19 июня 2024, Среда06:44 МСК
Вход/Регистрация

Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием

Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.



С 01.03.2023 г. вступили изменения в Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — ФЗ № 57), внесённые Федеральным законом от 29.12.2022 г. № 577-ФЗ (далее — ФЗ № 577).

Данные поправки расширяют случаи необходимости согласования с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее — Правкомиссия) установления контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение (далее — Общества).

Иностранный инвестор Общества должен подать ходатайство в течение трёх месяцев, если он стал признаваться таковым в следствии следующих причин:

1. В результате изменений соотношения голосов внутри Общества, которое ведёт к установлению контроля иностранным инвестором над ним (владение более 25 % акций/долей в уставном капитале Общества. Изменение соотношения голосов может возникнуть в результате выкупа Обществом своих акций или долей в уставном капитале, распределении долей среди участников или конвертации привилегированных акций в обыкновенные.

2. В результате приобретения второго гражданства, вида на жительство, постоянного проживания в иностранном государстве (более 6 мес.), оформления выхода из гражданства РФ и т.д. Фактически данная норма закрепляет то, что лицо, получившее вид на жительство, становится иностранным инвестором. При этом в п. 2 ст. 3 ФЗ № 57, определяющий кто является иностранным инвестором, соответствующие изменения внесены не были. Если, например, российский гражданин, прямо или косвенно контролирующий Общество, владеющее правом пользования участком недр федерального значения, получает иностранное гражданство, вид на жительство или отказывается от российского гражданства, то такой гражданин обязан подать заявление в Правкомиссию о согласовании установления контроля иностранного инвестора над Обществом.

Согласованию также подлежит установление контроля над Обществом, которое обращается за получением лицензии (на осуществление маркшейдерской деятельности, на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов и т.д.), свидетельства об аккредитации или внесением изменений в такие лицензии.

Это требование не относится к получению лицензий на участки недр федерального значения, так как в этой части действует отдельный порядок (п. 5.7 ФЗ № 577).

При этом, если ФАС России установит, что произошло установление контроля и получена лицензия или аккредитация без согласования, то она выносит и направляет заключение в Правкомиссию. Такое заключение может быть оспорено иностранным инвестором в течение 3-х месяцев с даты вынесения.

Правкомиссия может принять решение о необходимости приостановления действия выданных лицензий и аккредитаций на основании заключения ФАС России.

Орган, выдавший разрешительные документы, на основании решения Правкомиссии приостанавливает их действие до принятия судом решения об аннулировании лицензий и аккредитаций.

Действие лицензий или аккредитаций возобновляется на основании вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным заключения надзорного органа.

Если иностранный инвестор не обжаловал заключение ФАС России или суд отказал в признании заключения недействительным, то орган, выдавший разрешительные документы, обязан обратиться в суд с заявлением об их аннулировании.

В случае признания судом заключения ФАС России недействительным, убытки, в том числе упущенная выгода, подлежат взысканию с надзорного органа.

В заявлении на получение лицензии теперь Обществам будет нужно указывать находятся ли они под контролем иностранного инвестора или нет. Если находится, то представить сведения о решении Правкомиссии по согласованию установления контроля. Если согласования нет, то заявление возвращается Обществу.

То же самое относится к случаю реорганизации Общества в форме преобразования, слияния или присоединения к другому юрлицу при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

Раньше установление контроля над обществами, имеющими стратегическое значение, иностранным инвестором без согласования с Правкомиссией грозило, например, применением последствий недействительности ничтожной сделки — лишение права голоса иностранного инвестора.

С 2022 г. появился дополнительный риск — обращение акций (долей в уставном капитале) такого общества, которым владеет иностранный инвестор, в доход государства.

Например, в деле № А42-10735/2019 был предъявлен иск ФАС России к кипрским компаниям-покупателям 74,97 % долей в уставном капитале ООО «Фин-Проект», которое являлось единственным участником ООО «Ловозерский ГОК» (владеет лицензиями на разведку и добычу редкоземельных металлов).

Фактически, иностранными компаниями был установлен косвенный контроль над Обществом, имеющим стратегическое значение, без согласования, предусмотренного ФЗ № 57.

Дело осложнялось тем, что продавец долей киприотам был ликвидирован и применить последствия недействительности ничтожной сделки в классическом понимании было невозможно.

Сначала ФАС России хотела лишить кипрские компании права голоса и признать недействительными договоры купли-продажи и залога долей в уставном капитале ООО «Фин-Проект», но на втором круге рассмотрения дела уточнилась и захотела в качестве последствия недействительности ничтожной сделки взыскать в доход государства приобретённые киприотами доли.

Суды апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону надзорного органа.

Теперь с 01.03.2023 появится дополнительное последствие отсутствия согласования Правкомиссии установления контроля иностранным инвестором над стратегическими обществами — приостановка и аннулирование полученных обществами лицензий и аккредитаций, а также аннулирование внесённых изменений в реестр лицензий.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (59)/март 2023 г.
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X