26 апреля 2024, Пятница12:28 МСК
Вход/Регистрация

Условия получения и преимущества краткосрочной лицензии на право пользования недрами

Ю.М. Чабан — Генеральный директор.

Предоставление краткосрочного права пользования недрами (операторской лицензии) регламентируется статьей 21.1 Закона Российской Федерации «О недрах», согласно которой право пользования участком недр предоставляется сроком до одного года.

При этом установлено, что такое право пользования недрами может быть предоставлено только в том случае, если по этому участку недр лицензия была прекращена досрочно, т.е. по основаниям, установленным частью 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах».

К примеру, если недропользователь по каким-то причинам не успел продлить срок лицензии, и она была прекращена по основанию, предусмотренному частью 1 Закона «О недрах», по истечению срока действия лицензии, то по данному участку краткосрочная лицензия не может быть выдана.

Кроме того, данное условие также влечет за собой ограничение возможности предоставления краткосрочной лицензии по данному участку повторно, т.к. в таком случае первая краткосрочная лицензия в действительности может быть прекращена только по истечению срока ее действия, и соответственно, для повторного предоставления краткосрочной лицензии уже не будет такого обязательного условия, как проведение процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.

Также часто возникает вопрос: может ли быть выдана краткосрочная лицензия пользователю недр, у которого по данному участку было досрочно прекращено право пользования недрами? В соответствии Законом Российской Федерации «О недрах» таких ограничений не предусмотрено.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что в большинстве случаев досрочное прекращение права пользования недрами происходит в связи с наличием у недропользователя нарушений условий пользования недрами, несоблюдением сроков и объемов работ, установленных лицензией на право пользования недрами.

Решение о досрочном прекращении права пользования недрами, как и решение о предоставлении краткосрочного права пользования недрами, в соответствии со статьями 10.1 и 20 Закона Российской Федерации «О недрах», принимаются органом управления государственным фондом недр.

Для получения права краткосрочного пользования недрами необходимо подать заявку с приложением необходимых документов в порядке, предусмотренном приказом МПР РФ от 24.01.2005 № 22 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение краткосрочного (сроком до одного года) права пользования участком недр», которым предусмотрено, что в удовлетворении заявки может быть отказано по следующим основаниям:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

весы.jpg

При этом законодательством не установлено, сколько именно финансовых, технических средств и квалифицированных специалистов должно быть у заявителя, чтобы иметь возможность получить краткосрочное право пользования недрами. Такие критерии также не устанавливаются и самим органом управления фондом недр, поскольку определить точные данные по каждому участку недр не представляется возможным.

Т.е. фактически указанный орган государственной власти принимает решение о предоставлении краткосрочного права пользования недрами по своему усмотрению.

Учитывая, что цель предоставления краткосрочного права пользования недрами — это рациональное пользование недрами, а именно если приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, получается, что предоставление краткосрочного права пользования недрами пользователю, который допустил нарушения условий лицензии на данном участке и не смог предотвратить досрочное прекращение права пользования недрами, как минимум нецелесообразно с точки зрения рационального пользования недрами.

Фактически наличие существенных нарушений условий лицензии формально можно трактовать как раз как отсутствие должных финансовых или технологических возможностей недропользователя для обеспечения рационального пользования недрами.

Таким образом, государственный орган, несмотря на отсутствие ограничений в законодательстве, как правило, не выдает краткосрочную лицензию пользователю недр, у которого на этот участок была досрочно прекращена лицензия.

Также часто возникает вопрос о преимуществах краткосрочной лицензии на право пользования недрами.

Действующим законодательством таких преимуществ не установлено. Более того, такой вид пользования установлен для того, чтобы работы, связанные с пользованием недрами, не прекращались, пока орган управления фондом недр будет проводить процедуру принятия решения о новом пользователе недр.

Исходя из положений статьи 21.1 Закона Российской Федерации «О недрах», краткосрочная лицензия выдается на участки недр, на которых уже ведется разработка, т.е. после истечения срока краткосрочной лицензии по данному участку право пользования недрами будет предусматривать добычу полезных ископаемых.

В соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» право пользования недрами для целей разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи, осуществляемых по совмещенной лицензии, предоставляется посредством конкурса или аукциона.

В соответствии со статьей 13.1 четко установлены критерии выявления победителя как в конкурсе, так и в аукционе на право пользования недрами. Таким образом, преимущества владельца краткосрочной лицензии перед другими участниками аукциона или конкурса фактически влекло бы дискриминацию таких участников, и соответственно влекло бы нарушение как законодательства о недрах, так и антимонопольного законодательства.

Особенности продления действия лицензии

Статьей 10 Закона РФ «О недрах» установлено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при отсутствии нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

По сути процедура продления лицензии на право пользования недрами представляет собой процедуру внесения изменений в такую лицензию. Ключевой особенностью в данном случае является подтверждение недропользователем отсутствия с его стороны нарушения любых обязательств, предусмотренных условиями пользования недрами.

Деятельность на участке недр подлежит горному и геологическому надзору. В соответствии с положениями о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, указанные службы уполномочены на осуществление государственных геологического и горного надзоров соответственно.

Таким образом, указанные службы являются органами власти, подтверждающими наличие или отсутствие нарушений пользования недрами, либо подтверждающими устранение недропользователем нарушений выявленных ранее.

Вместе с тем, в настоящее время единая база данных между надзорными органами и органами, предоставляющими лицензии на право пользования недрами, полностью не отлажена.

В этой связи законодателем было предусмотрено положение в Административном регламенте Роснедра по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденной приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315, которым установлено, что недропользователь в случае подачи заявки на продление лицензии прикладывает к такой заявке копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления).

Также необходимо отметить еще одну особенность, установленную в указанном регламенте Роснедра, а именно то, что в случае необходимости продления срока пользования участком недр заявка по вопросу продления указанного срока должна быть подана не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензии.


Группа юридических компаний «ВИВАТ Консалт»
Москва, ул. Шоссейная, дом 1, корп. 2.
Тел.: (495) 989-18-38, (499) 340-17-45.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (14)/декабрь 2011 г.
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X