К вопросу Минприроды о беспрепятственной передаче прав на открытое месторождение
Минприроды России предлагает рассмотреть механизм беспрепятственной передачи прав пользования участком недр от лица, открывшего месторождение «по заявительному принципу» новому пользователю недр с целью создания нормативной основы деятельности юниорных геологоразведочных компаний.
0
6830
0
0
В.Н. Иванов — советник председателя Союза золотопромышленников, к.г.-м.н.
Актуальность постановки данного вопроса очевидна. В результате проведения лицензирования по «заявительному принципу» в настоящее время создано большое количество частных компаний, нацеленных на эффективный результат на ранних стадиях ГРР.
В связи с чем, необходимо разработать и законодательно закрепить не только механизм передачи прав пользования участками недр от юниорных компаний новому пользователю недр, но и весь комплекс производственных отношений, возникающий вокруг института частных юниорных геологоразведочных компаний.
В частности, приказ Минприроды России от 10.11.2016 г. № 583, устанавливающий безаукционное право пользования участками недр (УН) по «заявительному принципу», исключает предоставление УН при наличии запасов любых категорий и (или) прогнозных ресурсов категорий Р1 и Р2. Между тем этих «запасов» и ресурсов недостаточно, чтобы на ранних стадиях ГРР открыть месторождение, дать оценку промышленного значения и рекомендовать его к дальнейшему изучению. Юниоры ставят себе такую задачу и потому имеют право на безаукционное предоставление лицензий по «заявительному принципу».
Прогнозные ресурсы категорий Р1 и Р2, если они подтвердятся, могут быть использованы как признаки или критерии для поиска и открытия месторождений, соблюдая правило «ищи руду возле руды». Снятие ограничений на нерентабельные запасы и прогнозные ресурсы повысит эффективность юниорных компаний, ускорит открытия новых месторождений и укрепит сырьевую базу добывающей отрасли.
Приказ Минприроды России от 11.11.2004 г. № 689 определил, что документально подтвержденными фактами открытия месторождения являются запасы категорий C1 и C2, а также заключение государственной экспертизы, подтверждающее его промышленное значение. Необходимо отметить, что в многостадийной системе геологической деятельности считать разведанные запасы фактом открытия месторождения — это все равно, что «ставить телегу впереди лошади».
Основу оценки перспектив открытого месторождения на ранних стадиях ГРР могут составить предполагаемые и, отчасти, исчисленные ресурсы по стандарту JORC. По мере повышения уровня геологической изученности открытое месторождение будет передаваться другим недропользователям.
Практика показала, что в 2018 г. было выдано всего 3 свидетельства на твердые полезные ископаемые. А в числе ранее выданных свидетельств присутствуют месторождения, которые априори не могут иметь самостоятельного промышленного значения, поскольку масштаб их ограничен размерами разведанных запасов (около 1 т коренного золота). Негативное действие данного приказа заключается в том, что игнорируется основной принцип геологического изучения — от общего к частному. Кроме того, финансирование на ранних стадиях ГРР ведётся за счет собственных средств и поэтому решение о целесообразности перехода от стадии поисков к разведке (и добыче) открытого месторождения должно приниматься без участия органов государственной экспертизы.
На эффективность деятельности юниорных компаний может также повлиять норма, установленная Законом РФ «О недрах» — об отнесении к участкам недр федерального значения запасы коренного золота от 50 т. В случае, если на стадии поисков будет вырисовываться месторождение с запасами более 50 т, то интерес к их дальнейшему изучению у юниорных компаний может снизиться из-за увеличения рисков — процедур оформления и переоформления участков недр федерального значения, вероятность изъятия с «возмещением» затрат и т.д.
Между тем, запасы в 50 т характеризуют небольшое, часто встречающееся месторождение, отказ от изучения которых может нанести значительный ущерб сырьевой базе золотодобывающей отрасли. Установление столь низкого стратегического порога не способствует привлечению частных инвестиций, в том числе иностранных, для восстановления добычи золота в традиционных районах, а также развития труднодоступных территорий.
Предложение Минприроды России о разработке механизма беспрепятственной передачи прав пользования участком недр от лица, открывшего месторождение «по заявительному принципу» новому пользователю недр в связи с деятельностью института юниорных геологоразведочных компаний следует дополнить рядом законодательных инициатив.
1. Безаукционное предоставление прав пользования недрами по заявительному принципу следует осуществлять независимо от наличия на УН запасов и (или) прогнозных ресурсов любых категорий, если они по количеству и качеству не обеспечивают начальную геолого-экономическую оценку открытого месторождения.
2. Фактом открытия месторождения по результатам геолого-экономической оценки следует признать решение пользователя недр, осуществляющего ГРР за счет собственных средств, о целесообразности его дальнейшего геологического изучения.
3. При геологическом изучении на ранних стадиях ГРР исключить отнесение запасов коренного золота от 50 т и выше к участкам недр федерального значения.
4. Не ограничиться поставленными вопросами, а рассмотреть весь комплекс проблем, связанных с рынком частных юниорных компаний.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2020 г.
Актуальность постановки данного вопроса очевидна. В результате проведения лицензирования по «заявительному принципу» в настоящее время создано большое количество частных компаний, нацеленных на эффективный результат на ранних стадиях ГРР.
В связи с чем, необходимо разработать и законодательно закрепить не только механизм передачи прав пользования участками недр от юниорных компаний новому пользователю недр, но и весь комплекс производственных отношений, возникающий вокруг института частных юниорных геологоразведочных компаний.
В частности, приказ Минприроды России от 10.11.2016 г. № 583, устанавливающий безаукционное право пользования участками недр (УН) по «заявительному принципу», исключает предоставление УН при наличии запасов любых категорий и (или) прогнозных ресурсов категорий Р1 и Р2. Между тем этих «запасов» и ресурсов недостаточно, чтобы на ранних стадиях ГРР открыть месторождение, дать оценку промышленного значения и рекомендовать его к дальнейшему изучению. Юниоры ставят себе такую задачу и потому имеют право на безаукционное предоставление лицензий по «заявительному принципу».
Прогнозные ресурсы категорий Р1 и Р2, если они подтвердятся, могут быть использованы как признаки или критерии для поиска и открытия месторождений, соблюдая правило «ищи руду возле руды». Снятие ограничений на нерентабельные запасы и прогнозные ресурсы повысит эффективность юниорных компаний, ускорит открытия новых месторождений и укрепит сырьевую базу добывающей отрасли.
Приказ Минприроды России от 11.11.2004 г. № 689 определил, что документально подтвержденными фактами открытия месторождения являются запасы категорий C1 и C2, а также заключение государственной экспертизы, подтверждающее его промышленное значение. Необходимо отметить, что в многостадийной системе геологической деятельности считать разведанные запасы фактом открытия месторождения — это все равно, что «ставить телегу впереди лошади».
Основу оценки перспектив открытого месторождения на ранних стадиях ГРР могут составить предполагаемые и, отчасти, исчисленные ресурсы по стандарту JORC. По мере повышения уровня геологической изученности открытое месторождение будет передаваться другим недропользователям.
Практика показала, что в 2018 г. было выдано всего 3 свидетельства на твердые полезные ископаемые. А в числе ранее выданных свидетельств присутствуют месторождения, которые априори не могут иметь самостоятельного промышленного значения, поскольку масштаб их ограничен размерами разведанных запасов (около 1 т коренного золота). Негативное действие данного приказа заключается в том, что игнорируется основной принцип геологического изучения — от общего к частному. Кроме того, финансирование на ранних стадиях ГРР ведётся за счет собственных средств и поэтому решение о целесообразности перехода от стадии поисков к разведке (и добыче) открытого месторождения должно приниматься без участия органов государственной экспертизы.
На эффективность деятельности юниорных компаний может также повлиять норма, установленная Законом РФ «О недрах» — об отнесении к участкам недр федерального значения запасы коренного золота от 50 т. В случае, если на стадии поисков будет вырисовываться месторождение с запасами более 50 т, то интерес к их дальнейшему изучению у юниорных компаний может снизиться из-за увеличения рисков — процедур оформления и переоформления участков недр федерального значения, вероятность изъятия с «возмещением» затрат и т.д.
Между тем, запасы в 50 т характеризуют небольшое, часто встречающееся месторождение, отказ от изучения которых может нанести значительный ущерб сырьевой базе золотодобывающей отрасли. Установление столь низкого стратегического порога не способствует привлечению частных инвестиций, в том числе иностранных, для восстановления добычи золота в традиционных районах, а также развития труднодоступных территорий.
Предложение Минприроды России о разработке механизма беспрепятственной передачи прав пользования участком недр от лица, открывшего месторождение «по заявительному принципу» новому пользователю недр в связи с деятельностью института юниорных геологоразведочных компаний следует дополнить рядом законодательных инициатив.
1. Безаукционное предоставление прав пользования недрами по заявительному принципу следует осуществлять независимо от наличия на УН запасов и (или) прогнозных ресурсов любых категорий, если они по количеству и качеству не обеспечивают начальную геолого-экономическую оценку открытого месторождения.
2. Фактом открытия месторождения по результатам геолого-экономической оценки следует признать решение пользователя недр, осуществляющего ГРР за счет собственных средств, о целесообразности его дальнейшего геологического изучения.
3. При геологическом изучении на ранних стадиях ГРР исключить отнесение запасов коренного золота от 50 т и выше к участкам недр федерального значения.
4. Не ограничиться поставленными вопросами, а рассмотреть весь комплекс проблем, связанных с рынком частных юниорных компаний.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2020 г.