемых по ставке 6 процентов, вне зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика надлежаще утвержденных нормативов технологических потерь. К счастью, этот судебный акт был отменен апелляционным судом. Думаем, что многим будет интересна аргументация сторон этого спора, поэтому мы подготовили выдержку из постановления, в которой подробно изложена позиция налогового органа, налогоплательщика и апелляционного суда.
0
461
0
0

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 15 сентября 2016 года, Дело № А40-229779/15
<…>
Про термин «Горные работы»
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Налоговый орган пришел к выводу о неприменении нулевой ставки, исходя из того, что нормативными потерями могут являться потери, возникновение которых связано с процессом изъятия минерального сырья из недр при проведении горных работ, а первичная переработка к ним не относится.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод противоречит следующим нормам права.
Пунктом 3 «Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921) предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ.
Согласно п. 5 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 24.11.1999 № 85) под годовым планом развития горных работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий, в том числе объемы переработки минерального сырья.
Пунктом 4 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (утв. Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 № 814) предусмотрено, что планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов горных работ — вскрышные, подготовительные, рекультивационные, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и работы, связанные с первичной переработкой минерального сырья.
Таким образом, в состав горных работ входят работы по первичной переработке минерального сырья.
Налоговый орган считает, что под горными работами понимается комплекс работ по проведению, креплению, поддержанию горных выработок и выемке полезного ископаемого. При этом налоговый орган ссылается на определение горных работ, данное в Федеральном законе от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
В ст. 1 указанного закона определено, что его понятия используются для целей этого закона, который определяет основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области.
Про момент окончания добычи полупродуктов
Налоговый орган и суд первой инстанции пришли к выводу, что нормативное регулирование, направленное на исключении возможности нормирования и применения нулевой ставки по отношению к потерям, возникающим при первичной переработке минерального сырья, проводимого с целью получения полупродукта, содержащего драгоценные металлы, подтверждается также и анализом принятых в последствии законов, вносящих изменения в подп. 13 п. 2 ст. 337 и подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ.
Согласно подп. 13 п. 2 ст. 337 (в редакции, применявшейся до 01.01.2016) видами добытого полезного ископаемого являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть при извлечении драгоценных металлов из рудных, россыпных и техногенных месторождений.
Согласно подп. 13 п. 2 ст. 337 (в действующей редакции) видами добытого полезного ископаемого являются полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов, получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, то есть извлечению драгоценных металлов из рудных, россыпных и техногенных месторождений, в том числе:
- лигатурное золото (сплав золота с химическими элементами, шлиховое или самородное золото), соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;
- концентраты.
С 01.01.2016 в подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ введен следующий абзац: «В целях настоящей главы нормативными потерями при добыче полезных ископаемых, указанных в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса, признаются потери драгоценных металлов по данным обязательного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, возникающие при совершении комплекса операций по добыче таких металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
Суд первой инстанции счел, что на основании указанных норм в состав добычи полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, входят только работы, непосредственно связанные с извлечением драгоценных металлов из месторождения.
Согласно ст.ст. 337 и 342 НК РФ добытыми полезными ископаемыми признаются полупродукты, содержащие драгоценные металлы. Согласно представленным в материалы дела проектным документам по месторождениям на стадии извлечения не возникают полупродукты, а осуществляется выемка руды.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добычей драгметаллов признано извлечение драгметаллов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгметаллы.
Согласно ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и «Положению о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, в состав проекта отработки месторождения включается раздел по первичной переработке минерального сырья (технологическая схема).
В силу ст. 1 Закона о драгоценных металлах, ст.ст. 337 и 342 НК РФ комплекс операций по добыче драгоценных металлов включает в себя не только процессы по извлечению минерального сырья (руды) из недр, но и последующую его первичную переработку на золотоизвлекательной фабрике, до получения конечной продукции разработки месторождения — полупродукта, содержащего драгоценные металлы (сплава Доре, концентрата, цементата).
Налогоплательщик ссылается на следующие доказательства: Минприроды России в письме от 22.03.2011 № 11-30/4196 и Минфин в письме от 26.05.2011 № 03-06-06-01/12 указывают, что фактические потери при добыче золота состоят из эксплуатационных потерь при добыче рудного золота и технологических потерь при первичной переработке.
Для обоснования вывода об исключении законодателем возможности применения нулевой ставки при первичной переработке суд первой инстанции сослался не на содержание норм, а на первоначальный текст законопроекта № 730267-6 о внесении изменений в подп. 13 п. 2 ст. 337 и подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, а также заключения Правительства РФ от 02.07.2015 № 4256-П13 на указанный законопроект.
Судом первой инстанции дано толкование заключению Правительства РФ от 02.07.2015 № 4256-П13 на законопроект без учета содержания принятых норм НК РФ и норм Закона о драгоценных металлах, подлежащих применению на основании ст. 11 НК РФ.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что обсуждаемые документы — законопроект, пояснительная записка, как и письма, на которые ссылается налогоплательщик — не являются нормами права, подлежащими применению при рассмотрении спора, указанные обстоятельства лишь подтверждают наличие правовой неопределенности в рассматриваемых спорных правоотношениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (постановление от 23.05.2013 № 11-П) для участников налоговых правоотношений необходимо исходить прежде всего именно из буквального толкования налогового закона, что обусловлено тем, что налоговые правоотношения основаны на властном методе правового регулирования, требующем строгого следования тексту налогового закона. Конкретизация налоговых норм при их толковании нарушает права налогоплательщика.
Из буквального толкования подп. 13 п. 2 ст. 337 и подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в редакциях до 01.01.2016 и после 01.01.2016 не следует, что законодатель исключает возможность применения льготной нулевой ставки к технологическим потерям, возникающим при переработке минерального сырья.
Из указанных норм следует, что право налогоплательщика на применение нулевой ставки к потерям полезных ископаемых при добыче, технологически связанным с принятой схемой и технологией разработки месторождения, обусловлено утверждением недропользователем потерь в проектной документации, согласованной в установленном порядке, и локальным актом налогоплательщика, которым на соответствующий год самостоятельно утверждены нормативы потерь, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.
После внесенных изменений и в пп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ, и в пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ используется именно понятие добычи драгоценных металлов, а не добычи минерального сырья.
В ст. 1 Закона о драгоценных металлах, согласно которой первичная переработка минерального сырья отнесена к добыче, изменения не вносились.
<…>
E-mail: sergey.shapovalov@sharplaw.ru
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3 (33)/сентябрь 2016 г.