17 апреля 2025, Четверг
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
28 сентября 2018

Юридические проблемы, связанные с добычей попутных полезных ископаемых

messages_black
0
eye_black
2066
like_black
0
dislike_black
0
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко —  Директор правового департамента Группы компаний Auriant Mining, партнёр  Юридической компании «Шаповалов Петров»,  кандидат юридических наук, член Общества  экспертов России по недропользованию

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) Пользователи недр — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться в совокупности более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц, дочерние общества таких юридических лиц, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов, могут осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях, после получения заключения государственной экспертизы, предусмотренной статьей 29 настоящего Закона, и внесения соответствующих изменений в лицензию.

Практически у всех недропользователей, имеющих лицензию на разведку и добычу рудного золота, в подготавливаемой ими проектной документации для согласования в ЦКР (ТКР) ТПИ указано, что конечным продуктом в технологической цепочке извлечения руды и её переработке на золотоизвлекательной фабрике является лигатурное золото (сплав Доре),содержащее как само чистое золото, так и другие попутные полезные ископаемые (серебро, медь, свинец и т.д.), отвечающие признакам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2017 № 963.    

В частности в указанном Постановлении Правительства РФ № 963 указано, что попутными полезными ископаемыми являются те ископаемые, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
  • вместе с полезным(ми) ископаемым(ми), указанным(ми) в лицензии на пользование недрами и (или) учтённым(ми) в государственном балансе запасов полезных ископаемых, залегают в недрах и (или) содержатся в отходах добычи полезных ископаемых;
  • без полезного ископаемого (ых), указанного (ых) в лицензии на пользование недрами  и (или) учтённым (ми) в государственном балансе запасов полезных ископаемых, невозможна и (или) экономически нецелесообразна самостоятельная добыча (извлечение) полезных ископаемых, признаваемых попутными;
  • попутным, при его добыче не превышает 10 процентов общей стоимости всех полезных ископаемых, учтённых государственным балан-расчётная стоимость полезного ископаемого, признаваемого сом запасов полезных ископаемых на участке недр.
Получаемое такими недропользователями лигатурное золото в дальнейшем должно будет пройти аффинаж на аффинажном заводе, в результате которого недропользователь получает чистое золото и серебро.

Причём у таких недропользователей в лицензии и условиях пользования недрами (лицензионном соглашении) (особенно это касается неактуализированных лицензий) может быть указано только право на добычу и извлечение рудного золота, а на государственном балансе по его лицензионной площади может стоять и золото и серебро, либо серебро и иные попутные ископаемые вообще могут не стоять на государственном балансе.

В актуализированных лицензиях в условиях пользования недрами в качестве наименования основных (преобладающих) видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр, может быть также указано только золото из коренных (рудных) месторождений, или же может быть указание на право добычи сопутствующих компонентов (в Законе о недрах и Постановлении Правительства РФ № 963 нет понятия «сопутствующих компонентов», а есть понятие только «попутных полезных ископаемых», вопрос тождественности данных понятий достаточно дискуссионный).

При этом ст. 9 Закона о недрах не применяется к недропользователям, у которых в уставном капитале нет участия Российской Федерации либо доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в уставном капитале в совокупности не превышает пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться в совокупности менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц.

В настоящее время в региональных ТКР ТПИ наблюдаются случаи отказа недропользователям в согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участка недр, по тому основанию, что у них на государственном балансе стоит кроме золота также и серебро (либо серебро не стоит на государственном балансе вообще), лицензия выдана только на разведку и добычу рудного золота, а проектной документацией предусмотрено получение лигатурного золота, содержащего как золото, так и серебро, а также иные попутные полезные ископаемые.

Причём такие ТКР ТПИ, ссылаясь на положения ст. 9 Закона о недрах, требуют от недропользователей до согласования проектной документации поставить на государственный баланс 
(если не поставлены) попутные полезные ископаемые и внести изменения в лицензию в части установления права на добычу попутного полезного ископаемого (серебра), и заплатить разовый платёж за право добычи серебра.   

Вместе с этим недропользователи, в уставном капитале которых нет доли участия Российской Федерации либо доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности не превышает пятьдесят процентов… не подпадают по действие ст. 9 Закона о недрах и получается, что они могут приобрести право на добычу попутного полезного ископаемого только в рамках общей процедуры приобретения лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого по праву «первооткрывательства», в соответствии с п. 3 ст. 10.1 Закона о недрах, либо в рамках конкурса или аукциона, на основании ст. 13.1 Закона о недрах.  

Причём вполне понятно, что в этом случае недропользователь юридически не может приступить к добыче основного полезного ископаемого до внесения изменений в лицензию и утверждения проектной документации ТКР ТПИ, так как извлечение попутного полезного ископаемого происходит в рамках одного технологического процесса вместе с основным полезным ископаемым. 

Также без полезного ископаемого, указанного в лицензии (золото), невозможна и экономически нецелесообразна добыча попутного полезного ископаемого (серебра).

Минприроды России в своём ответе от 11.09.2018 № 17-50/07665-ОГ (далее — Ответ) на частный запрос указало, что действительно, в соответствии с п. 2 и 7 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах, а также п. 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участка недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 
№ 118), добыча попутных полезных ископаемых может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в лицензию.

Вместе с тем такие изменения в лицензию, как указало Минприроды России в Ответе, могут осуществляться только на основании заявлений компаний, у которых доля (вклад) государственного участия или участия субъекта РФ превышает пятьдесят процентов.

При этом хотя Минприроды России в своём Ответе и указало, что ими рассматривается возможность расширения субъектного состава ч. 8 ст. 9 Закона о недрах, но проблема существует до сих пор и за несколько месяцев она не решится.

Сейчас же, при применении формального подхода, ТКР ТПИ в настоящее время могут отказывать указанной категории пользователей недр в согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участка недр, руководствуясь п. 2 и 7 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах, а также п. 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.

Данные действия ТКР ТПИ могут повлечь фактическую остановку добычи рудного золота на большинстве предприятий.

В этой связи целесообразно на уровне Союза золотопромышленников России, Горнорудного консультационного совета, ТПП РФ или Научно-координационного совета по вопросам развития в сфере добычи и производства драгоценных металлов и камней при Минпромторге России выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в ч. 8 ст. 9 Закона о недрах в части предоставления возможности всем пользователям недр осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) при условии внесения изменений в лицензию на право пользования недрами. 

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентября 2018 г.

16.12.24
Совершение сделок с акциями и долями в уставных капиталах обществ-недропользователей с разрешения Президента Российской Федерации
16.12.24
Размещение вскрыши во внутреннем отвале не является размещением отхода
11.12.24
Влияние санкционных ограничений на золотодобывающую отрасль Российской Федерации
19.11.24
Получить разрешение на использование лесного участка с правом рубки в зелёной зоне и особо защитном участке леса нельзя
19.11.24
Изменения законодательства в области недропользования с 1 сентября 2024 года
11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
01.10.23
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
16.03.23
Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
16.03.23
Отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения по участкам с прогнозными ресурсами
20.02.23
Обзор Закона о блокировке действий иностранных компаний, которые могут угрожать пользованию недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры
20.02.23
Обзор изменений в Закон «О недрах» и иные законодательные акты, позволяющих недропользователям добывать полезные ископаемые из отходов недропользования
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика