29 марта 2024, Пятница04:55 МСК
Вход/Регистрация

Александр Басанский

ЗАО Концерн «Арбат» — вертикально интегрированный добывающий и производственный холдинг, в состав которого входят геологоразведочное и золотодобывающие предприятия, рудники, артели, ювелирное производство и розничные магазины. Предприятия концерна: 
ООО «Конго», ООО «Энергия», ООО «Хорс», рудник «Нявленга», рудник «Агат», ООО «Тополовка» — работают на приисках в Магаданской области. География деятельности: россыпные и рудные месторождения Ягоднинского, Тенькинского, Северо-Эвенского районов. 

Высокие производственные показатели обеспечиваются круглогодичным промышленным сезоном: процесс обработки золотого песка идет непрерывно на протяжении года, так предприятиям удается обрабатывать сотни тысяч тонн руды в год, ежегодно добывая не менее 2 т золота. 

Особое внимание на предприятиях концерна уделяется техническому оснащению. В автопарке — шагающая техника отечественного производства, современные японские дизельные экскаваторы и бульдозеры, а с недавних  пор еще и легкие вертолеты Robinson и Airbus Helicopters. О том, зачем золотодобытчику вертолет —  наш раз говор с Председателем совета директоров ЗАО Концерн «Арбат» Александром Басанским.

Александр Басанский.pngАлександр Басанский - Председатель совета директоров  ЗАО Концерн «Арбат»

Как возникло решение сформировать собственный авиапарк?

Еще до того, как мы купили вертолеты, мы время от время брали в аренду вертолетную технику, по нашим задачам на аутсорсинге работали вертолеты МИ-8. Вообще, до какого-то момента мои знания о вертолетах ограничивались именно этой легендарной машиной отечественного производства. В 2014 г. я посетил вертолетный комплекс «Хелипорт Истра» в Московской области, узнал о преимуществах, особенностях эксплуатации, стоимости владения легкими вертолетами Robinson и Airbus Helicopters. 

В какой-то момент мы приняли решение взять в долгосрочную аренду вертолет Robinson R66. После продолжительного «тест-драйва» стало очевидно, что машина позволяет нам решать производственные задачи, удобна в эксплуатации и при активном использовании быстро окупается. 

На первый взгляд может показаться, что сравнение большого МИ-8 с легким вертолетом Robinson не совсем корректно, но, налетав на Robinson хороший объем часов, мы увидели, что за счет гораздо меньшей, по сравнению с МИ-8, стоимости владения мы можем существенно сокращать издержки.

Даже один борт позволил нам снизить расходы на аренду вертолетной техники у сторонних операторов. Сегодня могу утверждать, что покупка легких вертолетов — удачная для нас инвестиция.

При этом мы не отказались от аренды. Например, для перевозки больших групп вахтовиков к удаленным рудникам целесообразно фрахтовать МИ-8. Пассажировместимость и грузоподъемность данной модели оправдывает аренду.

Рис. 1. Приемка вертолета H130 А.Басанским.png

Рис. 1. Приемка вертолета H130 А.Басанским на заводе Airbus Helicopters, Франция

Как использование вертолетной техники повышает производственную эффективность предприятий концерна «Арбат»? 

Для нас оптимизация существенная. Хотя большинство наших предприятий все сезонные, основная производственная активность приходится на период с апреля по ноябрь. Важнейшая задача — обеспечение непрерывности производственного цикла по всем подразделениям, вынужденный простой очень дорог.

Оперативная доставка запчастей и специалистов — вот что дает вертолет. Девять наших рудников находятся на расстоянии от 200 до 1 тыс. км друг от друга. Дорог фактически нет. На каждом участке — два десятка единиц тяжелой техники: бульдозеры, погрузчики, экскаваторы… В сезон техника работает круглосуточно. Постоянно возникает необходимость оперативно-го ремонта.

Раньше, чтобы доставить запчасти для вышедших из строя механизмов, нам приходилось по двое, а то и трое суток добираться до рудника. Зачастую запчасть нужно было доставить со склада в одном городе, а инженера «снять» с другого рудника. С вертолетом оперативная доставка специалистов и запчастей занимает 2–3 часа. Работа, таким образом, не останавливается, мы не несем убытки. Вот почему для нас собственный вертолет — настоящее спасение, тот самый случай, когда техника на вес золота. 

Помимо транспортной функции работа вертолетов включает регулярный облет участков с контролем выработки и плана по основным видам работ, визуальный осмотр и оценка перспективных работ горными инженерами, главным геологом компании. 

Эксплуатация собственного вертолетного парка оказалась выгоднее аутсорсинга авиационных работ?

Безусловно! При нашей интенсивности полетов, а с апреля по конец октября налет на трех бортах составляет более 110 часов в месяц, техника окупилась уже не один раз, мы сэкономили на аутсорсинге. При этом не стоит забывать о том, что вертолет в собственности — это на 100 % ваш вертолет, вы сами определяете, по каким задачам и когда ему работать, не зависите от наличия в моменте свободных вертолетов у сторонней авиакомпании. В сезон мы летаем практически каждый день. Ни один вертолетный оператор не предоставил бы нам такой возможности. 

Налет, ч 200
Средний расход, л/ч 86
Топливо (43 руб./л.) 740 тыс. руб.
Хранение в ангаре Заказчика для наземной техники 0 руб.
Зарплата пилота (120 тыс. руб./мес) 1,44 млн руб.
Страхование гражданской ответственности 17 тыс. руб.
Плановое ТО вертолета с выездом инженеров к Заказчику 400 тыс. руб.
КАСКО 1,8 % от стоимости ВС (Каско при желании) 1,026 млн руб.
Итого: 3,623 млн руб.

Табл. 1. Эксплуатационные расходы вертолета Robinson R66 в год

Расскажите об особенностях эксплуатации вертолета в сложных климатических условиях.

Мы не увидели сложностей. Вертолету, как и любой имеющейся у нас технике, необходим теплый ангар для базирования. Построили отапливаемый ангар, заправочный комплекс в Палатке. Производитель заявляет возможность эксплуатации техники при температурах до -40 °С, но мы внимательно относимся к безопасности и не допускаем полетов в таких экстремальных условиях. 

Как организовано техническое обслуживание? Вам удалось найти профильных специалистов в Магадане? 

К сожалению, в Магадане пока не так развита инфраструктура базирования и технического обслуживания легких вертолетов. Вот почему все регламентные работы проводят специалисты компании Хелипорт Москва, по мене необходимости прилетая к нам на рейсовом самолете «Москва — Магадан». Подобный технический аутсорсинг снимает с нас задачи по поиску специалистов в регионе, содержанию штата высококвалифицированных инженеров по планеру, авиадвигателям — все специалисты оперативно приезжают к нам для работы по нашим заявкам. Они проводят диагностику и все необходимые процедуры. Мы только приобрели и всегда имеем в ангаре комплекты инструментов для проведения работ по техническому обслуживанию. 

Рис. 2. Летно-технические характеристики.png

Рис. 2. Летно-технические характеристики вертолета Robinson R66

У многих сложилось впечатление о том, что полеты на Robinson дело небезопасное…

Безопасность полета складывается из трех факторов: технической готовности техники, погодных условий и профессионализма пилота. Если вы летаете на исправной, своевременно проходящей обслуживание и инспекции технике, управляемой профессиональным пилотом, в летную погоду, тогда ваш полет будет безопасным на вертолете любого типа.

Расскажите подробнее о вашем авиапарке: типы, модели вертолетов?

Легкий Robinson R66 отличный вертолет, у нас две машины данной модели. Они выполняют множество задач по оперативной переброске специалистов, доставке небольших грузов как в салоне, так и на внешней подвеске. Пассажировместимость R66 — 4 пасса-жира и 1 пилот. У Airbus Helicopters H130 пассажировместимость больше — 6 пассажиров и пилот. Этот вертолет также используем для транспортировки грузов, перевозки сотрудников, для решения представительских задач.

Рис. 3. Калькуляция лизинга.png

Рис. 3. Калькуляция лизинга вертолета Robinson R66 (сезонный график)

Сами пилотируете или всегда полагаетесь на пилота?

Вертолеты сложная техника, доверять ее стоит только профессионалам. У нас работают опытные пилоты, с большими налетами. На них можно положиться. Не скрою, сам я умею и люблю пилотировать. Нравится летать вторым пилотом, налетал уже свыше 700 часов. Пилотирование — чистое удовольствие. Сконцентрировавшись на выполнении нового и сложного для тебя, непривычного для повседневности действия, уходишь в него «с головой», отвлекаешься от рутины и отдыхаешь. 

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2018 г.

Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X