19 апреля 2024, Пятница02:27 МСК
Вход/Регистрация

Барбора Величкова

Моравская компания «Ferrit s.r.o.» за свою 25-летнюю деятельность в горнодобывающей промышленности стала мировым лидером в проектировании и производстве шахтного подвесного транспорта. В то же время компания является первопроходцем в области разработки и производства шахтных аккумуляторных локомотивов и как единственная компания в мире производит специальный локомотив, т.н. ковшовую машину для обслуживания и зачистки рельсового пути и канавок с обеих сторон рельсового пути в горных выработках. Оборудование фирмы «Ferrit s.r.o.» работает в угольных шахтах и рудниках во всем мире. В настоящее время фирма работает над проектом для Южной Африки. «Сейчас мы заканчиваем работу над уникальным проектом для платиновой шахты, в котором для заказчика мы подготовили наше ноу-хау в виде использования комбинированного транспорта, который пока что нигде не использовался», — рассказала для журнала «Золото и технологии» коммерческий директор инженер Барбора Величкова.

Барбора Величкова.pngБарбора Величкова —  коммерческий директор Ferrit 

За 25 лет своей деятельности  компания «Ferrit» создала широкое  производственное портфолио. Что является Вашим наиболее востребованным товаром? 

С начала своей деятельности фирма «Ferrit» концентрируется на проектировании и производстве транспортных систем для подземных шахт. За последние два десятилетия портфолио нашей компании значительно расширилось, поэтому мы разделяем его на несколько категорий. 

Самой важной категорией в нашем бизнесе являются подвесные транспортные системы, которые состоят из монорельсовой подвесной дороги, тяговых средств, таких как локомотивы и маневровые устройства. Подвесные составы дополнены транспортными гидравлическими подъемными устройствами, кабинами для перевозки людей и контейнерами для транспортировки материала. Все это оборудование мы разрабатываем и производим сами. Подвесная система транспортировки, в отличие от классического напочвенного транспорта, имеет огромное преимущество для подземных горных выработок в том, что ее можно применять в больших наклонах горной выработки, почва при этом остается свободной для другого использования. Сечение горной выработки может быть меньше, чем для других типов шахтного транспорта. Подвесная дорога состоит из сегментов рельсов (I профиль), которые крепятся к кровле горной выработки. Конструкция подвесной дороги позволяет копировать профиль горной выработки как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В качестве тягового средства мы используем подвесные локомотивы, которые совместно с подъемными устройствами образуют подвесные транспортные составы. К ним подвешены, согласно типу транспорта, кабины для перевозки людей или контейнеры для транспортировки материала. Подвесные транспортные составы используются также для транспортировки отдельных механических сегментов оснащения забоя, секций механизированной крепи и другого шахтного оборудования. Есть много производителей подвесного транспорта, но нам удалось оперативно отреагировать на спрос данного типа шахтного транспорта среди первых, поэтому мы стали крупнейшим производителем и завоевали стратегические рынки мира. В этой категории мы предлагаем своим заказчикам четыре типа дизельных подвесных локомотивов и аккумуляторный подвесной локомотив. Все локомотивы предназначены для перевозки людей и материала в подвесных составах на большие расстояния. Для обеспечения транспортировок и манипуляции с грузом на коротких расстояниях вблизи забоя мы предлагаем несколько типов дизель-гидравлических и электрогидравлических маневровых устройств. Подвесные составы локомотивов и маневровых устройств сконфигурированы с подходящими подъемными транспортными устройствами с грузоподъемностью от 8 до 40 т в соответствии с конкретными требованиями и условиями в шахте. Транспортные составы мы также дополняем различными типами транспортных контейнеров и кабин.

Напочвенный локомотив PLP130F.png

Напочвенный локомотив PLP130F

Ваши заказы по оснащению шахт являются комплексными, какие следующие категории изделий фирмы «Ferrit»?

Следующей категорией является напочвенный транспорт. В этой категории мы предлагаем шахтные локомотивы дизельные, аккумуляторные, контактные и локомотивы для работы на поверхности. Наша компания производит локомотивы, соответствующие высоким требованиям по безопасности, которые сертифицированы и предназначены для работы в среде с опасностью взрыва газа и угольной пыли. Мы поставляем локомотивы, например, для компании Мосметрострой, которая строит в Москве метро. В нашем портфолио мы также имеем специально модифицированные локомотивы, которые могут эксплуатироваться на поверхности при очень низких температурах. Например, локомотив типа PLP130F с дополнительным оборудованием для очистки снега с рельсового пути используется на предприятии для обработки меди компании АО «Уралэлектромедь» (УГМК) в г. Верхняя Пышма.

Поскольку мы стремимся предлагать нашим клиентам комплексное решение горного транспорта, за последние годы мы расширили нашу производственную программу, включив в нее колесный транспорт, который применяется в основном в рудниках. Ввиду того что мы имеем многолетний опыт разработки машин и оборудования во взрывозащищенном исполнении, мы разработали так же универсальную колесную машину во взрывозащищенном исполнении.

Также мы изготавливаем специальные зубчатые напочвенные дороги. Это специальные зубчатые тягачи и зубчатые дороги для использования в шахтах с большим углом наклона. С большими уклонами мы столкнулись как раз при строительстве некоторых станций метро в Москве. Условия не позволяли использовать обычные напочвенные локомотивы, поэтому для транспортировки мы использовали зубчатые системы, которые предназначены для больших уклонов до 40°. С помощью этих систем можно транспортировать очень тяжелые грузы массой до 80 т.

Не могу не отметить и другое шахтное оборудование, как, например, универсальные машины на гусеничном шасси со съемными механизмами — буровой гидравлической стрелой, фрезерной головкой, гидравлическим молотом, погрузочным ковшом и поддирочным ковшом, которые предназначены для поддирки вспученной почвы в угольных шахтах в результате воздействия давления в шахтах. Также это оборудование для оснащения депо в шахте, заправочная станция топлива, гибочная машина шахтных профилей, дробилки угля и оборудование для горноспасателей. 

Одной из новинок нашей производственной программы является шахтная ковшовая машина, которую мы разработали в прошлом году и уже поставляем ее на рудники, где она используется для зачистки рельсового пути. Это по своей сути локомотив, оборудованный вращающейся кабиной и гидравлической стрелой с быстрозажимным устройством, позволяющим использовать различные виды лопат, ковшей и рыхлителей.

Напочвенный локомотив PLP130F.png

Напочвенный локомотив PLP130F

________________________________________________________________________________________


Профессиональное резюме автора

В 1990 году Барбора Величкова закончила Горно-геологический факультет Горного университета в Остраве по специальности генетика, проектирование и строительство шахт.

Перед приходом в компанию «Ferrit s.r.o.» работала в строительной промышленности, в области информационных технологий. Несколько лет работала в голландских фирмах в области отделки металлов, которые поставляют технологии горячей оцинковки, технологии обработки и регенерации морильных ванн. В компании «Ferrit» начала работать в 2011 году в качестве коммерческого менеджера по продажам в России. В компании начала развивать новые рынки в странах Южной Африки. С 2014 года работает на позиции коммерческого директора. 

Говорит на английском, русском  и испанском языках. Замужем, два сына.
________________________________________________________________________________________

Подвесной дизель-гидравлический локомотив DLZ210F в угольной шахте.png

Подвесной дизель-гидравлический локомотив DLZ210F в угольной шахте

Параметры безопасности для работы в шахте очень строгие, какая должна быть аттестация и какие условия сертификации Вам необходимо исполнять?

Все машины и оборудование, предназначенные для использования в подземных шахтах, должны соответствовать строгим правилам безопасности. А там, где существует опасность взрыва, оборудование должны быть сертифицировано для использования в шахтах с опасностью взрыва газа и угольной пыли. Прежде всего подвесные системы и зубчатые локомотивы должны быть испытаны в экстремальных условиях. Поэтому мы решили построить испытательный полигон. Здесь мы можем симулировать реальные условия шахты. Подвесную и зубчатую напочвенную дороги мы можем поднять на испытательном мосту нашего полигона до уклона, как в реальных гор-ных выработках. Локомотивы ездят вверх и вниз по мосту уклоном от 10 до 40° с грузом в несколько десятков тонн. Одновременно мы испытываем и регулируем тормозную систему и все элементы безопасности.

Каждый новый прототип должен быть сертифицирован и испытан в аккредитованных чешских и европейских испытательных лабораториях. Это прежде всего сертификация взрывобезопасного исполнения машин. Такому строгому контролю подлежит и наш производственный процесс, который дает нам право производить взрывозащищенное оборудование.

Универсальный тягач со съемными кассетами DTK130F.png

 Универсальный тягач со съемными кассетами DTK130F

Что отличает Вас от мировой конкуренции? 

Чем мы отличаемся от конкурентов? Компания «Ferrit» является крупнейшим в мире производителем подвесных транспортных систем. Как я уже говорила, мы смогли оперативно отреагировать на спрос подвесного транспорта в шахтах. В этой категории горного транспорта мы разработали несколько типов локомотивов, маневровых устройств и подъемных устройств, в результате чего мы стали крупнейшим производителем и заняли ведущие рынки мира.

Нашей целью является не только продать заказчику машину, но также сотрудничать с ним при подготовке проектов решения логистики и оптимизации шахтного транспорта, которые ведут к более эффективному процессу транспортировки в шахте, имеют значительное влияние на производительность шахты и снижают эксплуатационные расходы.

Все машины разрабатываются у нас на фирме. У нас есть команда экспертов с большим опытом работы. Мы разрабатываем машины на основе требований заказчика согласно параметрам конкретной шахты. Это не серийное производство — начертить, испытать и изготовить. Это то, что у нас получается и это наш заказчик больше всего ценит. Мы способны в течение одного года разработать и поставить комплектный проект решения шахтного транспорта средней по размерам шахты. Мы можем за короткое время модифицировать существующее производственное портфолио и поставить нашим заказчикам машины и оборудование в соответствии с требованиями для конкретных условий в шахтах.

Где можно увидеть Ваше оборудование, на каких заказчиков Вы ориентируетесь в первую очередь? Сколько процентов Вашей продукции идет на экспорт, а сколько на внутренний рынок?

В первую очередь мы ориентируемся на горнодобывающие компании, которые ведут добычу подземным способом. В прошлом мы ориентировались в первую очередь на угольные шахты. В связи с кризисом в угольной промышленности на протяжении последних 3 лет мы сосредоточили свое внимание также на рудниках, которые отличаются от угольных шахт технологией добычи и типом используемой механизации и транспортных средств. 

К сожалению, в Чешской Республике у нас все меньше и меньше возможностей для продаж. В прошлом мы в больших объемах поставляли нашу технику в угольные шахты OKD. Однако со снижением добычи угля продажи на внутреннем рынке значительно снизились. 

В настоящее время около 85 % продукции предназначено для экспорта, а оставшиеся 15 % поставляются на внутренний рынок.

Основными заказчиками являются горнодобывающие фирмы, прежде всего в России, Польше, Китае, Казахстане, Мексике, Украине, Турции и других странах. Мы стремимся расширить свое поле деятельности и на новые рынки, такие как Индия, Вьетнам, Иран, страны Центральной Африки и Латинской Америки.

Испытательный полигон на заводе Феррит в Чехии.png

 Испытательный полигон на заводе Феррит в Чехии

Здесь есть потенциал для развития горнодобывающей промышленности и, следовательно, экспортный потенциал для Вашей фирмы?

Наибольший потенциал по-прежнему находится на российском рынке, но также и в Польше, где у нас длительный опыт работы. В Азии это Китай, где мы начинали свою работу 10 лет назад, а сейчас мы являемся постоянным поставщиком. На китайском рынке мы все еще видим резервы и большой потенциал. Крупным заказчиком была Украина. К сожалению, из-за политического и экономического кризиса крупные поставки были сведены к минимуму, и в настоящее время мы поставляем только запасные части. Среди других постсоветских республик важным заказчиком для нас является Казахстан, куда мы поставляем оборудование в угольные шахты. Также у нас есть заказчики в Боснии и Турции. Мы начинаем развивать отношения с Вьетнамом, вышли мы и на индийский рынок. Уже несколько лет мы работаем в Мексике, куда мы поставляем оборудование для угольных шахт. Возможно, в будущем нашими заказчиками станут так же Перу, Боливия, Колумбия и Эквадор. В этих странах мы только начинаем развивать свою деятельность. Мы также хорошо зарекомендовали себя в Африке, прежде всего в Южной Африке и ближайших странах, таких как Замбия, Зимбабве и Ботсвана.

Есть огромная разница оборудовать шахту или оборудовать какое-либо другое рабочее место. Вы поставляете машины в угольные и рудные шахты в Польше, России, Мексике, Китае и Южной Африке? Несомненно, при этом речь идет о совершенно разных требованиях к оснащению шахт?

Каждый рынок имеет свою специфику. Например, оборудование, которое мы поставляем на русский рынок, это оборудование в основном для угольных шахт, не подходит для Африки. На африканском континенте нам пришлось приспосабливаться к условиям шахт по добыче другого сырья, такого как золото, платина и алмазы. Эти шахты отличаются технологией добычи и общим концептуальным решением всей шахты. Мы умеем спроектировать такую транспортную систему, чтобы транспорт, как вспомогательные процесс добычи, был для заказчика более эффективным и экономически выгодным.

Азиатские страны, такие как Индия и Вьетнам, это развивающиеся страны, прежде всего в области добычи угля. Здесь мы не можем говорить о сложном горнодобывающем оборудовании, которое мы можем увидеть в Европе, где горнодобывающая промышленность медленно отступает. 

Деятельность по проекту — транспортные решения.png

Деятельность по проекту — транспортные решения

Работа по подготовке проектов для шахт должна быть очень интересной. У Вас есть интересный или уникальный проект, который Вы уже реализовали?

Крупным и трудоемким проектом было строительство угольной шахты в Турции. Об этом я расскажу позже. Сейчас я бы хотела отметить уникальный проект оптимизации шахтного транспорта, который мы подготавливаем в Африке. Мы начали интенсивно интересоваться именно африканскими рудниками, которые имеют другую технологию добычи, чем угольные шахты. После ознакомления с условиями добычи в Африке мы обнаружили их большую проблему. Некоторые шахты эксплуатируются длительное время и являются очень большими, а расстояние транспортировки достигает нескольких десятков километров. Местная логистика сталкивается с проблемой емкостного обеспечения всех рабочих мест и тем самым с высокой плотностью транспортных средств. Транспортная мощность очень низкая. Поэтому мы предложили комплексное логистическое решение, которое обеспечит плавное, координированное и эффективное использование транспортных единиц в работе всей шахты. Этот проект уникален в этой области. Для заказчика такое решение логистики имеет большую экономическую выгоду, потому что нет простоя в снабжении рабочих мест и бесперебойно может осуществляться добыча и проходка горной выработки. 

На Вашем сайте часто говорится о большой аквизиции в Турции, о каком проекте идет речь?

Проект Adularya, как мы его называем, был нашим крупнейшим проектом, который мы успешно реализовали. Это был проект строительства подземной угольной шахты, которая поставляет уголь на тепловую электростанцию турецкой Адуларии (Adularii). В строительстве энергетического источника с двумя блоками мощностью 145 МВт принимал участие консорциум чешских фирм. Компания «Ferrit» была генеральным подрядчиком строительства угольной шахты. В истории фирмы это был самый крупный проект, который был успешным. Проект был финансирован Чешским экспортным банком. Общая стоимость проекта составила 77 млн евро.

Доля отдельных рынков в обороте компании.png

Доля отдельных рынков в обороте компании

В 2005 году объем продаж фирмы «Ferrit» составил около 400 млн крон. Какой объем продаж Вы ожидаете в этом году?

С 2005 года оборот компании значительно вырос благодаря реализации проекта в Турции. К сожалению, мы пережили два кризиса. Глобальный финансовый кризис в 2008 году длился недолго. Последний кризис был связан с резким снижением цен на нефть, уголь и другие сырьевые материалы. Этот кризис начал проявляться в 2013 году и постепенно заканчивается в этом, мы уже видим значительное улучшение. Оглядываясь назад, могу сказать, что в некоторых отношениях этот кризис был для нас полезным. Во время кризиса мы не спали и готовились к другим вариантам развития и оживления, которые закономерно должны были настать. Мы перестали надеяться только на угольные шахты, а сосредоточились на работе в области рудников. За короткое время нам удалось развить этот сегмент. Мы разработали контактные локомотивы, которые идеально подходят для рудников. Мы начали выпускать и другие типы колесных машин. В этом году мы ощущаем прогресс во всех отношениях. Большим плюсом для нас было то, что мы не начали массово увольнять сотрудников во время кризиса. Наши старания оправдались. В последующие годы мы бы хотели оборот 2005 года увеличить в несколько раз. Ситуация улучшается. В 2016 году объем продаж составил 800 млн крон и благодаря турецкому проекту за эти годы был в 3 а то и в 4 раза выше, чем в 2005 году.

Капиталовложения в столь обширную производственную программу должны быть большими? В какую область они больше всего направлены?

Несмотря на то, что в последние годы мы переживали кризис, мы понимали, что нам необходимо быть хорошо подготовленными к конъюнктуре и иметь возможность выпускать на рынок новые изделия. Мы инвестировали около 250 млн крон в строительство новых монтажных цехов, покупку новых обрабатывающих станков и расширение испытательных полигонов. В настоящее время мы можем испытывать не только подвесной транспорт, но также скоростные подвесные локомотивы и контактные локомотивы. 

У Вас есть свой экспериментальный цех? Получается у Вас удержать его так, чтобы разработки проходили непрерывно без проблем? 

Команда конструкторов и разработчиков создавалась постепенно. На сегодняшний день это около 40 специалистов, от инженеров-механиков и электротехников, специалистов по гидравлике и двигателей внутреннего сгорания. Это также специалисты по проектированию и другие. У нас есть современный экспериментальный цех, в котором создаются прототипы новых машин, в тесном сотрудничестве с конструкторским отделением. Возле экспериментального цеха расположен полигон, на котором проходят испытания машин. Что касается возраста, так нам удалось объединить опытных работников, которые имеют многолетний опыт работы, с молодыми талантливыми специалистами. Коллектив стабильный. Мы стараемся для каждого из них создать условия для развития.

Новый тип подвесного локомотива – DLZ50F.png

Новый тип подвесного локомотива – DLZ50F

Что в настоящее время разрабатывают Ваши конструкторы? Какую новинку могут ожидать заказчики?

В настоящее время мы можем предложить заказчикам новый прототип контактного локомотива и универсальной колесной машины. Также мы начали разрабатывать колесный погрузчик.

В области подвесного транспорта у нас есть новый подвесной дизельный локомотив, который является четвертым типом дизельного локомотива. Мы разрабатываем новые типы подъемных устройств. При разработке новых машин мы должны быть в узком контакте непосредственно с шахтерами в шахтах, поскольку нам необходимо максимально эффективно решать функциональность машины так, чтобы шахтерам максимально облегчить работу в шахте.

Исключительной является разработка и производство аккумуляторного подвесного локомотива. На основе требований заказчиков в шахтах, где сложные условия вентиляции, мы решили разработать локомотив с электроприводом, соответствующий требованиям безопасности труда и экологии, в котором источником энергии являются аккумуляторы. В некоторых шахтах расстояния очень большие, превышают 25 км от вертикального ствола, а центральная вентиляция уже не справляется с достаточным проветриванием отдаленных участков шахты. Работать в таких условиях очень тяжело. Дизельные транспортные средства еще больше загрязняют воздух, а двигатели внутреннего сгорания нуждаются в большом количестве кислорода. Вместо двигателей внутреннего сгорания мы используем электромоторы. Батарея подвешена в составе подвесного локомотива в специальном взрывозащищенном контейнере. В последние годы развитие технологий электроприводов идет значительно вперед, поэтому и мы стремимся идти в ногу с временем.

Какие ваши производственные мощности и численность сотрудников в настоящее время?

В настоящее время у нас работает 290 сотрудников. Как и большинство машиностроительных фирм, мы столкнулись с недостатком опытных и квалифицированных работников в области машиностроительного производства, хотя мы и старались минимально снижать число работников во время кризиса. В частности, не хватает обслуживающего персонала обрабатывающих станков с ЧПУ, сварщиков, специалистов в области гидравлических систем и электрооснащения машин, сервисных техников и монтажников.

Тяжелая промышленность традиционно связана с экологией и охраной окружающей среды, как Вы справляетесь с этой областью?

Горнодобывающая промышленность оказывает большое влияние на окружающую среду. Наша компания занимается производством шахтного оборудования для микросреды под землей, мы стремимся совершенствоваться прежде всего в области безопасности, экологии и комфорта для шахтеров в шахтах. Это означает, что наше развитие сосредоточено на минимизации высоких шумов и снижении выбросов в шахтах. Мы можем значительно повлиять на плотность шахтного транспорта посредством комплексного решения целой системы логистики, когда благодаря координированной и контролируемой эксплуатации транспортных единиц в шахте мы можем значительно снизить число локомотивов, а тем и загрязнение воздуха в шахте. 

Катастрофы в горной промышленности случаются уже не так часто. Тем не менее при конструировании и производстве машин Вы учитываете и эти варианты?

Крупные аварии в шахтах происходят в результате подземных землетрясений, то есть под влиянием геологических процессов, возникающих в кровле. Добыча полезных ископаемых вызывает подземные толчки и подрывает ландшафт. Другой большой опасностью является метан, который выделяется главным образом в угольных шахтах. Наша деятельность в области развития направлена на повышение безопасности и оптимизацию организации работы в горной выработке как работников, так и машин. Мы не можем повлиять на геологические процессы, но мы можем помочь спасти жизни, оснастив все транспортные единицы, включая персонал, детектирующими приборами. 

Наши машины оснащены метанометрами. В случае появления высоких концентраций метана на дисплее нашего локомотива в кабине оператора появится предупреждение и локомотив автоматически сам отключится. Рабочие в шахтах также оснащены аналогичными устройствами обнаружения. Диспетчер, который руководит сменой, видит движение всех машин и людей в шахте. В случае угрозы, включая обвалы, он видит, где находятся отдельные работники. Также мы производим системы для мониторинга состояния шахтного воздуха, такие как датчики для контроля концентрации метана, окиси углерода, двуокиси углерода, скорости движения воздуха и датчики для измерения сейсмической активности. 

Первая Ваша профессия шахтер? Почему Вы начали свою трудовую деятельность именно в этой отрасли?

Я выросла в угольном крае. В соседнем городе Острава был металлургический завод Витковице, который меня всегда очаровывал. Уже в детстве мне нравились промышленные сооружения из железа, литейные заводы и другая тяжелая промышленность. Меня всегда вдохновляли романы Жюля Верна. Эти детские увлечения помогли мне в выборе будущей профессии. Я поступила на Горно-геологический факультет Горного института в Остраве-Порубе, по специальности строительство шахт и геотехника. Благодаря этому я получила обширные знания о проектировании и строительстве шахт, их работе, технологии добычи, машиностроительном оснащении шахт, проходке горных выработок, вентиляции и безопасности, включая горную коммуникацию. Меня интересовали геология, минералогия и другие технические предметы, которые были для меня хорошей подготовкой для будущей профессии. Если хотите предлагать заказчику машину, которая работает под землей, так без этих знаний вам не обойтись. В нашей отрасли вместе с заказом необходимо понимать и широкое окружение. Под этим я имею в виду, что для нас очень важно вести переговоры с заказчиком не только в кабинете, но и общаться с шахтерами прямо в шахте. Эта работа очень интересная, несмотря на то, что в шахте я никогда не работала, так как у нас запрещено женщинам работать в шахте. Однако во время моих деловых поездок в Россию или Южную Африку я встречалась с женщинами, работающими в шахтах как геологи, шахтные землемеры и диспетчеры. 

Я хочу также сказать, что в этой чисто мужской профессии мне удалось совместить карьеру с материнством и заботой о семье. В 1990 году, когда я окончила университет, горная промышленность в Остравском регионе переживала значительный упадок, с этим было связано снижение числа рабочих мест в районе Остравы и Карвины. И поэтому я несколько лет занималась детьми. Я изучила английский язык в Государственной школе языков. Возврат на рынок труда в середине 90-х годов был сложным. Для женщины с маленькими детьми и почти без опыта работы это было тяжело. Я работала в строительной промышленности, в области информационных технологий, а также несколько лет в голландских компаниях в области отделки металлов, которые поставляют технологии горячей оцинковки, технологии обработки и регенерации морильных ванн. Я работала на рынках Чехии, Словакии и Польши. В то время я приобрела ценный практический опыт коммерсанта. Потом счастье улыбнулось мне. Я нашла работу в компании, которая была близка к добывающей промышленности. Так я вернулась к тому, что меня всегда интересовало. 

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2018 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X