01 Декабря 2020, Вторник08:22 МСК
Курсы на 01.12.2020
76,39 +0,09
Au 1 789 +0,45%
Ag 22,95 +0,87%
91,13 -0,18
Pt 986,40 +1,50%
Pd 2 403 +0,71%

О правовом статусе квоты на поставку минерального сырья

А.В. Вакуленко —  партнер Юридической компании  «Шаповалов Петров», кандидат юридических  наук, член Общества экспертов России по  недропользованию.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395­1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) к задачам государственного регулирования относятся в том числе установление квот на поставку добываемого минерального сырья. 

Квота на поставку минерального сырья по своей природе, если буквально толковать ст. 35 Закона о недрах, могла бы быть определена, как некий лимит объёма минерального сырья, который может поставить лицо, на основании имеющегося права пользования недрами (лицензии), в определённый период времени (календарный год).

Исходя из смысла указанной выше статьи, квота на поставку минерального сырья может быть получена только недропользователем, обладающим правом пользования недрами, а не лицом, которое перерабатывает полученное от недропользователя минеральное сырьё на основании гражданско­-правового договора (договор купли­-продажи, подряда на переработку минерального сырья).

Некоторыми субъектами Российской Федерации были изданы ещё в 90­-е годы постановления о порядке установления квот на поставку добываемого минерального сырья. Многие из них отменены.

Например, Главой Администрации Амурской области было утверждено постановление от 07.07.1998 г. № 305 «Об утверждении Положения о квотировании золотодобычи в Амурской области».

Сейчас оно отменено постановлением Губернатора Амурской области от 29.03.2008 г. № 137, на основании протеста Прокурора Амурской области от 18.03.2008 г. № 7­22/23­08.

В своём протесте Прокурор Амурской области указал, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Лицензия и её неотъемлемые части должны содержать в том числе согласованный уровень добычи полезных ископаемых (для актуализированных лицензий сейчас уровень добычи содержится в проектной документации на разработку месторождений), указание на право собственности на добытое минеральное сырьё. В итоге Прокурор Амурской области пришёл к выводу, что уровень добычи минерального сырья для недропользователя может быть ограничен только условиями лицензии.

Золотодобыча

В настоящее время уровень добычи минерального сырья установлен в условиях пользования недрами (для неактуализированных лицензий), проектной документации на разработку месторождения, годовым планом развития горных работ.

В этой связи в настоящее время существует правовая неопределённость, когда де-­юре недропользователь не обязан получать квоту на поставку минерального сырья, а де­-факто аффинажные заводы, кредитные организации и Гохран требуют при заключении договоров аффинажа минерального сырья, заключении и регистрации договоров купли-­продажи драгоценного металла предоставления квоты на поставку минерального сырья или квоты на продажу химически чистого золота, выдаваемой субъектом Российской Федерации.

При этом в некоторых субъектах РФ всё ещё действует порядок установления квот на поставку добываемого минерального сырья (приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 30.11.2017 г. № 1690), в других субъектах такой порядок не установлен.

В этой связи у недропользователей может возникнуть ряд вопросов:

  • какими нормативными правовыми актами регламентируется обязанность получения недропользователями квот, помимо ст. 35 Закона о недрах?
  • недропользователям необходимо получать квоту на поставку минерального сырья или поставку химически чистого (аффинированного) золота, или добычу химически чистого (аффинированного) золота?
  • какова цель законодательного введения квот на поставку минерального сырья или химически чистого (аффинированного) золота?
  • обоснованы ли требования Гохран России о предоставлении квоты на поставку минерального сырья или химически чистого (аффинированного) золота для учёта договора купли-продажи химически чистого золота и каким нормативным правовым актом это определено?
  • обоснованы ли требования аффинажных заводов и кредитных организаций о предоставлении квоты на поставку минерального сырья или химически чистого (аффинированного) золота для заключения недропользователями договоров аффинажа минерального сырья и купли­-продажи химически чистого золота? 

Золотая жила

Минфин России на официальный запрос по указанным выше вопросам дал промежуточный ответ, указав, что эти вопросы не относятся к его компетенции, и перенаправил запрос в Минприроды России. 

Минприроды России сделал следующие выводы в своём ответе:

  • «частью третьей статьи 35 Закона «О недрах» установлено, что одной из задач государственного регулирования является установление квот на поставку добываемого минерального сырья. При этом положения указанной нормы в настоящее время не реализуются, поскольку вышеназванными законами понятие и правовое содержание квоты на добычу или поставку минерального сырья не установлены;
  • в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона «О недрах» лицензия на пользование недрами должна содержать в том числе согласованный уровень добычи минерального сырья;
  • согласно подпункту «а» пункта 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118, проектная документация на разработку месторождений твердых полезных ископаемых должна включать технико­экономические показатели разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровни годовой добычи полезных ископаемых. Иные порядки, предусматривающие установление уровня добычи полезных ископаемых пользователями недр, законодательством Российской Федерации о недрах не предусмотрены;
  • квотирование добычи драгоценных металлов и драгоценных камней закреплено в нормативных правовых актах отдельных субъектов Российской Федерации. Вместе с тем такие акты в настоящее время признаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации утратившими силу как несоответствующие федеральному законодательству».

Конечно, Минприроды России не полностью ответило на официальный запрос, не разграничило понятия квотирования поставки минерального сырья и химически чистого золота, не рассмотрело проблему с точки зрения Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях, но как минимум есть причина задуматься, а на основании чего Гохран России, кредитные организации и аффинажные заводы требуют квоту.

Если в отдельных регионах всё ещё действуют НПА об установлении квот на поставку минерального сырья (например, Забайкальский край), то есть все основания признать их недействительными.

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 4 (46)/декабрь 2019 г.

Разграничение продукции (незавершённого производства) и отхода добычи полезных ископаемых
Проблемы золотодобытчиков в землепользовании при недропользовании
Перевод категории земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в федеральной собственности, в земли промышленности для целей добычи полезных ископаемых.
Риски переоформления лицензии на право пользования недрами в процедуре банкротства
^ Наверх