Техногенка вне закона
0
2656
17
19
П.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего Севера.
В условиях истощения минерально-сырьевой базы россыпных месторождений России всё большее значение для обеспечения фронтом работы небольших золотодобывающих предприятий и старательских артелей (а их свыше 500 с общей численностью персонала свыше 40 тыс. человек) приобретают техногенные и непромышленные россыпные отложения. По состоянию на 01.01.2022 г. остатки балансовых запасов для россыпной добычи по кат. А+В+С1 составляют 681,4 т, пр ичём в нераспределённом фонде — всего 252 т. По оценкам специалистов, в техногенных образованиях может содержаться до 2,5 тыс. т золота, что значительно превышает остатки балансовых запасов. Широкое освоение таких участков сдерживается отсутствием законодательного определения понятия техногенных образований и порядка их вовлечения в народнохозяйственный оборот. Россыпная золотодобыча обеспечивает основную занятость в наиболее удалённых регионах страны, во многих районах такие предприятия являются градообразующими. В производстве товаров и услуг для россыпной золотодобычи занято более 10 чел. на одного занятого в основном производстве. По социальной значимости, численности рабочих мест и налогам заменить её в ближайшие годы невозможно — без россыпей огромные территории Крайнего Севера и Дальнего Востока станут полностью безлюдными.
Законодатели вкупе с чиновниками, казалось бы, озаботились проблемами техногенных отложений и разработали Федеральный Закон № 343-ФЗ от 14.07.2022 г., но предложенные в нём трактовки не учитывают весь комплекс техногенных образований и не обеспечивают полноты отработки таких образований. В абзаце втором преамбулы Закона «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-I изложено: «Настоящий (ФЗ-343) Закон регулирует отношения, возникающие в области использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых и иных отходов геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащих полезных ископаемых и полезных компонентов)».
Разработчики Закона 343-ФЗ от 14.07.2022 г. и представители государственных структур, управляющие горной отраслью, учитывают в нём исключительно отходы добычи и отходы смежных перерабатывающих производств, то есть скопления минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, находящихся в отвалах, эфелях, терриконах и т.д. Если следовать этой логике, то недоработанные запасы плотика, бортов полигонов, внутриблоковых и законтурных целиков переходят в разряд неучтённых запасов.
Статистика добычи россыпного золота объединением «Северовостокзолото» с 1972 по 1992 г. говорит о том, что из добытых 1190 т россыпного золота только 701 т металла добыта из учтённых балансом запасов. А оставшийся металл был извлечён из техногенных отложений (35,6 т, или 3 %) и из неучтённых балансом запасов (453,3 т, или 38 %) (табл. 1).
Добыча золота в объединении «Северовостокзолото» была организована РЭПами (разведочно-эксплуатационными полигонами). Вначале производственники отрабатывали балансовые запасы россыпи, а когда доходили до бортов полигона, то геологические службы подразделений производили опробование. Технология разработки РЭПами позволяла произвести опробование в достаточно больших объёмах, что делала его результаты достоверными. Так опробовались все борта полигона. Если проба давала положительный результат, то нарезался следующий полигон, который отрабатывался уже на неучтённых балансом запасах. Именно такая схема отработки россыпных месторождений и позволяла объединению «Северовостокзолото» добывать значительные объёмы золота из неучтённых балансом запасов. Получается, что в Советском Союзе чиновники не боялись применять РЭПы, ориентируясь исключительно на целесообразность полноты отработки, а в современной России тон в работе задают юристы, опирающиеся на букву недоброкачественных законов, а не ум удрённые опытом производственники.
Федеральный Закон № 343-ФЗ от 14.07.2022 г. и разработанный Роснед рами «Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород» не решают проблем полноты отработки техногенных образований, вновь приравнивая их не к отходам горного производства, а к обычным месторождениям с полной бюрократической схемой вовлечения их в оборот и предлагают выполнять для техногенных образований полный цикл подготовительных работ, как для первичных месторождений: поиски, разведка, подсчет запасов, ТЭО кондиций, экспертиза и утверждение запасов. Однако при этом не учтено, что техногенные образования, это, как правило, мелкие объекты и выполнение полного цикла подготовительных работ на них экономически не оправдано. Соответственно, добыча золота на большинстве участков с техногенными отложениями прекратится.
Сегодня недропользователей толкают на то, чтобы они вкладывали деньги в геологоразведку объектов, на которых они готовы работать и без дополнительных исследований. Государство при этом несёт существенные потери: поскольку затраты на геологоразведку ложатся на себестоимость производства, и прибыль снижается на эту же сумму, госбюджет теряет значительные суммы налогов, учитывая, что на ГРР предприятия затрачивают десятки млрд руб. в год.
О методике оценки техногенных образований в Законе № 343-ФЗ ничего не сказано, а этот вопрос весьма важный. Техногенные образования по строению достаточно сложные (4 группа сложности) и для них необходима разведка крупнообъемными (площадными) пробами. В последнем абзаце п. 22 ч. 3 «Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Россыпное золото» в редакции 2007 г. говорится: «Детальная разведка россыпей 4-й группы, как правило, совмещается с разработкой». В свою очередь этой же методичкой месторождения, затронутые отработкой, относятся к 4-й группе: «в эту группу входят также россыпи, …в значительной степени нарушенные разработками прошлых лет». Отсутствие методики оценки техногенных образований с постановкой золота на баланс является серьёзной проблемой. И если распределение полезных компонентов в хвостах обогатительных фабрик при рудной добыче может иметь определённые закономерности, то для многократно отработанных участков россыпных месторождений никаких закономерностей просто не может быть, и оценить наличие металла можно только после отработки таких участков на основе коммерческого риска. Скажем, как определить запасы, оставленные в коренных породах, если после отработки полигонов их тщательно зачищают и прекращают работы только после опробования? Как можно разведать узкую прирезку к полигону, если на прежних этапах ГРР и добычи в этой прирезке ничего не смогли обнаружить? Как можно интерполировать данные одного отработанного участка на соседние, если никакой закономерности техногенных отложений не может быть отслежено? Другое дело — разведка отложений обогатительных фабрик, которые находятся в замкнутом пространстве и их можно оценить с достаточной степенью достоверности.
Вопросы упрощения отработки техногенных образований постоянно поднимаются золотодобывающими предприятиями и также постоянно игнорируются чиновниками всех рангов.
В письме заместителя руководителя Роснедр Каспарова О.С. от 23.08.2022 г. откровенно замечается, что «Предложение по разработке и принятию нового закона, регулирующего горные правоотношения, связанные с пользованием объектами, ранее нарушенными добычей, концептуально не поддерживается». Возникает естественный вопрос — до каких пор можно обсуждать эту проблему и бездействовать?
Табл. 1. Статистика добычи россыпного золота объединением «Северовостокзолото» в 1972–1992 гг.
Союз старателей России неоднократно предлагал внести изменения и дополнения в Закон «О недрах», которые могут ускорить освоение нескольких тысяч техногенных образований, отработанных за последние 100– 150 лет. В качестве основных положений к закону о техногенных образованиях при добыче драгоценных металлов, необходимость которого активно отвергают Роснедра, старатели предлагают следующее:
1. Просить ЦНИГРИ дать законодательное определение техногенных образований для внесения изменений в Закон «О недрах», которые позволят эффективно осваивать техногенные месторождения.
2. Включить в определение «техногенное образование» всю площадь участка отработанного месторождения в границах предварительного горного отвода, а не только остаточный отвальный комплекс.
3. Участки с техногенными образованиями предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
4. Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных образований в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.
5. Запасы техногенных образований ставить на оперативный учёт по результатам их отработки и списывать по завершении работ.
6. Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных образований.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (58)/декабрь 2022 г.
В условиях истощения минерально-сырьевой базы россыпных месторождений России всё большее значение для обеспечения фронтом работы небольших золотодобывающих предприятий и старательских артелей (а их свыше 500 с общей численностью персонала свыше 40 тыс. человек) приобретают техногенные и непромышленные россыпные отложения. По состоянию на 01.01.2022 г. остатки балансовых запасов для россыпной добычи по кат. А+В+С1 составляют 681,4 т, пр ичём в нераспределённом фонде — всего 252 т. По оценкам специалистов, в техногенных образованиях может содержаться до 2,5 тыс. т золота, что значительно превышает остатки балансовых запасов. Широкое освоение таких участков сдерживается отсутствием законодательного определения понятия техногенных образований и порядка их вовлечения в народнохозяйственный оборот. Россыпная золотодобыча обеспечивает основную занятость в наиболее удалённых регионах страны, во многих районах такие предприятия являются градообразующими. В производстве товаров и услуг для россыпной золотодобычи занято более 10 чел. на одного занятого в основном производстве. По социальной значимости, численности рабочих мест и налогам заменить её в ближайшие годы невозможно — без россыпей огромные территории Крайнего Севера и Дальнего Востока станут полностью безлюдными.
Законодатели вкупе с чиновниками, казалось бы, озаботились проблемами техногенных отложений и разработали Федеральный Закон № 343-ФЗ от 14.07.2022 г., но предложенные в нём трактовки не учитывают весь комплекс техногенных образований и не обеспечивают полноты отработки таких образований. В абзаце втором преамбулы Закона «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-I изложено: «Настоящий (ФЗ-343) Закон регулирует отношения, возникающие в области использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых и иных отходов геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащих полезных ископаемых и полезных компонентов)».
Разработчики Закона 343-ФЗ от 14.07.2022 г. и представители государственных структур, управляющие горной отраслью, учитывают в нём исключительно отходы добычи и отходы смежных перерабатывающих производств, то есть скопления минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, находящихся в отвалах, эфелях, терриконах и т.д. Если следовать этой логике, то недоработанные запасы плотика, бортов полигонов, внутриблоковых и законтурных целиков переходят в разряд неучтённых запасов.
Статистика добычи россыпного золота объединением «Северовостокзолото» с 1972 по 1992 г. говорит о том, что из добытых 1190 т россыпного золота только 701 т металла добыта из учтённых балансом запасов. А оставшийся металл был извлечён из техногенных отложений (35,6 т, или 3 %) и из неучтённых балансом запасов (453,3 т, или 38 %) (табл. 1).
Добыча золота в объединении «Северовостокзолото» была организована РЭПами (разведочно-эксплуатационными полигонами). Вначале производственники отрабатывали балансовые запасы россыпи, а когда доходили до бортов полигона, то геологические службы подразделений производили опробование. Технология разработки РЭПами позволяла произвести опробование в достаточно больших объёмах, что делала его результаты достоверными. Так опробовались все борта полигона. Если проба давала положительный результат, то нарезался следующий полигон, который отрабатывался уже на неучтённых балансом запасах. Именно такая схема отработки россыпных месторождений и позволяла объединению «Северовостокзолото» добывать значительные объёмы золота из неучтённых балансом запасов. Получается, что в Советском Союзе чиновники не боялись применять РЭПы, ориентируясь исключительно на целесообразность полноты отработки, а в современной России тон в работе задают юристы, опирающиеся на букву недоброкачественных законов, а не ум удрённые опытом производственники.
Федеральный Закон № 343-ФЗ от 14.07.2022 г. и разработанный Роснед рами «Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород» не решают проблем полноты отработки техногенных образований, вновь приравнивая их не к отходам горного производства, а к обычным месторождениям с полной бюрократической схемой вовлечения их в оборот и предлагают выполнять для техногенных образований полный цикл подготовительных работ, как для первичных месторождений: поиски, разведка, подсчет запасов, ТЭО кондиций, экспертиза и утверждение запасов. Однако при этом не учтено, что техногенные образования, это, как правило, мелкие объекты и выполнение полного цикла подготовительных работ на них экономически не оправдано. Соответственно, добыча золота на большинстве участков с техногенными отложениями прекратится.
Сегодня недропользователей толкают на то, чтобы они вкладывали деньги в геологоразведку объектов, на которых они готовы работать и без дополнительных исследований. Государство при этом несёт существенные потери: поскольку затраты на геологоразведку ложатся на себестоимость производства, и прибыль снижается на эту же сумму, госбюджет теряет значительные суммы налогов, учитывая, что на ГРР предприятия затрачивают десятки млрд руб. в год.
О методике оценки техногенных образований в Законе № 343-ФЗ ничего не сказано, а этот вопрос весьма важный. Техногенные образования по строению достаточно сложные (4 группа сложности) и для них необходима разведка крупнообъемными (площадными) пробами. В последнем абзаце п. 22 ч. 3 «Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Россыпное золото» в редакции 2007 г. говорится: «Детальная разведка россыпей 4-й группы, как правило, совмещается с разработкой». В свою очередь этой же методичкой месторождения, затронутые отработкой, относятся к 4-й группе: «в эту группу входят также россыпи, …в значительной степени нарушенные разработками прошлых лет». Отсутствие методики оценки техногенных образований с постановкой золота на баланс является серьёзной проблемой. И если распределение полезных компонентов в хвостах обогатительных фабрик при рудной добыче может иметь определённые закономерности, то для многократно отработанных участков россыпных месторождений никаких закономерностей просто не может быть, и оценить наличие металла можно только после отработки таких участков на основе коммерческого риска. Скажем, как определить запасы, оставленные в коренных породах, если после отработки полигонов их тщательно зачищают и прекращают работы только после опробования? Как можно разведать узкую прирезку к полигону, если на прежних этапах ГРР и добычи в этой прирезке ничего не смогли обнаружить? Как можно интерполировать данные одного отработанного участка на соседние, если никакой закономерности техногенных отложений не может быть отслежено? Другое дело — разведка отложений обогатительных фабрик, которые находятся в замкнутом пространстве и их можно оценить с достаточной степенью достоверности.
Вопросы упрощения отработки техногенных образований постоянно поднимаются золотодобывающими предприятиями и также постоянно игнорируются чиновниками всех рангов.
В письме заместителя руководителя Роснедр Каспарова О.С. от 23.08.2022 г. откровенно замечается, что «Предложение по разработке и принятию нового закона, регулирующего горные правоотношения, связанные с пользованием объектами, ранее нарушенными добычей, концептуально не поддерживается». Возникает естественный вопрос — до каких пор можно обсуждать эту проблему и бездействовать?
Годы |
Добыча всего, кг |
В т.ч. из техногенных россыпей |
В т.ч. из неучтённых балансом запасов |
||
кг | % | кг |
% |
||
1972 | 78903 | 3940 | 4,99 | 14620 | 18,53 |
1973 | 79392 | 3950 | 4,98 | 26500 | 33,38 |
1974 | 81588 | 2960 | 3,63 | 30197 | 37,01 |
1975 | 71913 | 2680 | 3,73 | 24592 | 34,20 |
1976 | 72218 | 2120 | 2,94 | 26812 | 37,13 |
1977 | 72322 | 2390 | 3,30 | 28603 | 39,55 |
1978 | 61609 | 1680 | 2,73 | 21548 | 34,98 |
1979 | 61312 | 1660 | 2,71 | 25465 | 41,53 |
1980 | 56952 | 1450 | 2,55 | 28638 | 50,28 |
1981 | 54300 | 1460 | 2,69 | 20700 | 38,12 |
1982 | 50635 | 1350 | 2,67 | 20300 | 40,09 |
1983 | 49365 | 1560 | 3,16 | 19200 | 38,89 |
1984 | 48162 | 1280 | 2,66 | 19723 | 40,95 |
1985 | 47639 | 1190 | 2,50 | 19210 | 40,32 |
1986 | 48618 | 1210 | 2,49 | 18939 | 38,95 |
1987 | 47898 | 1100 | 2,30 | 19090 | 39,86 |
1988 | 49126 | 1080 | 2,20 | 17986 | 36,61 |
1989 | 46892 | 960 | 2,05 | 13524 | 28,84 |
1990 | 42047 | 1020 | 2,43 | 17610 | 41,88 |
1991 | 41860 | 580 | 1,39 | 17247 | 41,20 |
1992 | 27156 | Н/д | Н/д | 22758 | 83,80 |
Итого | 1189907 | 35620 | 3,0 | 453262 | 38,09 |
Первым шагом в подготовке законопроекта о техногенных образованиях Союз старателей России считает необходимым дать полное законодательное определение техногенных образований для внесения изменений в Закон «О недрах». Сегодня такого определения нет, на что часто ссылаются чиновники. Есть разные определения техногенных объектов. Так, в письме заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию С. Аксёнова от 29.12.2018 г. сформулировано такое определение техногенных объектов: «К техногенным (ранее нарушенным добычей) относятся объекты, образованные во время добычи россыпного золота, которые не содержат запасы золота, учитываемые государственным балансом». В «Методических указаниях по подсчёту запасов золота и олова в россыпях» (Магадан, 1979 г.) это определение звучит так: «Запасы техногенных месторождений — это запасы в галечных, эфельных, галеэфельных и торфяных отвалах, бортовых и внутриконтурных целиках, в недоработках по плотику». В «Методических рекомендациях по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых» (№ 37-р от 05.06.2007 г.) сказано: «...С определённой долей условности к техногенным россыпям можно отнести остаточные целиковые части месторождения, частично или полностью погребённые под отвалами (хвостами) предшествующих отработок, состоящие из бортовых, внутриконтурных, недоработанных участков первичной россыпи и охранных целиков...».
Союз старателей России неоднократно предлагал внести изменения и дополнения в Закон «О недрах», которые могут ускорить освоение нескольких тысяч техногенных образований, отработанных за последние 100– 150 лет. В качестве основных положений к закону о техногенных образованиях при добыче драгоценных металлов, необходимость которого активно отвергают Роснедра, старатели предлагают следующее:
1. Просить ЦНИГРИ дать законодательное определение техногенных образований для внесения изменений в Закон «О недрах», которые позволят эффективно осваивать техногенные месторождения.
2. Включить в определение «техногенное образование» всю площадь участка отработанного месторождения в границах предварительного горного отвода, а не только остаточный отвальный комплекс.
3. Участки с техногенными образованиями предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
4. Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных образований в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.
5. Запасы техногенных образований ставить на оперативный учёт по результатам их отработки и списывать по завершении работ.
6. Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных образований.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (58)/декабрь 2022 г.