19 марта 2024, Вторник10:24 МСК
Вход/Регистрация

О мерах по обеспечению устойчивости золотодобывающей отрасли в условиях санкционной политики США и их союзников, и о сохранении и увеличении запасов золота в России

Доклад В.И. Таракановского, председателя Совета Союза старателей России, на Международном горно-геологическом форуме «Мингео Сибирь», который прошел
25–26 мая в г. Красноярск.

таракановский.jpgВ.И. Таракановский — председатель Совета Союза старателей России.



Золотодобывающая промышленность России одна из немногих отраслей страны, которая развивается успешно и последовательно наращивает объёмы производства на протяжении последних 20 лет. В 2021 г. по сравнению с 1991 г. добыча золота возросла с 143 до 332 т, увеличившись в 2,3 раза; производство достигло 363,5 т — в 2,2 раза больше, чем в 1991 г. В отрасли занято свыше 60 тыс. квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых регионах нашей страны — в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах до одного миллиона человек. Отрасль производит высоколиквидную продукцию на сумму свыше 18 млрд долл. и обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов рублей ежегодно.

7 марта 2022 г. лондонская ассоциация драгметаллов (LBMA) временно лишила аффинажные предприятия России статуса Good Delivery, что прекратило практику называть их «надежными продавцами». Потеря аккредитации LBMA затруднит для предприятий продажу золота и серебра на лондонском рынке, поскольку крупные международные банки обычно имеют дело только с заводами, имеющими статус Good Delivery.

Введение международных санкций cоздало серьёзную угрозу не только дальнейшему развитию золотодобычи, но и существованию 422 небольших золотодобывающих предприятий с добычей до 100 кг золота в год, в которых занята основная масса трудящихся (до 40 тыс. специалистов), многие из этих предприятий и старательских артелей являются градообразующими в отдалённых регионах.

XIX век, Аллен Гринспен, глава Федеральной резервной системы США с 1987 по 2006 г.: «Золото по-прежнему служит главным платежным средством в мире. В чрезвычайных обстоятельствах бумажные деньги не нужны никому, тогда как золото принимают к оплате везде и всегда».

Золото является гарантом экономической мощи государства, оно не может быть конфисковано и при любых обстоятельствах становится гарантом стабильности в экономической сфере. При этом наращивание золота в российских резервах обеспечивает полный иммунитет по отношению к экономическим санкциям Запада. Золото в резервах ЦБ на начало 2022 г. составляло всего 19,1 %, в то время как (по данным Всемирного совета по золоту) в США на золото приходится более 79,1 %, в Германии — 75, Нидерландах — 71,5, Италии — 70,5, Франции — 65. Есть впечатляющие данные и по некоторым постсоветским странам: в Казахстане — 68 %; Узбекистане — 59 %.
слитки золота.jpg
Не буду говорить о проблемах золотодобывающей промышленности: особо защищенные участки леса (ОЗУ), лесовосстановление, утильсбор, работа WWF, требующая ликвидировать россыпную золотодобычу в России, принятии законов об обработке техногенных образований (месторождений), незаконной добыче золота, рабочей силе (мигрантов), поисковых лицензиях, ГИИС ДМДК, резко возросла стоимость материальных ресурсов.

Необходимо срочно решить вопросы: кому продавать добытое золото и цена продажи. Купить золото может ЦБ через коммерческие банки, государство в лице Минфина (ГОХРАН), московская биржа, Фонд национального благосостояния, частные лица, промышленники, золото на экспорт.

Политика ЦБ РФ отличается полной непредсказуемостью и неопределённостью. Так прекращение закупок золота в государственные резервы в 2020 г. привело к экспорту добытого золота в количестве свыше 622 т за рубеж, в основном во враждебные нашей стране государства. Россия таким образом лишилась части своих золотовалютных резервов в объёме до 40 млрд долл. 25 марта 2022 г. ЦБ объявил, что с 28 марта 2022 г. будет покупать золото у кредитных организаций по фиксированной цене. Цена с 28 марта по 30 июня 2022 г. была установлена в размере 5 тыс. руб. за 1 г. Но вскоре Банк России сообщил, что с 8 апреля 2022 г. будет осуществлять покупку золота по договорной цене вместо фиксированной, обосновав своё решение снижением рыночной цены до 4,7 тыс. руб. за 1 г. Аналитики затруднились объяснить, о какого рода договорной цене идет речь. С 19 апреля 2022 г. ЦБ установил учетную цену золота в 5015 руб. за 1 г (63 долл. за 1 г или примерно 1950 долл./унц. при ценах на мировых биржах на уровне 1975 долл./унц.).

Вопросы по поводу странностей золотой политики Банка России, которые стали замечаться в последние два года, возникали у многих независимых экспертов. На эту ситуацию отреагировали депутаты Государственной думы РФ. 21 декабря 2021 г. российский парламент обращался к ЦБ и правительству с вопросом о том, почему все добываемое в стране золото вывозится за ее пределы и почему Банк России прекратил накапливать золото в составе международных резервов РФ.

Как считают многие эксперты, мораторий на закупку золота Банком России — результат лоббирования финансового мегарегулятора «золотым интернационалом», осуществляющим грабёж России. Центробанк не гарантирует покупку всего добытого золота, кроме того, он еще находится под санкциями. В ответном письме № 09-19- 4/3092 от 14.04.2022 г. заместителя Председателя Центрального Банка РФ А.Б. Заботкина Председателю Союза золотопромышленников С.Г. Кашубе сказано: «Гарантированные закупки всего доступного на внутреннем рынке объема золота Банком России считаем нецелесообразным…» при этом предложил отправлять добытое золото на экспорт. Минфин также рекомендовал отправлять золото на экспорт.

ГОХРАН может купить в год 8 т золота партиями не менее 2-х т без предоплаты. Московские биржи закупают мизерное количество золота. Частные лица вместе с ювелирами не более 40–50 т в год. Промышленность потребляет не больше тонны. Поставки на экспорт золота в настоящее время в создавшихся военных условиях необходимо прекратить. Тем более, что на экспорт золото могут отправить только крупные предприятия (не более 25–30). Иностранные покупатели также применяют дисконт к ценам (до 10 %) на наше золото. Считаем, что добытое золото до 300 т должно покупать государство в лице ГОХРАНа для Государственного фонда ДМ и ДК в приоритетном порядке и на условиях (цене, предоплате), оговоренных в Федеральном Законе от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ « О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Союз старателей России последовательно, на протяжении многих лет отстаивает необходимость увеличения доли золота в международных резервах страны, потому что:
  • во-первых, своими закупками металла у отечественных добытчиков Банк России стимулировал бы развитие «валютного цеха» страны;
  • во-вторых, укреплял бы российский рубль;
  • в-третьих, помогал бы создавать запас золота как «чрезвычайных денег» для расчетов с другими государствами.
Основная проблема золотодобывающей промышленности России — отсутствие гарантий реализации произведённой продукции по ценам в соответствии с Законодательством РФ и нормативными инструкциями Банка России.

Объявленное банком России ценообразование «по договорным ценам» создаёт полную неопределённость по условиям закупок и напрямую нарушает не только Законы Российской Федерации и противоречит п. 1 ст. 21 Федерального Закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 11.06.2021 г.), в которой сказано, что «при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка», но и Указание самого Банка России от 28.05.2003 г. № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы». В соответствии с п. 2 данного Порядка учетные цены на аффинированные драгоценные металлы рассчитываются Банком России исходя из действующих на момент расчета значений цен на золото, серебро, платину и палладий, зафиксированных на лондонском рынке наличного металла «спот» в ходе стандартных процедур установления цен рынка, и пересчитываются в рубли по официальному курсу доллара США к российскому рублю, действующему на день, следующий за днем установления учетных цен. ЦБ установил договорные цены с дисконтом 15 % к расчетным, к тому же за счет укрепления рубля к доллару цены упали на 11 %.

Коммерческие банки устанавливают свой дисконт на приобретение золота у предприятий, в итоге золотодобытчики теряют свыше 20 % стоимости драгоценного металла по сравнению с мировыми ценами, при этом все материальные ресурсы, запасные части и оборудование вынуждены приобретать по мировым ценам, что никак не согласуется с рыночной экономикой, провозглашённой в России. Политика грабежа реального промышленного сектора коммерческими банками, наживающимися на безвыходном положении производителей золота, попахивает мародёрством.

Банк России и коммерческие банки не проявили себя как надёжные покупатели произведённого в России золота, и золотодобытчикам нужны твёрдые гарантии государства в покупке золота у предприятий как центральным и коммерческими банками по установленным в законодательстве ценам, так и самим государством. Дополнительная эмиссия бумажных рублей не приведёт к росту инфляции.

Узким местом становится банковское кредитование — основной источник финансирования инвестиций в рыночной экономике. Предприятия не могут обращаться в банки за кредитами из-за чрезмерно высоких процентных ставок. Развивать проекты освоения новых месторождений, на которые уходит 5–8 лет при годовых ставках 20–25 %, попросту невозможно. Во всех успешно развивающихся азиатских странах широко практикуется целевое банковское кредитование инвестиций по символическим процентным ставкам в соответствии с приоритетами развития экономики, устанавливаемыми правительствами.

С целью недопущения развала золотодобывающей отрасли считаем необходимым организовать специальные кредитные линии Центробанка, включая золотые кредиты, для золотодобывающих предприятий. В число участников этих линий следует включить уполномоченные правительством коммерческие банки, которые под объё мы предусматриваемой добычи золота могли бы получать рефинансирование от ЦБ в золоте по ставке не более 2 % годовых. В этом случае конечный заёмщик мог бы получать кредит на развитие золотодобычи под 3–4 % годовых.

У ЦБ должна быть задача государственного уровня — укрепление (развитие) российской экономики. Банк России может и должен укреплять российскую экономику путем наращивания рублевых кредитов, конечными получателями которых будут предприятия реального сектора экономики. Такие кредиты должны способствовать наращиванию товарной массы. Тогда исчезнет инфляция, которую пытались побороть сжатием денежной массы и повышением ключевой ставки (с инфляцией боролись путем удушения российской экономики).

Третья проблема — резкий необоснованный рост стоимости основных ресурсов, используемых для золотодобычи.

Основной составляющей в структуре себестоимости добычи золота является дизельное топливо: от 20 до 40 %. Введение налогового «маневра» привело к значительному повышению цен на дизельное топливо для предприятий, расположенных в Арктических и северных регионах России. Так, отпускные цены на дизтопливо в ООО «Магадан нефтепродукт» составляли в мае 2017 г. 52 тыс. руб./т (с НДС), в марте 2022 г. — 96,6 тыс. руб. (с НДС), т.е. рост составил почти 86 % за 5 лет, значительно обогнав уровень инфляции в стране. С учётом транспортных расходов предприятий на доставку топлива из Магадана на месторождения (10–20 тыс. руб./т) цена вырабатываемой на участках электроэнергии составляет более 40 руб./кВт·ч, что подводит многие предприятия на грань банкротства, несмотря на высокую стоимость золота. В арктических районах республики Саха (Якутия) цена дизтоплива с доставкой достигла почти 140 тыс. руб./т (бассейн реки Адыча).

Рост цен на топливо приведет к ухудшению положения предприятий, многие из которых с трудом выдерживают постоянно возрастающий рост цен на материальные и энергетические ресурсы и необходимость повышать зарплату персоналу. В России из 648 золотодобывающих предприятий 534 (82 %) относятся к небольшим, которые в особой степени подвержены колебаниям цен на энергоносители. Заняты на этих предприятиях около 40 тыс. специалистов, которые могут остаться без работы в случае банкротства. Дальнейший рост цен на топливо не позволит продолжать золотодобычу в северных регионах России.

В настоящее время для обеспечения бесперебойной деятельности и реализации проектов российских горнодобывающих предприятий возникли риски, связанные со сложившимся на внутреннем рынке дефицитом аммиачной селитры. В течении прошедшего 2021 г. цены на аммиачную селитру возросли кратно, что существенно увеличило себестоимость производства горных работ. Так, стоимость селитры для предприятий Магаданской области с 2021 по 2022 г. возросла с 29 тыс. до 76 тыс. руб./т, т.е. в 2,6 раза. Основной постулат поставщиков — резкое удорожание селитры в зарубежных странах, которое к внутренним ценам не должно относиться.

С целью обеспечения дальнейшего развития золотодобывающей отрасли считаем необходимым пересмотреть сложившееся ценообразование на основные виды ресурсов для внутрироссийского потребления и установить гарантированные цены на них, а также обеспечить приоритетное обеспечение ресурсами отечественных предприятий, а не поставки за рубеж, в частности, аммиачной селитры.

Введение антироссийских санкций неминуемо отразится на работе золотодобытчиков, уже с августа 2022 г. кризисные явления могут парализовать российскую золотодобычу, если не будут приняты меры по их упреждению. Добыча золота может упасть до 100 т в год.

В качестве основных предложений по безопасности государства в золотодобывающей отрасли Союз старателей России считает необходимым:
1. Обеспечить государственные гарантии реализации добытого золота по ценам в строгом соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ-41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 г. и указанием Банка России от 28.05.2003 г. № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы».
2. Внести изменения в государственный бюджет на 2022 г. и последующие годы в части увеличения расходов на финансирование закупок произведённого в России золота в государственные резервы гос. фонд ДМ и ДК, (ГОХРАН) и в Фонд национального благосостояния в объёме до 300 т и рассмотреть обеспечение для этих целей дополнительной рублёвой эмиссии.
3. Обеспечить специальные золотые кредиты для золотодобывающих предприятий с рефинансированием от Центробанка по ставке не более 2 % годовых.
4. Центральному Банку РФ продолжить покупку добытого золота по расчетным ценам, не применяя дисконта к цене.
5. Пересмотреть сложившееся ценообразование на основные виды ресурсов для внутрироссийского потребления и установить гарантированные внутренние цены на них, не связанные с ажиотажным спросом в зарубежных странах.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (56)/сентябрь 2022 г.

Юридическая фирма «Маклауд Диксон». Комментарии к изменениям в российском законодательстве
Система законодательства о недрах и основные тенденции его развития
Добыча драгоценных камней и драгоценных металлов: некоторые спорные вопросы применения НДПИ
Добыча драгоценных камней и драгоценных металлов: некоторые спорные вопросы применения НДПИ
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X