Роснедра отказали предприятиям России в освоении техногенных россыпей
0
2058
2
3
П.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего Севера.
Союз старателей России уже много лет обращается в Государственную думу Российской федерации и в Роснедра с просьбами решить в законодательном и нормативном плане проблему с широким вовлечением в отработку техногенных образований в старопромысловых районах страны. Однако как законодатели (которые ориентируются в своих заключениях только на мнения чиновников и не интересуются, что творится на «грешной» земле), так и руководители Роснедр, категорически отвергают любые предложения по решению этого острого вопроса.
В письме от 23.08.2022 г. за подписью зам. руководителя Роснедр О. Каспарова говорится: «Предложение по разработке и принятию нового закона, регулирующего горные правоотношения, связанные с пользованием объектами, ранее нарушенными добычей, концептуально не поддерживается». В письме за подписью зам. руководителя А. Гермаханова от 13.12.2022 г. отмечено: «Относительно предложения о создании комиссии под эгидой Роснедр по подготовке законопроекта об определении понятия техногенных образований и порядка их разработки с участием представителей золотодобывающих предприятий и представителей местных органов власти добывающих регионов — …считаем нецелесообразным создание данной комиссии». Категоричность таких ответов Роснедр Союзу старателей полностью исключает возможность дискуссии по этому вопросу, а решить проблему можно только через широкое обсуждение различных вариантов! Эта ситуация демонстрирует, что чиновник — это существо, для которого соблюдение правил (зачастую весьма несовершенных), написанных в бумажках, стоит на порядок выше, чем далёкое ему и не согласованное с высшим начальством понятие целесообразности.
В прочем, под давлением Союза старателей, прессы и горной общественности в Роснедрах нехотя согласились сделать первый шаг навстречу производственника. В письме от 13.04.2023 г. А. Гермаханова сказано: «Относительно проведения совещания по проблемам отработки техногенных образований с участием представителей золотодобывающих предприятий и Союза старателей России отмечаем, что поддерживаем организацию и проведение указанного совещания на площадке Роснедр. О дате и времени проведения совещания будет сообщено дополнительно». Но сегодня, когда промывочный сезон в некоторых регионах уже идёт, время на подготовку документов безвозвратно упущено, что грозит серьёзными сбоями в добыче россыпного золота и, в частности, в Магаданской области, где до 40 % россыпного золота добывается именно из техногенных образований.
Когда Роснедра своим письмом от 19.01.2023 г. № АГ-04-30/826, хотя и с большим опозданием, продлило разрешение на проведение опытно-промышленных работ (далее — ОПР) на 2023 г., на россыпных золотодобывающих предприятиях вздохнули с облегчением. Как показало время, радовались рано. Так, в Магаданской области с начала года отклонены все проекты ОПР. Магадан-недра ссылаются на то, что письмом Роснедра предусматривается проведение комплекса геологоразведочных работ по оценке всех запасов техногенных объектов россыпного золота на участке недр.
Заслуженный геолог России, ветеран магаданской геологии, Ю. Прусс по этому поводу заявил: «Перевод управления недрами страны на «ручной режим», через приказы, постановления, распоряжения, привел к «деградации» системного «хозяйствования» всей минерально-сырьевой базы страны, имея ввиду и геологическую ее составляющую (поиски и разведку месторождений полезных ископаемых) и изучение техногенного комплекса».
Как работают нормативные документы чиновников, разберу на одном примере. Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области (Магадан-недра) вернул без рассмотрения материалы проектной документации «Проект опытно-промышленных работ по техногенному комплексу месторождения россыпного золота руч. Ат-Юрях на 2023 г. (лицензия МАГ 04917 БР)» старательской артели «Кривбасс», «в связи с несоответствием требованиям Временных рекомендаций по подготовке проектов опытно-промышленной разработки (ОПР) техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота, указанных в письме Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2023 г. № АГ-О4-ЗО/826».
Конечно, далеко не все лицензионные участки имеют такие параметры и такую продолжительную историю, но требование произвести оценку всех запасов техногенных объектов россыпного золота на участке недр для многих месторождений не только физически невыполнимо в столь сжатые сроки, но и экономически не обосновано. Зачем, скажем, старателям вести разведку на отработанной площади с оставшимся там целичком, в котором ранее не было обнаружено золото? Ради килограмма золота, которое может быть и не обнаружено, входить в многолетний цикл поиск/оценка/экспертиза/проект ГРР, ТЭО кондиций, подсчёт и утверждение запасов и т.д.? А ещё для выполнения этих работ надо создать участок, перевезти материалы, технику и людей. Фактически такие участки являются природно-техногенными объектами, представленными неотделенным от массива природным веществом в виде целиков, на отрабатываемых ранее месторождениях и по большому счёту они должны относиться не к первичному месторождению, а к отходам производства.
На практике наличие золота и остаточные запасы оцениваются чаще всего путём валового опробования: на действующие промывочные приборы вывозится горная масса с предполагаемого к отработке с помощью ОПР участка, которая промывается и по полученным результатам принимается решение о дальнейшей работе на изучаемом участке. Оценить наличие золота расчетным способом на основе анализа данных первичных геологоразведочных работ и результатов добычи чаще всего не представляется возможным из-за отсутствия необходимой документации. К тому же значительные объёмы остаточного комплекса за годы эксплуатации неоднократно перемещались и перемывались (на Колыме до 3–5 раз). Характер распределения оставшегося в россыпях золота настолько разнообразен и сложен, что вряд ли кто из специалистов возьмет на себя смелость дать ему количественную оценку. Ясно одно — все россыпи, отработанные когда-либо, содержат золото. Никакими способами полностью извлечь его невозможно. Количество техногенных россыпей в России огромно, они есть во многих регионах. Только в Магаданской области отработано более 1,5 тыс. россыпей, из которых извлечено 2,7 тыс. т золота. В отвальный комплекс, как ус тановлено работами СВКНИИ им. Н.А. Шило, перешло порядка 540 т золота. Среднее валовое содержание золота в отвальных образованиях основных золотоносных районов составляет от 23 до 84 мг/м3. Понятно, что при таком уровне содержания сплошная переработка всей их массы с целью доизвлечения потерянного металла нерентабельна. Переразведка всей массы техногенных отложений потребует гораздо больших затрат, чем было израсходовано на разведку первичных россыпей и экономически вряд ли целесообразна, так как речь идет о многократно меньших запасах с соответственно ухудшенными показателями.
Единственный способ определить эффективность отработки конкретных техногенных образований — отбор проб большого объема с промывкой на промышленных промывочных приборах. Эффективность таких работ как геологоразведочных (с целью оценки и разведки) близка к нулю: результат отработки одного полигона не означает, что на соседних будут получены аналогичные результаты, и наоборот, — неудача на одном полигоне может быть компенсирована добычей с соседнего полигона. Другим способом это золото взять не удастся: разведать техногенные россыпи для того, чтобы утвердить запасы, поставить на учет в госбалансе и только после этого их разрабатывать, — невозможно по объективным причинам.
Известный специалист в области организации и проведения геологоразведочных работ, много лет работавший главным геологом ФГУ ГКЗ А. Чернявский, отмечает: «Техногенные россыпи» резко отличаются от природных россыпей отсутствием естественной гравитационной дифференциации вещества, т.е. в них нет «пластов песков» и «торфов вскрыши», отсутствует линейная (вдоль и поперек долин) анизотропия продуктивности и, следовательно, к ним неприменимы стандартные методы оценки и разведки россыпей».
В последней изданной «Методике разведки россыпей золота и платиноидов» (1992 г.) говорится, что опыт разведки частично отработанных россыпей недостаточно обобщен и рекомендации по параметрам разведочной сети носят предварительный характер. С тех пор никаких новых методологических работ не проводилось. Учитывая огромное разнообразие техногенных образований, единой методики их разведки и оценки нет и быть не может. Ещё в 1985 г. выдающийся учёный академик Н.Шило в своём монументальном труде «Основы учения о россыпях» отметил, что «применявшиеся на аллювиальных и других генетических типах россыпей обычные методы разведки и определения данных для подсчёта запасов техногенных россыпей оказались непригодными». При этом он разделил техногенные россыпи на два типа: отвальные и целиковые.
Для техногенных образований обосновать необходимую геометрию разведочной сети, ее плотность, интервалы опробования и объемы рядовых проб невозможно. Очевидно, надо согласиться с тем, что в таких образованиях запасы металла в общепринятом понимании отсутствуют и их надо отнести к отходам производства, которые содержат определённые ресурсы золота, которые никогда не станут запасами, т.к. их количество, качество и рентабельность отработки не подтвердит ни один специалист.
Однако позиция Роснедр и ГКЗ по данному вопросу твёрдая: «Мы должны применять стандартный подход к оценке запасов и техногенных отложений, и целиковых россыпей». В соответствии с этой позицией извлечение золота без подсчёта запасов и экспертизы входит в противоречие с требованиями Закона «О недрах»: из недр изымается полезное ископаемое, запасы которого не утверждены в надлежащем порядке и не учтены в государственном балансе запасов; добыча ведется без проекта, прошедшего процедуры государственной экспертизы и т.д. Однако взять золото из «техногенки» можно только с применением крупнообъёмного опробования (РЭПами или с помощью ОПР) без постановки на баланс, и при ином подходе металл из нее будет потерян для государства.
Таким образом, основной преградой освоения техногенных образований является российское законодательство и правоприменительная практика. Нужно менять законы, но для этого необходима политическая воля и солидный административный ресурс, чего применительно к золотодобыче у нас в стране давно не наблюдается. Последние попытки решить вопрос на законодательном уровне относятся к 2010 г., когда Магаданская областная дума внесла в Государственную Думу проект федерального закона № 386903-5 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» (в части разработки техногенных россыпей).
Однако в январе 2011 г. Госдума в первом же чтении отклонила этот законопроект. Одной из основных причин отклонения стало отрицательное заключение Правительства РФ, которое мотивировало свой отказ тем, что понятие «техногенные россыпи» отсутствует в законодательстве страны.
В литературе, посвященной проблемам комплексного использования минерального сырья и освоения отходов горного производства, ряд горно-геологических терминов и категорий трактуется неоднозначно. Поэтому так важно дать твёрдые определения, что считать техногенными минеральными образованиями (объектами), что техногенными месторождениями, что природно-техногенными объектами. К сожалению, депутаты высшего законодательного органа страны тогда не прислушались к аргументам представителя Магаданской областной Думы А. Александрова, не оценили предложение депутата В. Федоткина принять данный законопроект в первом чтении и не смогли понять важность этого закона для развития россыпной золотодобычи в России.
Принятый Госдумой Закон ФЗ-343 от 14.07.2022 г. (об использовании отходов недропользования), на который в последнее время часто ссылаются чиновники, проблему не решил: предложенные трактовки не учитывают весь комплекс техногенных образований и не обеспечивают полноты отработки таких отложений. Согласно ему и принятых нормативных актов Минприроды и Роснедр, «добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, допускается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых».
Однако, как отметил научный руководитель ЦНИГРИ, академик РАЕН А. Иванов, ЦНИГРИ, являясь подведомственным Роснедра учреждением, считает, что практически значимым результат разработки определения и методики оценки техногенных образований при добыче драгоценных металлов из россыпей будет, только если институт получит прямое поручение непосредственно от Роснедра. Пока такого поручения учёным не поступало.
Предприятия неоднократно возвращаются к участкам, которые были отработаны и должным образом актированы — золота на этих участках уже не числилось. Но с течением времени пески с содержанием глины, коренные породы подвергались разрушению, и через несколько лет опробование показало на них наличие золота, участок вновь был вовлечён в отработку с промывкой коренных пород на массу. Понятно, что содержания были очень низкие, и никакая разведка не смогла бы обнаружить промышленные запасы. Предприятие взяло на себя все риски и расходы по промывке отходов, в которых по документам металла уже не было. Старатели получили золото, государство — положенные ему налоги. Такие техногенные образования заключают в себе не запасы, а «потенциальные» ресурсы, которые с течением времени можно извлечь на условиях коммерческого риска.
Ветеран Иргиредмета Б. Кавчик, много лет посвятивший практическому изучению техногенных образований, считает: «мне, как геологу, понятно, что техногенные россыпи — сложные объекты 4-й группы сложности и их разведку необходимо вести РЭПами (разведочно-эксплуатационными полигонами). Именно это позволяет вовлекать их в отработку, увеличивать добычу золота, создавать рабочие места, увеличивать бюджетные поступления. Это подтверждено многолетней практикой, и, по моему мнению, пора вернуться к РЭПам».
Понятно желание чиновников заставить золотодобытчиков разведывать и ставить на баланс новые участки и месторождения: государство полностью устранилось от вложения денег как в поисково-оценочные, так и в геологоразведочные работы на россыпях, но прирост запасов, по которому оценивают работу чиновников, хочется непрерывно пополнять. Как отмечает опытный магаданский геолог В. Потириди, «предлагаемая Роснедрами схема под благородным предлогом увеличения минерально-сырьевой базы является одной из неприкрытых попыток нашими руками и за наш счет выполнить задачи, которые лежат на Роснедрах. Увеличение МСБ — это задача государства, и пока не будет государственного финансирования, все попытки повесить на нашу шею свои обязанности не приведут к желаемому результату. Это латание дыр, очковтирательство и издевательство над людьми и здравым смыслом».
Чиновники совершенно не учитывают того факта, что техногенные россыпи, как правило, мелкие объекты и выполнение полного цикла подготовительных работ на них экономически не оправдано. Соответственно, добыча золота на большинстве техногенных россыпях прекратится.
…Для оценки всех запасов техногенных объектов россыпного золота на лицензионном участке недр Ат-Юрях потребуется много лет и ресурсы, которыми небольшие предприятия просто не обладают. Методики оценки техногенных образований до настоящего времени не разработаны, хотя производственным объединением «Северовостокзолото» такая методика — оценка с помощью РЭПов — была создана и на практике успешно применялась на протяжении десятилетий, с помощью РЭПов в 1972–1992 гг. добывалось свыше 41 % золота.
В период действия разрешений на проведение ОПР (2018–2022 гг.) из лицензионной площади геологами выбирались участки, которые небольшое предприятие сможет освоить за один промывочный сезон, и на основе коммерческого риска старатели приступали к проведению ОПР, не имея никаких гарантий на то, что золото в техногенке будет найдено. В случае получения золота оно ставилось на учёт и списывалось сразу по окончании сезона. Такая схема успешно действовала на протяжении пяти лет. При отсутствии металла затраты предприятия не окупались. С помощью ОПР только в Магаданской области ежегодно добывалось более 8 т россыпного золота.
Отказ Магадан-недра создал нервозную обстановку на большинстве небольших добывающих предприятиях, которые в 2022 г. из-за низких цен на золото и так оказались на грани банкротства. Потери добываемого с помощью ОПР золота оцениваются только по Магаданской области в 4–6 т, бюджет понесёт убытки на миллиарды рублей, в т.ч. только потери НДПИ составят не менее 1,5–2 млрд руб.
Крайне важно незамедлительно вернуться к вопросу о разработке законодательных и нормативных предложений по оценке и освоению техногенных образований, полученных при отработке россыпных месторождений драгоценных и цветных металлов. Техногенные образования представляют собой самостоятельный минеральный ресурс, роль которого в золотодобыче нельзя игнорировать. В последние 50 лет они активно вовлекаются в отработку, а необходимость обеспечить выполнение требований ст. 29 ФЗ РФ «О недрах» (предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов) выводит эти работы за рамки закона.
Конечно, документальное оформление как РЭПов, так и ОПР, является лишь лазейкой для россыпников получить в несовершенном законодательстве доступ к освоению техногенных образований. Этого не скрывают на предприятиях, это хорошо понимают и чиновники. Российское законодательство до настоящего времени не обеспечило правовую базу таких понятий как «отходы горного производства», «целиковый и отвальный комплекс россыпной добычи», а принятый ещё в 1992 г. Закон «О недрах» имеет к сегодняшнему дню более 200 поправок, изменений и дополнений, и фактически не работает в этом плане.
Негласный запрет на проведение ОПР в 2023 г. не увеличит разведанную минерально-сырьевую базу россыпного золота, но наверняка ополовинит его добычу. Об этом чиновникам всё-таки следует задуматься: когда упадёт добыча россыпного золота и снизятся объёмы уплаченных в бюджет налогов, крайнего смогут достаточно быстро определить…
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (60)/июнь 2023 г.
Союз старателей России уже много лет обращается в Государственную думу Российской федерации и в Роснедра с просьбами решить в законодательном и нормативном плане проблему с широким вовлечением в отработку техногенных образований в старопромысловых районах страны. Однако как законодатели (которые ориентируются в своих заключениях только на мнения чиновников и не интересуются, что творится на «грешной» земле), так и руководители Роснедр, категорически отвергают любые предложения по решению этого острого вопроса.
В письме от 23.08.2022 г. за подписью зам. руководителя Роснедр О. Каспарова говорится: «Предложение по разработке и принятию нового закона, регулирующего горные правоотношения, связанные с пользованием объектами, ранее нарушенными добычей, концептуально не поддерживается». В письме за подписью зам. руководителя А. Гермаханова от 13.12.2022 г. отмечено: «Относительно предложения о создании комиссии под эгидой Роснедр по подготовке законопроекта об определении понятия техногенных образований и порядка их разработки с участием представителей золотодобывающих предприятий и представителей местных органов власти добывающих регионов — …считаем нецелесообразным создание данной комиссии». Категоричность таких ответов Роснедр Союзу старателей полностью исключает возможность дискуссии по этому вопросу, а решить проблему можно только через широкое обсуждение различных вариантов! Эта ситуация демонстрирует, что чиновник — это существо, для которого соблюдение правил (зачастую весьма несовершенных), написанных в бумажках, стоит на порядок выше, чем далёкое ему и не согласованное с высшим начальством понятие целесообразности.
В прочем, под давлением Союза старателей, прессы и горной общественности в Роснедрах нехотя согласились сделать первый шаг навстречу производственника. В письме от 13.04.2023 г. А. Гермаханова сказано: «Относительно проведения совещания по проблемам отработки техногенных образований с участием представителей золотодобывающих предприятий и Союза старателей России отмечаем, что поддерживаем организацию и проведение указанного совещания на площадке Роснедр. О дате и времени проведения совещания будет сообщено дополнительно». Но сегодня, когда промывочный сезон в некоторых регионах уже идёт, время на подготовку документов безвозвратно упущено, что грозит серьёзными сбоями в добыче россыпного золота и, в частности, в Магаданской области, где до 40 % россыпного золота добывается именно из техногенных образований.
Когда Роснедра своим письмом от 19.01.2023 г. № АГ-04-30/826, хотя и с большим опозданием, продлило разрешение на проведение опытно-промышленных работ (далее — ОПР) на 2023 г., на россыпных золотодобывающих предприятиях вздохнули с облегчением. Как показало время, радовались рано. Так, в Магаданской области с начала года отклонены все проекты ОПР. Магадан-недра ссылаются на то, что письмом Роснедра предусматривается проведение комплекса геологоразведочных работ по оценке всех запасов техногенных объектов россыпного золота на участке недр.
Заслуженный геолог России, ветеран магаданской геологии, Ю. Прусс по этому поводу заявил: «Перевод управления недрами страны на «ручной режим», через приказы, постановления, распоряжения, привел к «деградации» системного «хозяйствования» всей минерально-сырьевой базы страны, имея ввиду и геологическую ее составляющую (поиски и разведку месторождений полезных ископаемых) и изучение техногенного комплекса».
Как работают нормативные документы чиновников, разберу на одном примере. Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области (Магадан-недра) вернул без рассмотрения материалы проектной документации «Проект опытно-промышленных работ по техногенному комплексу месторождения россыпного золота руч. Ат-Юрях на 2023 г. (лицензия МАГ 04917 БР)» старательской артели «Кривбасс», «в связи с несоответствием требованиям Временных рекомендаций по подготовке проектов опытно-промышленной разработки (ОПР) техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота, указанных в письме Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2023 г. № АГ-О4-ЗО/826».
Что же представляет собой участок Ат-Юрях? Его история началась 80 лет назад, когда Ат-Юряхским разведрайоном была выявлена перспективная колымская россыпь. Поисковые, оценочные и геологоразведочные работы на участке недр проводились с 1934 г. (1934, 1936, 1947–1948, 1953–1956, 1964, 1980, 2003–2004, 2008–2022 гг.). Общая площадь лицензионного участка составляет 31,3 км2, протяжённость — 23 км. Изучение и отработка участка шло на протяжении всех 80 лет с привлечением многочисленных геологоразведочных и добывающих организаций. Понадобились десятилетия на геологическую оценку достаточно непростого по строению первичного месторождения, в котором всё же имелись определённые закономерности распределения металла.
Конечно, далеко не все лицензионные участки имеют такие параметры и такую продолжительную историю, но требование произвести оценку всех запасов техногенных объектов россыпного золота на участке недр для многих месторождений не только физически невыполнимо в столь сжатые сроки, но и экономически не обосновано. Зачем, скажем, старателям вести разведку на отработанной площади с оставшимся там целичком, в котором ранее не было обнаружено золото? Ради килограмма золота, которое может быть и не обнаружено, входить в многолетний цикл поиск/оценка/экспертиза/проект ГРР, ТЭО кондиций, подсчёт и утверждение запасов и т.д.? А ещё для выполнения этих работ надо создать участок, перевезти материалы, технику и людей. Фактически такие участки являются природно-техногенными объектами, представленными неотделенным от массива природным веществом в виде целиков, на отрабатываемых ранее месторождениях и по большому счёту они должны относиться не к первичному месторождению, а к отходам производства.
На практике наличие золота и остаточные запасы оцениваются чаще всего путём валового опробования: на действующие промывочные приборы вывозится горная масса с предполагаемого к отработке с помощью ОПР участка, которая промывается и по полученным результатам принимается решение о дальнейшей работе на изучаемом участке. Оценить наличие золота расчетным способом на основе анализа данных первичных геологоразведочных работ и результатов добычи чаще всего не представляется возможным из-за отсутствия необходимой документации. К тому же значительные объёмы остаточного комплекса за годы эксплуатации неоднократно перемещались и перемывались (на Колыме до 3–5 раз). Характер распределения оставшегося в россыпях золота настолько разнообразен и сложен, что вряд ли кто из специалистов возьмет на себя смелость дать ему количественную оценку. Ясно одно — все россыпи, отработанные когда-либо, содержат золото. Никакими способами полностью извлечь его невозможно. Количество техногенных россыпей в России огромно, они есть во многих регионах. Только в Магаданской области отработано более 1,5 тыс. россыпей, из которых извлечено 2,7 тыс. т золота. В отвальный комплекс, как ус тановлено работами СВКНИИ им. Н.А. Шило, перешло порядка 540 т золота. Среднее валовое содержание золота в отвальных образованиях основных золотоносных районов составляет от 23 до 84 мг/м3. Понятно, что при таком уровне содержания сплошная переработка всей их массы с целью доизвлечения потерянного металла нерентабельна. Переразведка всей массы техногенных отложений потребует гораздо больших затрат, чем было израсходовано на разведку первичных россыпей и экономически вряд ли целесообразна, так как речь идет о многократно меньших запасах с соответственно ухудшенными показателями.
Единственный способ определить эффективность отработки конкретных техногенных образований — отбор проб большого объема с промывкой на промышленных промывочных приборах. Эффективность таких работ как геологоразведочных (с целью оценки и разведки) близка к нулю: результат отработки одного полигона не означает, что на соседних будут получены аналогичные результаты, и наоборот, — неудача на одном полигоне может быть компенсирована добычей с соседнего полигона. Другим способом это золото взять не удастся: разведать техногенные россыпи для того, чтобы утвердить запасы, поставить на учет в госбалансе и только после этого их разрабатывать, — невозможно по объективным причинам.
Известный специалист в области организации и проведения геологоразведочных работ, много лет работавший главным геологом ФГУ ГКЗ А. Чернявский, отмечает: «Техногенные россыпи» резко отличаются от природных россыпей отсутствием естественной гравитационной дифференциации вещества, т.е. в них нет «пластов песков» и «торфов вскрыши», отсутствует линейная (вдоль и поперек долин) анизотропия продуктивности и, следовательно, к ним неприменимы стандартные методы оценки и разведки россыпей».
В последней изданной «Методике разведки россыпей золота и платиноидов» (1992 г.) говорится, что опыт разведки частично отработанных россыпей недостаточно обобщен и рекомендации по параметрам разведочной сети носят предварительный характер. С тех пор никаких новых методологических работ не проводилось. Учитывая огромное разнообразие техногенных образований, единой методики их разведки и оценки нет и быть не может. Ещё в 1985 г. выдающийся учёный академик Н.Шило в своём монументальном труде «Основы учения о россыпях» отметил, что «применявшиеся на аллювиальных и других генетических типах россыпей обычные методы разведки и определения данных для подсчёта запасов техногенных россыпей оказались непригодными». При этом он разделил техногенные россыпи на два типа: отвальные и целиковые.
Для техногенных образований обосновать необходимую геометрию разведочной сети, ее плотность, интервалы опробования и объемы рядовых проб невозможно. Очевидно, надо согласиться с тем, что в таких образованиях запасы металла в общепринятом понимании отсутствуют и их надо отнести к отходам производства, которые содержат определённые ресурсы золота, которые никогда не станут запасами, т.к. их количество, качество и рентабельность отработки не подтвердит ни один специалист.
Однако позиция Роснедр и ГКЗ по данному вопросу твёрдая: «Мы должны применять стандартный подход к оценке запасов и техногенных отложений, и целиковых россыпей». В соответствии с этой позицией извлечение золота без подсчёта запасов и экспертизы входит в противоречие с требованиями Закона «О недрах»: из недр изымается полезное ископаемое, запасы которого не утверждены в надлежащем порядке и не учтены в государственном балансе запасов; добыча ведется без проекта, прошедшего процедуры государственной экспертизы и т.д. Однако взять золото из «техногенки» можно только с применением крупнообъёмного опробования (РЭПами или с помощью ОПР) без постановки на баланс, и при ином подходе металл из нее будет потерян для государства.
Таким образом, основной преградой освоения техногенных образований является российское законодательство и правоприменительная практика. Нужно менять законы, но для этого необходима политическая воля и солидный административный ресурс, чего применительно к золотодобыче у нас в стране давно не наблюдается. Последние попытки решить вопрос на законодательном уровне относятся к 2010 г., когда Магаданская областная дума внесла в Государственную Думу проект федерального закона № 386903-5 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» (в части разработки техногенных россыпей).
Однако в январе 2011 г. Госдума в первом же чтении отклонила этот законопроект. Одной из основных причин отклонения стало отрицательное заключение Правительства РФ, которое мотивировало свой отказ тем, что понятие «техногенные россыпи» отсутствует в законодательстве страны.
В литературе, посвященной проблемам комплексного использования минерального сырья и освоения отходов горного производства, ряд горно-геологических терминов и категорий трактуется неоднозначно. Поэтому так важно дать твёрдые определения, что считать техногенными минеральными образованиями (объектами), что техногенными месторождениями, что природно-техногенными объектами. К сожалению, депутаты высшего законодательного органа страны тогда не прислушались к аргументам представителя Магаданской областной Думы А. Александрова, не оценили предложение депутата В. Федоткина принять данный законопроект в первом чтении и не смогли понять важность этого закона для развития россыпной золотодобычи в России.
Принятый Госдумой Закон ФЗ-343 от 14.07.2022 г. (об использовании отходов недропользования), на который в последнее время часто ссылаются чиновники, проблему не решил: предложенные трактовки не учитывают весь комплекс техногенных образований и не обеспечивают полноты отработки таких отложений. Согласно ему и принятых нормативных актов Минприроды и Роснедр, «добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, допускается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых».
С «мёртвой» точки вопрос могли бы сдвинуть научно-исследовательские институты страны: ЦНИГРИ и Иргиредмет (в СССР являлся головным НИИ по золоту) техногенными россыпями занимаются десятилетиями. ЦНИГРИ имеет по данному направлению наработки как в области определения понятий с научно-практической точки зрения, так и в области методик опробования и дальнейшей оценки таких техногенных образований. В Иргиредмете разработан метод ускоренной оценки техногенных россыпей, проводилось большое количество исследований и реальных работ по переоценке запасов техногенных россыпей вплоть до 2002 г.
Однако, как отметил научный руководитель ЦНИГРИ, академик РАЕН А. Иванов, ЦНИГРИ, являясь подведомственным Роснедра учреждением, считает, что практически значимым результат разработки определения и методики оценки техногенных образований при добыче драгоценных металлов из россыпей будет, только если институт получит прямое поручение непосредственно от Роснедра. Пока такого поручения учёным не поступало.
Предприятия неоднократно возвращаются к участкам, которые были отработаны и должным образом актированы — золота на этих участках уже не числилось. Но с течением времени пески с содержанием глины, коренные породы подвергались разрушению, и через несколько лет опробование показало на них наличие золота, участок вновь был вовлечён в отработку с промывкой коренных пород на массу. Понятно, что содержания были очень низкие, и никакая разведка не смогла бы обнаружить промышленные запасы. Предприятие взяло на себя все риски и расходы по промывке отходов, в которых по документам металла уже не было. Старатели получили золото, государство — положенные ему налоги. Такие техногенные образования заключают в себе не запасы, а «потенциальные» ресурсы, которые с течением времени можно извлечь на условиях коммерческого риска.
Ветеран Иргиредмета Б. Кавчик, много лет посвятивший практическому изучению техногенных образований, считает: «мне, как геологу, понятно, что техногенные россыпи — сложные объекты 4-й группы сложности и их разведку необходимо вести РЭПами (разведочно-эксплуатационными полигонами). Именно это позволяет вовлекать их в отработку, увеличивать добычу золота, создавать рабочие места, увеличивать бюджетные поступления. Это подтверждено многолетней практикой, и, по моему мнению, пора вернуться к РЭПам».
Понятно желание чиновников заставить золотодобытчиков разведывать и ставить на баланс новые участки и месторождения: государство полностью устранилось от вложения денег как в поисково-оценочные, так и в геологоразведочные работы на россыпях, но прирост запасов, по которому оценивают работу чиновников, хочется непрерывно пополнять. Как отмечает опытный магаданский геолог В. Потириди, «предлагаемая Роснедрами схема под благородным предлогом увеличения минерально-сырьевой базы является одной из неприкрытых попыток нашими руками и за наш счет выполнить задачи, которые лежат на Роснедрах. Увеличение МСБ — это задача государства, и пока не будет государственного финансирования, все попытки повесить на нашу шею свои обязанности не приведут к желаемому результату. Это латание дыр, очковтирательство и издевательство над людьми и здравым смыслом».
Чиновники совершенно не учитывают того факта, что техногенные россыпи, как правило, мелкие объекты и выполнение полного цикла подготовительных работ на них экономически не оправдано. Соответственно, добыча золота на большинстве техногенных россыпях прекратится.
…Для оценки всех запасов техногенных объектов россыпного золота на лицензионном участке недр Ат-Юрях потребуется много лет и ресурсы, которыми небольшие предприятия просто не обладают. Методики оценки техногенных образований до настоящего времени не разработаны, хотя производственным объединением «Северовостокзолото» такая методика — оценка с помощью РЭПов — была создана и на практике успешно применялась на протяжении десятилетий, с помощью РЭПов в 1972–1992 гг. добывалось свыше 41 % золота.
В период действия разрешений на проведение ОПР (2018–2022 гг.) из лицензионной площади геологами выбирались участки, которые небольшое предприятие сможет освоить за один промывочный сезон, и на основе коммерческого риска старатели приступали к проведению ОПР, не имея никаких гарантий на то, что золото в техногенке будет найдено. В случае получения золота оно ставилось на учёт и списывалось сразу по окончании сезона. Такая схема успешно действовала на протяжении пяти лет. При отсутствии металла затраты предприятия не окупались. С помощью ОПР только в Магаданской области ежегодно добывалось более 8 т россыпного золота.
Отказ Магадан-недра создал нервозную обстановку на большинстве небольших добывающих предприятиях, которые в 2022 г. из-за низких цен на золото и так оказались на грани банкротства. Потери добываемого с помощью ОПР золота оцениваются только по Магаданской области в 4–6 т, бюджет понесёт убытки на миллиарды рублей, в т.ч. только потери НДПИ составят не менее 1,5–2 млрд руб.
Крайне важно незамедлительно вернуться к вопросу о разработке законодательных и нормативных предложений по оценке и освоению техногенных образований, полученных при отработке россыпных месторождений драгоценных и цветных металлов. Техногенные образования представляют собой самостоятельный минеральный ресурс, роль которого в золотодобыче нельзя игнорировать. В последние 50 лет они активно вовлекаются в отработку, а необходимость обеспечить выполнение требований ст. 29 ФЗ РФ «О недрах» (предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов) выводит эти работы за рамки закона.
Конечно, документальное оформление как РЭПов, так и ОПР, является лишь лазейкой для россыпников получить в несовершенном законодательстве доступ к освоению техногенных образований. Этого не скрывают на предприятиях, это хорошо понимают и чиновники. Российское законодательство до настоящего времени не обеспечило правовую базу таких понятий как «отходы горного производства», «целиковый и отвальный комплекс россыпной добычи», а принятый ещё в 1992 г. Закон «О недрах» имеет к сегодняшнему дню более 200 поправок, изменений и дополнений, и фактически не работает в этом плане.
Негласный запрет на проведение ОПР в 2023 г. не увеличит разведанную минерально-сырьевую базу россыпного золота, но наверняка ополовинит его добычу. Об этом чиновникам всё-таки следует задуматься: когда упадёт добыча россыпного золота и снизятся объёмы уплаченных в бюджет налогов, крайнего смогут достаточно быстро определить…
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (60)/июнь 2023 г.